Взаимосвязь государственного кредита и государственного долга

Сегодня мы ответим на вопросы по теме: "Взаимосвязь государственного кредита и государственного долга" с профессиональной точки зрения с комментариями и выводами. Просьба все вопросы задавать дежурному специалисту.

Взаимосвязь бюджетного дефицита, государственного долга и государственного кредита

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 11:17, реферат

Описание работы

В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы, то есть возникает бюджетный дефицит

Работа содержит 1 файл

Взаимосвязь бюджетного дефицита.doc

Взаимосвязь бюджетного дефицита,

государственного долга и государственного кредита

В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован . Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы , то есть возникает бюджетный дефицит. При нехватке собственных доходов для покрытия дефицита госбюджета государство располагает двумя источниками его восполнения: дополнительным выпуском денег в обращение, что порождает инфляцию , и привлечением заемных ресурсов от граждан , предприятий , организаций данного государства , а чаще всего от иностранных государств , то есть путём государственного кредита. Как правило, из текущих бюджетных дефицитов не удается полностью выплачивать проценты и в срок погашать государственные займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают все к новым займам; покрывая старые долги, они делают все больше новые.

Государственный долг растет в разных странах разными темпами. Превышение государственного долга над выпуском валового продукта более чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивого денежного обращения.

Государственный кредит — это средство регулирования государством экономического развития. Он имеет важное значение для регулирования денежного обращения , определения уровня процентных ставок и валютного курса .

Необходимость государственного кредита заложена объективно в возможности несбалансированности доходов и расходов государства (дефицит госбюджета), которая покрывается привлечением заемных средств.

Увеличение заимствований государством ведет к росту государственного долга.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Государственный кредит формирует часть государственного внутреннего долга. Значительная доля государственного долга состоит из внешних займов, которые связаны с развитием международного кредита. Увеличение заимствований государством ведет к росту государственного долга.

Бюджетный дефицит. Причины и характер возникновения

Наиболее часто встречающаяся в экономической практике сложная ситуация — это дефицит бюджета, т. е. превышение расходов бюджета над его доходами. Дефицит рассматривается как временный, если имеются перспективы его преодоления и он не составляет более 3% ВВП. Если бюджетный дефицит составляет до 10% суммы доходов — это допустимый дефицит, но если он более 20% суммы доходов — это критический дефицит.

Дефицит государственного бюджета — это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. Однако, качество самого дефицита может быть разным:

-дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики;

-дефицит возникает в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий и т. п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода;

-дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

Таким образом, бюджетный дефицит отражает определенные изменения в процессе национального воспроизводства, фиксирует результат этих изменений. Отсюда ясно, что в условиях динамично развивающейся экономики с устойчивыми, а главное, эффективными международными связями бюджетный дефицит (конечно, в количественно допустимых границах) не страшен. Его не следует излишне драматизировать, ибо в долг жили и продолжают жить многие экономически развитые страны.

Возникновение дефицита обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализацию принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск «пустых» денег. Особое значение из них имеют спад производства и рост теневого сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, и, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь теневая экономика отличается от обычной («легальной») лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. Государственные органы их не видят, они находятся в «тени».

Основные причины бюджетного дефицита отдельных стран можно объединить в три группы.

1.Необходимость осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае дефицит отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства. Еще Дж.М.Кейнс обосновал возможность допущения опережающего роста государственных расходов над доходами на определенных этапах развития общества в целях взбадривания экономического роста и обеспечения полной занятости. И в этом, безусловно, есть рациональное зерно.

2. Результат чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий и т.п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам дохода особого рода.

3. Кризисные явления в экономике, неэффективность финансово- кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем экономические процессы.

Государственный долг. Меры борьбы с ним .Последствия госдолга

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний государственный долг — задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством. Внешний долг — задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям.

Предметом особого внимания является внешний долг. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений от экспорта товаров и услуг страны, например превышают 20-25%, то ситуация становится критической. Это отражается, в частности, на кредитном рейтинге страны. В результате становится трудно привлекать новые займы из-за рубежа. Их предоставляют неохотно и под более высокие проценты, требуя залогов или особых поручительств.

Читайте так же:  Разрешение трудовых споров шпаргалка

Обычно правительства стран-должников принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадежных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Отметим несколько возможных путей.

1. Традиционный путь — выплата долгов за счет золотовалютных резервов; для закоренелых должников этот путь, как правило, исключен, так как у них эти резервы исчерпаны или очень ограниченны.

2. Реструктуризация (консолидация) внешнего долга, которая возможна только с согласия кредиторов. Кредиторы создают специальные организации — клубы, где вырабатывают солидарную политику по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять свои международные финансовые обязательства.

Наиболее известные — Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и Парижский клуб, объединяющий страны-кредиторы. Оба названных клуба неоднократно шли навстречу просьбам стран-должников об отсрочке выплат, а в ряде случаев частично списывали долги.

3. Сокращение размеров внешнего долга путем конверсии, т.е. превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции, практикуемое в некоторых странах. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране-должнике недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале, права. Одним из вариантов превращения внешней задолженности в иностранные капиталовложения является участие хозяйствующих субъектов страны-кредитора в приватизации государственной собственности в стране-должнике. В таком случае заинтересованные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.

4. Обращение страны-должника, попавшей в тяжелое положение, к международным банкам — региональным, Всемирному банку. Такие банки, как правило, предоставляют льготные кредиты для преодоления кризисной ситуации, но обусловливают свои кредиты жесткими требованиями к национальной экономической политике, в частности к денежно-кредитной политике, поощрению конкуренции и приватизации, сведению до минимума дефицита государственного бюджета.

Рост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия:

1.Выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят более обеспеченным.

2.Повышение ставок налогов может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложению средств в новые рискованные предприятия, в инновации, а также усилить социальную напряженность в обществе.

3.Выплаты процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части реального продукта за рубеж. Кроме того, рост внешнего долга снижает международный авторитет страны и вызывает психологический эффект, усиливая неуверенность населения страны в завтрашнем дне.

Государственный кредит. Его функции

Государственный кредит — совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Основой государственного кредита являются возвратность и платность. Однако государственный кредит отличают более низкие процентные ставки, обусловленные экономической и социальной значимостью кредитуемого проекта (сельское хозяйство, малый бизнес, конверсия, выход на международные рынки и др.) Как финансовая категория государственный кредит выполняет две функции: фискальную и регулирующую.

Фискальная функция государственного кредита состоит в том, что посредством кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства. Положительное действие фискальной функции государственного кредита состоит в более равномерном распределении налогового бремени во времени.

Регулирующая функция государственного кредита охватывает состояние денежного обращения, уровень ставок на рынке денег и капиталов, производство и занятость.

При регулировании денежного обращения с использованием государственного кредита возможны следующие варианты:

· абсолютное сокращение наличной денежной массы происходит, если деньги занимают у физических лиц, а затем их используют для кредитования конкретных инвестиционных программ юридических лиц;

· объем наличной денежной массы не изменяется, если заем у физических лиц расходуют на оплату труда в бюджетной сфере, пенсии и т.п.;

· объем наличной денежной массы возрастает, если государство занимает деньги у юридических лиц, а затем направляет эти средства на выплаты населению и работникам бюджетной сферы.

Государственный кредит оказывает положительное влияние на производство и занятость:

1)кредитуя и гарантируя поставки товаров отечественных производителей за рубеж (конкурентная борьба монополий на внешних рынках);

2) компенсируя банкам потери при разорении добросовестных заемщиков из малого бизнеса (развитие малого и среднего бизнеса);

Источник: http://www.stud24.ru/economics/vzaimosvyaz-bjudzhetnogo-deficita-gosudarstvennogo-dolga/188850-550442-page1.html

Что такое государственный кредит простыми словами?

Государственным кредитом называется совокупность финансово-материальных отношений, в которых одной из сторон выступает государство, а второй — физическое или юридическое лицо, международные компании или другая страна. Кредитование является неотъемлемой частью финансовой структуры.

Особенности кредитования

Сущность абсолютно идентична стандартному кредиту, хоть и есть важные особенности:

  1. Государство не обязано указывать причину, по которой требуется заключение кредитного соглашения.
  2. Основной целью кредитования является восполнение дефицита бюджета.
  3. Управление денежным обязательством осуществляется правительственным органом.
  4. Заем обеспечивается всем имуществом, принадлежащим государству.
  5. Доходы от данной формы кредитования занимают вторую строчку после налогов для финансирования экономической, социальной и политической деятельности страны.

Предоставление заемных средств осуществляется на добровольной основе.

Какие функции выполняет государственный кредит?

  1. Перераспределение финансов с учетом текущих потребностей экономики.
  2. Регулирование денежного потока и процентных ставок внутри страны за счет большого объема сделок.
  3. Контроль государственного бюджета, который осуществляется представителями власти.

Государственный кредит является важной частью экономики страны, без которой невозможно быстрое и стабильное экономическое развитие. При этом сумма государственного долга является показателем не слабой экономики, а высокого кредитного рейтинга страны.

Основные виды

Ключевые формы кредитования:

  1. Централизованные займы подразумевают выпуск ценных бумаг (облигации) федеральным государственным органом.
  2. Децентрализованные находятся в руководстве местных органов самоуправления и муниципалитетов.

По географическому признаку выделяются:

  • внешние кредиты (займы у иностранных государств);
  • внутренние (реализация ценных бумаг в пределах страны).

Дополнительно выделяются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные кредиты.

Условия получения

Важнейшими параметрами предоставления заемных средств являются:

  1. Длительность — один из основных пунктов. Определяется исходя из суммы, экономических возможностей заемщика и других факторов. В среднем составляет 5-10 лет.
  2. Обязательства сторон прописываются в рамках обоюдной договоренности.
  3. Размер и периодичность внесения платежей. При наличии штрафных санкций информация тоже прописывается в договоре.
  4. Процентная ставка устанавливается на определенном уровне и не меняется в течение действия соглашения.

В целом суть не отличается от стандартного понятия «кредит». Основное отличие в масштабах.

Принципы функционирования государственного кредита

В основу финансовых отношений заложена необходимость соблюдения интересов всех участвующих сторон. Ключевыми принципами, характерными для госкредита являются:

  • добровольность;
  • возмездность (необходимость возврата с процентами);
  • целевая направленность (кредит берется для решения определенных задач);
  • обеспеченность всем имуществом, принадлежащим государству;
  • срочность (период погашения);
  • возвратность (обязательство вернуть заемные средства).

Соблюдение данных принципов является основным преимуществом, которым обладает данная форма кредитования. Они делают государственный заем выгодным вложением для кредитора и целесообразным для заемщика.

Плюсы и минусы

Преимущества государственного кредита:

  • возможность регулирования финансовых потоков внутри страны;
  • пополнение федерального, регионального или муниципального бюджета без дополнительной эмиссии средств;
  • укрепление взаимоотношений между странами при получении или предоставлении внешнего займа;
  • возможность развивать экономику государства без изъятия средств из бюджета.
Читайте так же:  Компенсация за неиспользованный отпуск какой счет

Несмотря на большое количество плюсов, есть и недостатки:

  • рост производственных расходов, из-за необходимости компенсировать проценты по займу;
  • если экономика страны не справляется с погашением долгового обязательства, возможно повышение налоговой нагрузки.

Увеличение налоговых сборов негативно сказывается на развитии предпринимательства в стране, что в свою очередь отрицательно влияет на общую экономическую ситуацию. Чтобы государственный кредит не привел к ухудшению благосостояния населения, необходимо тщательно анализировать нюансы перед оформлением займа, правильно рассчитать возможности экономики для погашения долга.

Источник: http://www.sravni.ru/enciklopediya/info/gosudarstvennyj-kredit/

Гос. долг и гос. кредит

Государственный кредит — совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическимилицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями — с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта.

Цели и задачи государственного кредита

Государственный кредит независимо от формы его существования имеет, как правило, добровольный характер. Пример отклонения от добровольного характера — обязательная подписка на государственные облигации в годы после Великой Отечественной войны в СССР, предназначенные для сбора средств на восстановление народного хозяйства после войны.

Государственный кредит используется государством для решения различных задач:

поиск финансовых ресурсов для финансирования государственных расходов, увязки доходов и расходов;регулирование макро- и микроэкономических процессов;воздействие на социальную и денежно-кредитную политику.Государственный кредит и государственный долг

Государственный кредит тесно связан с категорией государственного долга. Увеличение заимствований государством ведет к росту государственного долга. Под государственным долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обязательства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг обеспечивается всем находящимся в собственности государства имуществом, составляющим государственную казну. Под государственным долгом субъекта Российской Федерации понимают совокупность его долговых обязательств, которые обеспечиваются всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим его казну.

Долговые обязательства Российской Федерации в рамках категории «государственный кредит» могут существовать в следующей форме:

Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями в пользу данных кредиторов;

Государственные долговые ценные бумаги, выпускаемые от имени Российской Федерации;

Договоры о предоставлении государственных гарантий Российской Федерацией, договоры поручительства Российской Федерации по обеспечению обязательств третьими лицами;

Соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств государства прошлых лет;

Переоформление долговых обязательств третьих лиц в долговые обязательства Российской Федерации на основе принятых федеральных законов.

Сроки погашения долговых обязательств Российской Федерации и её субъектов не могут превышать 30 лет.

Управление государственным кредитом]

Управление государственным кредитом, связанное с обеспечением его деятельности в качестве заёмщика, кредитора и гаранта, является одним из направлений финансовой политики государства. Совокупность действий государства по управлению государственным кредитом включает:

Обслуживание и погашение государственного долга;

Выпуск и размещение новых облигационных займов:

Поддержание вторичного рынка долговых обязательств;

Регулирование рынка государственного кредита;

Выработка порядка, условий и форм предоставления государством кредитов.

Основными органами государственной власти, осуществляющими управление государственным кредитом, являются Министерство финансов, Центральный банк.

Целями управления государственным кредитом являются достижение экономических, социальных и политических целей, которые определяются современным состоянием социально-экономического развития страны, тенденциями и перспективами её развития.

Госуда́рственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. [1] Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, а также долгов всех корпораций с государственным участием, пропорционально доле государства в акционерном капитале последних

Государственный долг тесно связан с понятием «государственный кредит»

Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа государственного долга [2] :

· Внутренний — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.

· Внешний — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.

В случае конвертируемой валюты, все кредиторы (держатели облигаций), как внутренние, так и внешние, имеют равные права, и государственный долг на внутреннийи внешний не разделяется.

Источник: http://studopedia.org/8-96506.html

23. Понятие государственного кредита и государственного долга.

Государственный кредит — совокупность кредитных отношений, в которых одной из сторонявляется государство, а кредиторами или заемщиками — физические и юридические лица. Обычно государство выступает заемщиком денежных средств, а кредиторами являются банки, правительственные учреждения, корпорации, страховые компании.

Если государство выступает в роли кредитора, то заемщиками являются местные органы управления, предприятия, субъекты внешнего мира. Кредитование осуществляют государственные банки или другие государственные учреждения финансовой сферы. В РФ этот вид кредита незначителен и даже сокращается.

Государственные займы — основная форма кредита, где государство выступает в качестве должника. Государственные займы выпускаются в денежной форме, в виде облигаций или других обязательств. Цель выпуска — покрытие бюджетного дефицита и государственного долга.

Государственный долг — сумма задолженности по выпушенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные по ним проценты). Различают внутренний и внешний долг исходя из географии размещения и валюты займа. Государственные облигации внутреннего займа одновременно выполняют функцию регулирования кредитной сферы в стране.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ «государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права».

Государственные займы можно классифицировать в зависимости:

•от места размещения госзайма: на внутренние и внешние:

•от характера заемщиков: на размещаемые центральными и местными органами управления;

•от возможности обращения на рынке: на рыночные и нерыночные;

•от срока привлечения средств: на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет);

Читайте так же:  Финансовый управляющий закрыл зарплатную карту

•от обеспеченности долговых обязательств: на закладные и беззакладные;

•от характера выплачиваемого дохода: «на выигрышные, процентные, беспроцентные;

•от метода определения дохода: на долговые обязательства с твердым доходом и с плавающим доходом;

•на займы с правом досрочного погашения и без такого права для заемщика.

В Российской практике долговые ценные бумаги, которые гарантированы Правительством РФ, включаются в состав государственного внутреннего долга. На условиях выпуска и обращения накладываются ограничения, предусмотренные законом РФ «О государственном долге РФ».

За время существования российского рынка на нем обращались следующие виды государственных федеральных ценных бумаг:

•государственные краткосрочные облигации (ГКО);

•облигации федерального займа (ОФЗ);

•облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ);

•облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВВЗ).

Как и налоги, государственные займы играют важную роль, т.е. позволяют осуществлять попол-нение государственных денежных фондов. Государственные займы являются эффективным источником финансирования капитальных вложений, которые носят долгосрочный характер.

Необходимость погашения долга влечет за собой необходимость сбора налогов, достаточных для возмещения основной части государственного долга и процентов по нему.

Внешние долги России делятся на две части:

•перешедшие «по наследству» от СССР (около 100 млрд. долл.);

•задолженность, образовавшаяся после 1991 г. (еще около 50-60 млрд. долл.).

Источник: http://pravo.studio/kreditovanie/ponyatie-gosudarstvennogo-kredita-45426.html

Государственный кредит.

Государственным кредитом называется комплекс экономических взаимоотношений между государством от лица органов его власти и управления, с одной стороны, а также физ- и юрлицами — с другой стороны, при которых государство является заемщиком, кредитором и гарантом.

Гарантом государство будет при взятии им ответственности за погашение займов либо выполнение иных обязательств (которые брали физлица и юрлица) на себя.

Будучи заемщиком, государство имеет влияние на объем централизованных денежных фондов. Но не все кредитные отношения, в которых государство является гарантом, будут изменяться в этом направлении. Если задолжник вовремя и полностью выплачивает необходимые суммы, то гаранту (государству) нет необходимости тратить средства сверх одолженных. Однако в большинстве случаев государственные гарантии относятся к ненадежным заемщикам и становятся причиной дополнительных расходов из централизованных денежных фондов.

У государственного, банковского и коммерческого кредита есть сходства, но и есть отличие – у них разное обеспечение. У банковского либо коммерческого кредита в роли обеспечения зачастую берутся различные ценности. Когда берутся в кредит государственные деньги, для них обеспечением будет вся платежеспособность государства, все имущество, которое находится на его балансе.

Можно выделить несколько причин обязательного присутствия государственного кредита в любом государстве:

1) наличие кассового разрыва в исполнении бюджета, то есть разницы во времени поступления доходов в бюджет и совершения расходов;

2) дефицит государственного бюджета;

3) усиление социальной ориентации экономики, рост затрат на охрану окружающей среды, что требует увеличения государственных расходов.

Цели и задачи государственного кредита.

Не важно, какую форму имеет государственный кредит, он зачастую имеет добровольный характер. Исключением была ситуация, когда после ВОВ в СССР была введена обязательная подписка на государственные облигации, которые предназначались для сбора средств на восстановление народного хозяйства.

Государственный кредит применяется государством для решения таких проблем:

  • нахождение финансовых ресурсов на финансирование государственных расходов, увязки доходов и расходов;
  • регулирование макро- и микроэкономических процессов;
  • влияние на социальную и денежно-кредитную политику станы.

Государственный кредит и государственный долг.

Государственный кредит очень связан с понятием государственного долга. Рост количества кредитований от лица государства становится причиной увеличения государственного долга. Государственный долг РФ – это долговые обязательства страны перед юр. и физлицами, нерезидентами страны, международными организациями и другими субъектами международного права. Государственный долг обеспечивается всем находящимся во владении государства имуществом, которое составляет государственную казну.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Долговые обязательства РФ в рамках категории «государственный кредит» бывают в таких видах:

  • Кредитные соглашения и договоры, которые были заключены с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями от имени РФ в пользу этих кредиторов;
  • Государственные долговые ценные бумаги, которые выпускаются от имени РФ;
  • Договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства РФ по обеспечению обязательств третьими лицами;
  • Соглашения и договоры, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств государства минувших лет;
  • Переоформление долговых обязательств третьих лиц в долговые обязательства РФ, основываясь на действующем законодательстве.

Сроки погашения долговых обязательств РФ и ее субъектов не должны быть больше 30 лет.

Источник: http://www.calc.ru/Gosudarstvenniy-Kredit.html

Взаимосвязь понятий «государственный кредит» и «государственный долг» в контексте современного состояния экономики Российской Федерации

Аккумулирование средств для осуществления государственных расходов посредством государственного кредита. Международный государственный кредит, виды государственных займов. Цели осуществления управления государственным кредитом и государственным долгом.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 18.02.2014
Размер файла 72,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Взаимосвязь понятий «государственный кредит» и «государственный долг» в контексте современного состояния экономики российской федерации

Н. Л. Савченко, М. В. Березюк

В финансово-экономической литературе существуют различные определения государственного (муниципального) кредита. В большинстве публикаций рассматривается в основном государственный кредит, либо признаётся, что муниципальный кредит так или иначе является составной частью государственного кредита.

Одно из наиболее удачных определений, на наш взгляд, даётся В. А. Свищевой, согласно которому государственный (муниципальный) кредит — это социально-экономические отношения, в которых государство, его субъекты и муниципалитеты выступают кредиторами, заёмщиками или гарантами [1. С. 432].

В отличие от научной литературы, на практике, в нормативных и аналитических документах

Правительства РФ, субъектов Федерации и муниципалитетов термин «государственный (муниципальный) кредит» не используется, что связано, скорее всего, с его широким толкованием. На практике в большей степени используются понятия «государственный (муниципальный) долг» и «бюджетные кредиты». Взаимосвязь основных терминов, используемых в данной работе, отражена на рисунке.

Таким образом, государственные заимствования Российской Федерации (субъектов Федерации и муниципальных образований) и государственные гарантии Российской Федерации (субъектов Федерации и муниципальных образований) составляют понятие «государственный долг».

Взаимосвязь основных терминов государственного и муниципального кредита

Бюджетные кредиты России занимают в настоящее время незначительную долю в рамках государственного кредита государства. Так, в 2011-2012 гг. они составили в среднем 3-5 % от общей суммы внутреннего долга Российской Федерации.

Читайте так же:  Согласие с недостачей товара

В Законе о федеральном бюджете на 2011 г. было предусмотрено выделение бюджетных кредитов субъектам Российской Федерации на общую сумму до 149,6 млрд р., в Законе о федеральном бюджете на 2012 г.— до 105 млрд р. Эти суммы в основном предназначены для частичного покрытия дефицитов бюджетов субъектов страны, временных кассовых разрывов, а также для осуществления мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и техногенных аварий. Так, дополнительно в 2012 г. запланированы бюджетные кредиты субъектам Российской Федерации на сумму до 8 млрд р. на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений.

Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2012 г. утверждён в сумме 5 148,4 млрд р. Верхний предел государственного внешнего долга России на 1 января 2012 г. в сумме 55,6 млрд долл. США, или 44,9 млрд евро [2].

Так, наблюдается стабильное увеличение объёма государственного внутреннего долга. На фоне стабилизации процентных ставок и инфляции (несмотря на кризис 2008-2009 гг.) в последние 3-5 лет рост внутреннего долга России с 1 300 млрд р. в 2008 г. до 4 190 тыс. р. в 2012 г. свидетельствует об увеличении масштабов государственной деятельности, экономическом росте наряду с ростом общего объёма федерального бюджета и ВВП [3].

В отличие от внутреннего госдолга, объём внешнего долга за последние три года не увеличился (он находится на уровне 37 млрд долл. США), в валюте США наблюдается даже некоторое его снижение, что в какой-то мере произошло благодаря укреплению курса рубля по отношению к доллару США.

Однако, согласно основным положениям государственной долговой политики Российской Федерации на 2012-2014 гг., планируется в дальнейшем увеличение общего госдолга страны. Так, к 2014 г. планируется достичь 12 000 млрд р. общего госдолга (10 000 млрд р.— внутреннего и 2 000 млрд р.— внешнего долга) [4].

Большую долю в структуре госдолга Российской Федерации, как внутреннего (до 85 %), так и внешнего (до 75 %), занимают ценные бумаги.

Объёмы выпуска основных видов государственных ценных бумаг в России в рамках внутреннего долга с 2001 по 2010 г. можно увидеть в табл. 1 [3].

Объёмы выпуска основных видов государственных ценных бумаг в Российской федерации с 2001 по 2010 г., млн р.

За последние 10 лет внутренний рынок государственных ценных бумаг продемонстрировал устойчивый рост, превратившись в ключевой сегмент финансового сектора страны: по объёму обращающихся ценных бумаг на рынок ОФЗ сегодня приходится значительная доля — 37 % всего долгового рынка России (49 % — корпоративные облигации, 7 % — региональные облигации,

% — облигации Банка России, краткосрочные бескупонные облигации Банка России) [4]. ГКО,так популярные в конце 1990-х гг., не выпускаются с 2004 г.

Выпуск государственных ценных бумаг в России за последние 10 лет по их видам приведён в табл. 2 [5].

Достаточно распространёнными в настоящее время являются государственные сберегательные облигации (ГСО), которые являются нерыночными ценными бумагами. ГСО выпускаются Минфином для обеспечения инвестиционных потребностей страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов и акционерных инвестиционных фондов.

Вопрос управления государственным кредитом и государственным долгом является достаточно важным в рамках данного исследования. Так, понятие «управление государственным кредитом», так же как и сам государственный кредит, используется в основном в научно-публицистической литературе. Управление государственным кредитом может рассматриваться в узком и широком смысле.

Под управлением государственным (муниципальным) кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, его субъектов, муниципалитетов, связанного с их деятельностью в качестве заёмщика, кредитора и гаранта [6. С. 267].

В узком смысле под управлением государственным (муниципальным) кредитом понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, его субъектов, муниципалитетов, регулированию рынка государственных и муниципальных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного и муниципального долга, предоставлению ссуд и гарантий.

На практике в большинстве случаев используется термин «управление государственным долгом». Так, ст. 101 Бюджетного кодекса устанавливает, что управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством РФ либо уполномоченным им Министерством финансов РФ.

В настоящее время доля государственного долга в ВВП (долговая нагрузка) составляет 10-11 % [4], к 2014 г. планируется рост показателя до 17 %. В мировой практике такие показатели являются низкими, что в целом выгодно отличает Россию от большинства как развитых стран, так и государств формирующихся рынков. Значения других показателей долговой устойчивости Российской Федерации в настоящее время и на предстоящийпериод (среднесрочную перспективу) также находятся вне опасных зон. государственный кредит долг займ

Однако кредитные рейтинги, присвоенные России ведущими международными агентствами (BBB с позитивным прогнозом от «Fitch», Ваа1 со стабильным прогнозом от «Moody’s» и ВВВ со стабильным прогнозом от «Standard&Poov’s»), свидетельствуют о том, что наша страна явно недооценена.

В данном случае отметим, что при расчёте показателей прогноз социально-экономического развития России сделан исходя из достаточно оптимистичных цен на нефть (от 93 до 97 долл./ баррель). Падение цены на нефть может привести к росту бюджетного дефицита, что заметно ухудшит показатели долговой устойчивости России.

Таким образом, с учётом высокой зависимости российской экономики и состояния федерального бюджета от конъюнктуры мировых сырьевых рынков, поддержание умеренной долговой нагрузки является стратегической задачей государства.

Выпуск основных видов государственных ценных бумаг в Российской Федерации с 2001 по 2010 г.

Источник: http://revolution.allbest.ru/finance/00368038_0.html

Тема 3. Внешний государственный кредит и госдолг, проблемы долговых отношений 49

(6 часов для специализации «Государственные и муниципальные финансы»,2 часа для специализации «Банковское дело») 49

Темы докладов и рефератов 49

Контрольные вопросы . 50

Задания для самостоятельной работы 51

Примерные тестовые задания 63

Тема 4. Взаимоотношение России с международными финансовыми организациями. 67

(4 часов для специализации «Государственные и муниципальные финансы», 2 часа для специализации «Банковское дело») 67

Темы докладов и рефератов 67

Контрольные вопросы 68

Задания для самостоятельной работы 69

Кредиты (займы) международных финансовых организаций в 2008 году 69

Примерные тестовые задания 71

8. Международная финансовая корпорация (МФК) предназначена для: 72

9. Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ оказывает: 73

Тема 5. Управление государственным долгом. 75

(4 часов для специализации «Государственные и муниципальные финансы», 2 часа для специализации «Банковское дело») 75

Темы докладов и рефератов 75

Контрольные вопросы 75

Задания для самостоятельной работы 76

Примерные тестовые задания 78

6. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ И МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ И ГОСДОЛГ» 83

Читайте так же:  Оказание ссср военной помощи вьетнаму год

Оценка «отлично» выставляется, если в ответе продемонстрированы всесторонние, систематические и глубокие знания содержания учебной дисциплины « Государственный кредит и госдолг»; знание как основной, так и дополнительной литературы, рекомендованной программой. При этом студент видит, понимает, умеет показать взаимосвязь основных понятий дисциплины; проявляет творческие способности в понимании и изложении материала. 86

«Зачет» для студентов специальности «Финансы и кредит», специализации «Банковское дело» выставляется, если в ответе продемонстрированы всесторонние, систематические и глубокие знания содержания учебной дисциплины « Государственный кредит и госдолг»; знание как основной, так и дополнительной литературы, рекомендованной программой. При этом студент видит, понимает, умеет показать взаимосвязь основных понятий дисциплины; проявляет творческие способности в понимании и изложении материала. 87

7. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ И ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ И ГОСДОЛГ» 88

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 134

1.Цель и задачи изучения учебной дисциплины «государственный кредит и госдолг»

Место дисциплины в профессиональной подготовке специалиста.

Дисциплина обеспечивает обязательный минимум знаний, необходимый для подготовки специалиста в области финансов и кредита. Ее изучение базируется на основе знаний, полученных студентами в процессе изучения таких дисциплин как экономическая теория, макроэкономика, статистика, финансы, деньги, банки, и другие. В свою очередь, дисциплина подготавливает студентов к восприятию основ изучаемых дисциплин ими других специальных дисциплин и дисциплин специализации.

Дисциплина преподается в 9 семестре в следующем объеме:

Распределение объема часов по специальностям и видам обучения

Государственные и муниципальные финансы

1. Лекционные занятия

2. Практические занятия

3. Самостоятельная работа студентов

Целью изучения дисциплины является формирование специалиста по специальности «Финансы и кредит» в совершенстве владеющего своей специальностью.

Изучение курса предусматривает:

дать системное изложение проблем сущности государственного кредита и государственного долга,

научить студентов основным вопросам управления госдолгом

научить умению оценивать преимущества и недостатки тех или иных аспектов проведения государственной финансовой политики.

Задачи дисциплины — в процессе ее изучения дать профессиональные навыки студентам:

в области теории государственных заимствований;

сущности государственного кредита и государственного долга;

показать его взаимосвязь с бюджетным дефицитом, как фактором его появления;

овладеть знанием о современных инструментах государственных и муниципальных заимствований;

ознакомить с практикой применения различных форм государственного кредита и методами управления ими;

получить навыки в оценке роли тех или иных форм государственного кредита в проведении эффективной государственной финансовой политики;

ознакомить с традициями и формами взаимодействий с международными финансово-кредитными организациями;

овладеть знаниями о теории и практике региональных и местных заимствований;

получить знания по законодательным и нормативным документам, научным и учебным работам, статистическим материалам по государственному кредиту и государственному долгу.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

После изучения дисциплины студент должен глубоко познать:

основные направления теории государственных заимствований;

развитие практики долговых отношений в России в историческом аспекте;

содержание, состав и структуру государственного и муниципального долга;

формы и методы осуществления органами государственной власти и местного самоуправления внутренних и внешних заимствований;

проблемы долговых отношений с заемщиками Российской Федерации и бывшего СССР;

основы организации и функционирования рынков долговых обязательств государства;

направления взаимоотношений России с Международными финансовыми институтами;

основы управления внутренним и внешним государственным и муниципальным долгом.

Студент должен уметь:

анализировать состояние государственного и муниципального внутреннего и внешнего долга;

оценивать эффективность работы по конструированию форм государственных и муниципальных заимствований и государственных гарантий;

выявлять недостатки в организации работы с внутренним и внешним долгом;

оценивать воздействие государственной долговой политики на состояние экономики и финансов;

находить пути решения проблемных аспектов в организации и функционировании системы государственных и муниципальных заимствований и гарантий.

Студент должен понимать:

место долговых отношений в системе государственных и муниципальных финансов;

социально – экономические последствия долговых отношений;

тенденции развития внутреннего и внешнего рынков государственного и муниципального долга.

Студент должен приобрести навыки самостоятельной работы:

с научными изданиями в области государственного и муниципального долга и новыми нормативно-правовыми актами в сфере организации и регулирования заимствований и гарантий органов государственной власти и местного самоуправления;

самостоятельного анализа современной долговой ситуации и принятия решений, направленных на оптимизацию долговой политики государства и повышение эффективности мер по ее реализации.

Изучение дисциплины «Государственный кредит и госдолг» предполагает подготовку к лекционным и практическим занятиям, выполнение индивидуального творческого задания, участие в проведении «круглого стола».

Исходной базой для изучения любой учебной дисциплины является программа курса в рамках Государственного образовательного стандарта.

Кафедрой «Финансы» РГЭУ «РИНХ» разработана и утверждена программа учебной дисциплины «Государственный кредит и госдолг», структура которой представлена следующими разделами:

Раздел 1. Сущность и значение государственного кредита и государственного долга

Раздел 2. Внутренний государственный кредит и госдолг, формы и виды долговых обязательств.

Раздел 3. Внешний государственный кредит и госдолг.

Раздел 4. Взаимоотношения России с международными финансовыми организациями.

Раздел 5. Управление государственным долгом.

Далее приводится содержание указанных разделов.

2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ И ГОСДОЛГ»

Тема 1. Сущность и значение государственного кредита и государственного долга

Сущность и значение государственного кредита, особенности финансовых отношений, формирующих государственный кредит; его субъекты.

Основные направления развития теории долговых отношений.

Объективная необходимость и возможность использования государственного кредита. Характеристика государственного кредита как одной из форм кредита и как категории финансов. Отличия между банковским и государственным кредитом.

Функции государственного кредита.

Государственный долг как финансовая категория. Расширение границ функционирования государственного долга в условиях перехода к рынку.

Государственный долг как материальное выражение государственных долговых отношений.

Классификация и виды государственного долга.

Капитальный и текущий, пассивный и активный, внутренний и внешний государственный долг. Государственный долг органов государственного управления различного уровня. Роль законодательных органов в регулировании государственного долга.

Эволюция рынка государственных долговых обязательств в России. Первые российские государственные займы, направления их использования. Аннулирование государственный задолженности правительством большевиков в 1918 г. Вопросы урегулирования «русских долгов» на Генуэзской и Гаагской конференциях 1922 г.

Государственная задолженность периода второй мировой войны. Ленд-лизовские поставки США в СССР. Проблемы урегулирования долговых обязательств.

Характеристика государственных займов советского периода. Меры правительства по отсрочке займов на 20 лет от 19 апреля 1957 года.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studfile.net/preview/7374621/page:2/

Взаимосвязь государственного кредита и государственного долга
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here