Содержание
- 1 Понятие и значение воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ
- 3 Проблема совершенствования воспитания в органах внутренних дел
- 4 Методические рекомендации для подготовки к темам 1.1. -1.6.
- 5 Воспитательная работа
Понятие и значение воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
На современном этапе работа с личным составом рассматривается как важнейшая составная часть повседневной управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел всех уровней[1].
Работа с личным составом органов внутренних дел – это исторически сложившаяся и развивающаяся системная деятельность руководства и должностных лиц, имеющих в своем подчинении сотрудников и гражданский персонал. Основным содержанием этой деятельности являются процессы отбора, профессиональной подготовки, обеспечения рациональной расстановки и использования кадров в соответствующих службах, их правовой и социальной защиты, воспитания и развития в целях успешного выполнения оперативно-служебных задач.
На всех исторических этапах развития органов внутренних дел была и остается актуальной задача формирования профессионально-компетентного, высококультурного, морально и психологически устойчивого сотрудника органов внутренних дел, отвечающего требованиям, предъявляемым к нему обществом и государством. В этом процессе определяющая роль принадлежит воспитательной работе с личным составом органов внутренних дел.
Воспитательная работа – основной вид морально-психологического обеспечения[2], представляющий собой целенаправленную деятельность по формированию у сотрудников комплекса профессиональных и нравственных качеств, обусловленных потребностями оперативно-служебной деятельности.
Актуальность воспитательной работы в современных условиях определяется:
— увеличением физической, моральной ипсихологической нагрузки на сотрудников, резко усилившимся воздействием на них со стороны противоправных элементов;
— недостаточной социально-правовой защищенностью личного состава и необходимостью его юридической, материальной, моральной и психологической поддержки;
— деформированной нравственностью, эстетической невоспитанностью и низкой культурой отдельной части сотрудников, отрицательно влияющими на состояние служебной деятельности, дисциплины и законности;
— необходимостью повышения авторитета органов внутренних дел в обществе, формирования объективного общественного мнения об их деятельности;
— ослаблением внимания к проблемам воспитания сотрудников в предшествующий период.
Таким образом, усложнение общественной жизни и задач, решаемых органами внутренних дел, расширяют сферу воспитательного воздействия на личность сотрудника правопорядка, и осуществляется в целях:
— формирования и развития у сотрудников государственно-патриотического мировоззрения, комплекса гражданских, нравственных, духовных и иных профессионально значимых качеств личности, обусловленных требованиями государства и общества к гражданскому и профессионально-нравственному облику сотрудника органов внутренних дел, потребностями и особенностями оперативно-служебной деятельности;
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
— достижения высокой степени морально-психологической готовности личного состава к безусловному и качественному выполнению оперативно-служебных задач, надежности и управляемости в любых условиях обстановки;
— выработки у сотрудников устойчивости к неблагоприятному информационно-психологическому воздействию, обеспечивающей морально-психологическое превосходство личного состава над правонарушителями.
Основными организационными принципами воспитательной работы являются: целеустремленность, непрерывность, объективность, активность, оперативность, дифференцированный подход к организации морально-психологического обеспечения и комплексное применение его сил и средств.
Объектамивоспитательной работы являются: отдельные сотрудники, категории сотрудников, служебные коллективы.
Субъектами воспитательной работы являются:
— начальники подразделений и территориальных органов МВД России, научно-исследовательских и образовательных учреждений, медико-санитарных частей, иных органов, организаций и подразделений, созданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел, их заместители;
— заместители руководителей — начальники подразделений по работе с личным составом, заместители (помощники) руководителей по работе с личным составом;
— иные должностные лица, на которых решением руководителей возложена организация воспитательной работы;
— подразделения морально-психологического обеспечения в составе подразделений по работе с личным составом органов (учреждений).
Воспитательная работа проводится по следующим основным направлениям:
Патриотическое воспитание, формирующее и развивающее у сотрудников личностные качества гражданина-патриота, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, высокого патриотического сознания, готовности к выполнению задач, связанных с обеспечением законности, общественного порядка, прав и законных интересов граждан.
Профессионально-нравственное воспитание, развивающее у сотрудников представления о нравственных основах службы в органах внутренних дел, знания профессионально-этических требований к поведению на службе и в быту, взаимоотношениям в служебном коллективе и вырабатывающее устойчивые навыки соблюдения профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения.
Правовое воспитание, оказывающее целеустремленное систематическое воздействие на сознание сотрудников в целях формирования у них глубоких и устойчивых правовых знаний, взглядов и представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правового поведения, обеспечивающего правильное понимание и исполнение государственной правоохранительной политики.
При проведении воспитательной работы решаются следующие основные задачи:
— формирование у сотрудников верности своей стране – Российской Федерации, Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации и профессиональному долгу;
— воспитание сотрудников в духе неуклонного соблюдения Конституции и законов Российской Федерации, приказов и распоряжений Министра внутренних дел России, требований и норм Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации;
— укрепление авторитета органов внутренних дел среди населения и повышение престижа милицейской службы на основе эффективного выполнения оперативно-служебных задач при строгом соблюдении прав человека и гражданина, норм служебной дисциплины, законности и профессиональной этики;
— выработка и развитие у сотрудников комплекса морально-психологических качеств патриота, гражданина и профессионала службы в органах внутренних дел, культуры поведения в сочетании с высоким уровнем правового сознания;
— поддержание на высоком уровне сплоченности служебных коллективов, морально-психологической готовности сотрудников к выполнению задач по обеспечению безопасности личности, общества и государства, защите прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств;
— формирование у сотрудников стремления овладевать профессиональными знаниями, навыками и умениями, совершенствовать профессиональное мастерство, знать и содержать в готовности к применению табельное оружие и специальную технику;
— развитие коммуникативной компетентности сотрудников, практических навыков и умений профессионально-грамотного общения с гражданами при исполнении служебных обязанностей и вне службы.
Для определения значения воспитательной работы с сотрудникамиорганов внутренних дел на современном этапе, необходимо уяснить, что важнейшей предпосылкой успешного реформирования воспитательной работы является решение проблемы глубокого осознания и понимания руководителями всех уровней, а также организаторами воспитательной работы, что главным ресурсом дальнейшего повышения эффективности деятельности органов правопорядка являются люди — сотрудники и гражданский персонал органов внутренних дел. Приоритет личности и инвестиции в «человеческий капитал» должны быть приоритетной частью управленческой деятельности каждого руководителя органа, подразделения, учреждения системы МВД России. В прямой зависимости от воспитательной работы находится организованное, сознательное и творческое участие сотрудников в оперативно-служебной деятельности, поскольку именно через воспитательную работу, прежде всего, формируются высокая политическая, правовая и профессиональная культуры.
Дата добавления: 2014-01-06 ; Просмотров: 2485 ; Нарушение авторских прав? ;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ
Анциферов В.В.
Воронежский институт МВД России
Образовательные организации МВД России выполняют важную социальную задачу – подготовка и воспитание сотрудников, способных выполнять оперативно служебные задачи. Воспитание в образовательной организации МВД России осуществляется через педагогическую деятельность руководства организации, преподавателей, сотрудников подразделений морально-психологического обеспечения, руководителей и сотрудников факультетов, курсов и педагогический процесс как форму организации педагогической деятельности.
Как отмечают исследователи, «воспитание –это целенаправленная деятельность государства и общества, их институтов и учреждений, а также коллективов, должностных лиц и отдельных воспитателей по формированию и развитию личности гражданина и побуждению его к самосовершенствованию в соответствии с потребностями общественного развития» [1, с. 17].
Это определение показывает два аспекта деятельности воспитателей, с одной стороны формировать и развивать компетенции личности специалиста, применяя формы, методы организации своей воспитательной работы. А с другой, создавать условия для самовоспитания и саморазвития курсантов и слушателей в процессе обучения.
Проведенные нами исследования понимания сущности воспитательной деятельности различными категориями сотрудников, по долгу задействованных в ней, показывают, что в подавляющем большинстве преподаватели, сотрудники факультетов, курсов, сотрудники подразделений морально-психологического обеспечения понимают сущность своей служебной деятельности в воспитании дисциплинированности, ответственности, посещении занятий, четком соблюдении распорядка дня, строгом несении службы и мало внимания уделяют развитию личности, обеспечению быта, заботе о досуге и создании условий для самосовершенствования. При этом формы и методы их воспитательной работы, в основном сводятся к поощрению и наказанию.
Вместе с тем проникновение идей демократической педагогики в сознание и деятельность воспитателей в широком смысле этого слова обуславливает все большее проникновение в реальный педагогический процесс. В нашем исследовании около 30% воспитателей уже осознают необходимость изменения подхода к организации своей воспитательной работы. Эта категория определяет сущность своей работы как деятельность по созданию условий, при которых личность обучающегося осознает требования общества, министерства и условия успешности будущей профессиональной деятельности и самостоятельно с помощью воспитателей развивает у себя необходимые компетенции.
Исследования и опыт показывают, что в современных условиях больших результатов добиваются воспитатели, помогающие развитию курсантов и слушателей, создающие условия для наиболее полного творческого проявления личности. Их воспитанники, как показало исследование, по всем показателям более успешные.
Воспитание следует рассматривать как взаимообусловленную деятельность воспитателя и воспитуемых. Эта деятельность дает желаемые результаты, если она обеспечена организационно, материально, технически и методически, если приобретает характеристики воспитательного процесса, то есть имеет временную и пространственную протяженность и обеспечивающие ее силы и средства.
Как отмечается в руководящих документах МВД России, одна из задач, стоящих перед руководителями всех уровней, это формирование у сотрудников органов внутренних дел комплекса гражданских, нравственных, духовных и иных профессионально-значимых качеств личности, обусловленных потребностями и особенностями оперативно-служебной, деятельности [2]. В целом эта задача выполняется, но в воспитательном процессе, на наш взгляд, присутствует ряд недостатков, среди которых можно отметить следующие:
— частое применение руководителями командно-административных форм и методов воспитательной работы;
— отсутствие единой стратегии воспитания у субъектов воспитания: профессорско-преподавательского состава, сотрудников подразделений морально-психологического обеспечения и сотрудников факультетов, курсов в ведении воспитательной работы;
— отсутствие единых требований к организации жизни, быта и отдыха курсантов и слушателей;
— слабая подготовленность к организации и проведению воспитательной работы.
— слабая методическая обеспеченность ведения воспитательной работы.
Важную роль в воспитании курсантов и слушателей играет работа сотрудников курсов (начальников курсов, заместителей начальников курсов, командиров взводов). Это мощный отряд профессионалов-воспитателей.
Согласно должностным обязанностям, сотрудники курсов отвечают: за служебную и мобилизационную готовность курса, успешное выполнение им учебных и служебных задач, воспитание личного состава, дисциплину и морально-психологическое состояние, за поддержание внутреннего порядка и выполнение распорядка дня и другие. Основным организатором работы с личным составом курса, а также воспитательной и спортивно-массовой работы является начальник курса.
Этот отряд воспитателей воспитывает сотрудников органов внутренних дел и в этом высокая значимость из роли. Поэтому так важно посмотреть, что за люди выполняют эту роль. В исследовании был проанализирован кадровый потенциал этой категории и их психолого-педагогическая подготовленность к воспитательной работе.
Уровень подготовки, умение работать с личным составом курсантов и слушателей существенно сказывается на проведении воспитательной работы. От 8 до 49% курсантов и слушателей при возникновении проблемных ситуаций обращаются именно к сотрудникам курсов.
Выполнение служебных обязанностей сотрудниками курсов включает несколько функций, среди них: организационная, проведение занятий и инструктажей, решение хозяйственных вопросов, организация и проведение воспитательной работы и другие.
Опрос сотрудников курсов образовательных организаций МВД России показывает, что наиболее успешно справляются с функциональными обязанностями сотрудники курсов, имеющие военное, педагогическое образование. Данная категория сотрудников видят цели воспитательной работы, способствуют улучшению успеваемости, дисциплины на курсе, вникают в проблемы курсантов и слушателей, способствуют их развитию. Анализ деятельности этой категории показывает их успешность во взаимодействии с подчиненными, они стараются создать условия, помочь курсантам и слушателям. О результатах взаимодействия можно судить по опросу курсантов. При возникновении проблем в 64 случаях из 100 они обращаются к сотрудникам курсов.
Руководители факультета отмечает, что данная категория сотрудников более полно охватывает все стороны жизни и деятельности курсантов и слушателей, видят и прогнозируют воспитательную работу, и как результат занимают ведущие места на факультете по успеваемости и дисциплине. Кроме этого данная категория сотрудников привлекает профессорско-преподавательский состав для проведения воспитательных мероприятий на курсе.
Другая категория сотрудников курсов, отнесенная нами к группе «педагогически ориентированные» (обучавшиеся на курсах повышения квалификации или самостоятельно), стараются строить свою воспитательную работу с точки зрения педагогических идей. Они уделяют внимание успеваемости и дисциплине на курсе, способствуют развитию курсантов. Руководителям факультетов при работе с данной категорией сотрудников приходится оказывать существенную помощь, проводить инструктажи и беседы.
Третья категория сотрудников курсов не руководствуются в своей работе педагогическими знаниями, используют в основном методы поощрения и наказания, не всегда учитывают интересы курсантов и слушателей. Данная категория не видит перспективных воспитательных целей. Курсанты и слушатели прибывают к ним по вызову, и решают возникшие проблемы с курсовыми офицерами в 30 случаях из 100. Руководителям факультетов данную категорию сотрудников приходится постоянно контролировать. И как результат, их подразделения не занимают призовых мест на факультете.
Таким образом, одна категория руководителей курсов стремится к взаимодействию, другая только к воздействию на подчиненных.
Исследовалась так же теоретически и практически значимая характеристика всех уровней воспитателей участвующих в работе с курсантами и слушателями, видение и предвидение целей и задач воспитания конкретного человека. Анкетирование показало, что 77,7% сотрудников курсов видят результаты своей воспитательной работы и стараются приблизить их к требованиям ФГОС выпускника, 22,3% видят результаты своей воспитательной работы не в полной мере.
Таким образом, практика свидетельствует, что подавляющее большинство сотрудников курсов видят конечную цель, но не всегда умеют поставить конкретные задачи воспитания. С позиций педагогической теории и педагогической практики важными для характеристики педагогического потенциала является их умение организовать педагогическую среду, включить как можно больше сил и средств в работу по воспитанию, сплотить единый педагогический коллектив.
Привлечение сотрудниками курсов профессорско-преподавательского состава и сотрудников подразделений морально-психологического обеспечения, как показывают исследования, еще не отвечают современным требованиям.
Воспитывающая деятельность преподавателя любой учебной дисциплины заключается в организации взаимодействия с курсантами и слушателями, направленная на достижение педагогических целей. Воспитательные возможности они реализуют средствами своего предмета, формируя у обучающихся разносторонние мотивы учебной, общественной, профессиональной деятельности. Процесс воспитания они осуществляют в ходе обучения. Однако, как показывает опрос, 23,2% сотрудники курсов указали на то, что преподаватели, помимо процесса обучения, оказывают помощь в воспитательной работе, они участвуют в курсовых мероприятиях, являются кураторами, членами учебно-воспитательного совета.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: те сотрудники факультетов, курсов, которые имеют педагогические умения и навыки, более успешно осуществляют воспитательную работу в своем подразделении, видят ее цели и результаты, привлекают профессорско-преподавательский состав к проведению мероприятий, что дает больший воспитательный эффект, делает воспитательный процесс целостным.
Литература
Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации / под ред. В.Я. Кикотя. М., 2009.
Приказ МВД России от 01.02.07 г. № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел».
Проблема совершенствования воспитания в органах внутренних дел
История свидетельствует: воспитание ставится в число приоритетов в переломные моменты жизни государства, общества и людей.
И именно в такие периоды осуществление воспитания сопряжено с немалыми трудностями, и тем не менее любые реформы и решения обречены на провал, если они не подкрепляются усиленным вниманием к воспитанию, тесно увязанному с реалиями происходящих перемен. Общечеловеческие истины воспитания, складывавшиеся веками, не устаревают, но на каждом новом методическом отрезке времени нуждаются в новом понимании, требуют новых технологических разработок. При этом проблемы усложняются, если в предшествующий период работа по воспитанию была ослаблена. Именно такое положение имеет место в современных условиях деятельности органов внутренних дел.
Не случайно министр внутренних дел России относит воспитательную работу к одному из важнейших направлений работ с кадрами и обеспечения оперативно-служебной деятельности6. К недостаткам проведения этой работы он относит:
— недооценку места и роли воспитательной работы в системе обеспечения оперативно-служебной деятельности;
— декларативный и оторванный от жизни характер проведения;
— недостаточную ее эффективность, не выдерживающую испытаний реальной практикой,
— неспособность оказать должное воздействие на результаты оперативно-служебной деятельности,
— служебную дисциплину и законность;
— устаревшие подходы, организацию,
— принципы, формы и методы, не учитывающие реалии сегодняшнего времени;
— отсутствие ведомственной системы информационно-пропагандистского воздействия на личный состав;
— неконструктивное противопоставление материальных и нравственных начал в мотивации сотрудников;
— преобладание репрессивной практики в отношении оступившихся сотрудников, в то время как негативные проявления могли быть профилактированы при упреждающем систематическим воспитании личного состава;
— слабая связь с институтами гражданского общества;
— значительный отток кадров и размывание профессионального ядра органов внутренних дел (особенно уголовного розыска и службы участковых инспекторов);
— недостаточный уровень педагогической культуры части руководителей, занятых вопросами воспитания подчиненных, и др.
Слабости в постановке воспитания личного состава рассматриваются руководством МВД как причины многих недостатков в оперативно-служебной деятельности: участившихся случаев невнимательного реагирования сотрудников на сообщения и заявления граждан о совершении преступлений, укрытие их от учета, необоснованных прекращений или отказов в возбуждении уголовных дел, подтасовки отчетных данных о раскрытии преступлений, противоправных действий, снижения уровня доверия населения к государственным органам власти и др. Ошибочным признано сокращение численности воспитательных аппаратов, свертывание подготовки и переподготовки специалистов-воспитателей для органов внутренних дел.
Перед МВД поставлена задача модернизации системы воспитательной работы с личным составом органов и подразделений внутренних дел, для чего в ее характер, содержание и организацию вносят существенные изменения, нацеленные на:
• восстановление отношения к воспитательной работе как к важнейшему направлению повышения эффективности оперативно-служебной деятельности и решения задач, возложенных на органы внутренних дел;
• определение места воспитательной работы в обеспечении оперативно-служебной деятельности всей системы органов внутренних дел, направленной на:
— формирование у сотрудников комплекса гражданских, нравственных, духовных и иных профессионально значимых качеств сотрудника ОВД, обусловленных потребностями этой деятельности;
— подготовку сотрудников, способных реализовать задачи правоохранительной деятельности в условиях демократического общества, готовых соблюдать конституционные права человека и гражданина и на практике осуществлять их эффективную защиту;
— обеспечение высокой антикоррупционной устойчивости сотрудников и надежного иммунитета к профессиональным деформациям личности;
• разработку научной основы развития системы воспитательной работы применительно к современным условиям;
• создание нормативно-правовой и методической базы функционирования воспитательной работы как в масштабах министерства, так и непосредственно в органах внутренних дел субъектов Федерации;
• приведение организационно-штатной структуры воспитательных аппаратов в соответствие с изменившимися условиями;
• организацию подготовки и переподготовки специалистов-воспитателей для органов внутренних дел;
• организацию обучения руководителей всех звеньев теории и практики воспитания подчиненных, повышение их педагогической и управленческой компетентности. «Главной фигурой в системе организации воспитательной работы с личным составом был и остается руководитель, и в первую очередь начальник ОВД. Именно на него возложена персональная ответственность за организацию и состояние воспитательной работы с подчиненными».
Работа по этим направлениям уже проводится, но еще больше предстоит сделать. И здесь очень важно осознать сложность этой задачи и необходимость высокой педагогической компетентности для успешного ее решения.
«Путь к уважению профессии сотрудника. и поддержке государства может оказаться безнадежно долгим, если в сознании каждого из нас не будет понимания сложности современного периода развития общества, выработки собственной безупречной линии поведения на службе и в быту, осознания своего личного значения в деле служения гражданину, обществу и государству», — сказал министр МВД России.
Юридическая педагогика обладает теоретическими и прикладными разработками, способными содействовать реализации воспитательной работы по повышению ее качества и эффективности. И здесь следует помнить, что задача модернизации всей системы воспитательной работы требует новых теоретических и прикладных педагогических разработок для решения острейших, современных проблем.
Дата добавления: 2015-10-01 ; просмотров: 1548 | Нарушение авторских прав
Источник: http://lektsii.org/2-31043.html
Методические рекомендации для подготовки к темам 1.1. -1.6.
МИНИСТЕРСВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ
Первый заместитель начальника
ДОМАШНИХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
по учебной дисциплине
«Педагогические основы воспитательной работы в ОВД»
для слушателей факультета заочного обучения
на 2013/2014 учебный год
Специальность: 030505.65 — «Правоохранительная деятельность»,
Начальник кафедры педагогики
к.п.н. доцент, полковник полиции
«____» ____________ 2012 г.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Обсуждена и одобрена на заседании кафедры
протокол № 4 от «22 » 11. 2012 г.
Содержание и особенности самостоятельной работы по дисциплине
Целью
изучения учебной дисциплины «Педагогические основы воспитательной работы в органах внутренних дел» является информирование слушателей, обучающихся на ФЗВО университета о возможностях применения педагогической теории и педагогических технологий в работе специалистов органов внутренних дел.
Достижению названной цели будет способствовать последовательное решение ряда задач: раскрытие основных теоретических положений педагогической науки;
— демонстрация особенностей разрешения педагогически значимых ситуаций, возникающих в деятельности сотрудников органов внутренних дел;
— содействие формированию умений решать профессиональные задачи педагогическими средствами.
В результате изучения курса и самостоятельной работы слушатели должны знать и понимать:
— Основные положения современной теории и методики воспитательной работы.
— Организацию деятельности субъектов морально-психологического обеспечения служебной деятельности ОВД и их нормативно-правовое и информационно-методическое обеспечение.
— Структуру кадровых и воспитательных аппаратов органов внутренних дел и их задачи.
— Основные требования, предъявляемые к личности руководителя-воспитателя и его роль вморально-психологическим обеспечении оперативно-служебной деятельности, а также основные направления воспитательной работы.
— Планировать морально-психологическое обеспечение и воспитательные мероприятия с личным составом органа или подразделения.
— Компетентно применять практически основные формы и методы воспитательной работы.
— Планировать основные мероприятия воспитательной работы с различными категориями личного состава подразделения.
— Проводить педагогическую диагностику, определять и давать оценку основным педагогическим процессам в коллективе органов и подразделений милиции, проводить работу по укреплению социально-психологического климата, укреплению дисциплины и законности.
Задачи домашней контрольной работы:
1. Овладение основными положениями современной теории и методики воспитательной работы;
2. Овладение профессиональными методами анализа и оценки морально-психологического климата в подразделении и конкретной педагогической ситуации.
3. Формирование навыков педагогической диагностики воспитанности сотрудников.
4. Развитие рефлексивных умений слушателей.
Содержание самостоятельной работы
1. На основе изучения нормативных документов и анализа педагогической литературы о педагогике в правоохранительной деятельности выделить и описать сущность и особенности организации морально-психологического обеспечения правоохранительной деятельности в органе, подразделении внутренних дел, показать функциональные особенности деятельности руководителя подразделения и офицеров-воспитателей.
Контрольная работа выполняется в межсессионный период и может быть подготовлена по следующему примерному плану:
— название направления морально-психологического обеспечения деятельности, форм и методов ее осуществления;
— их основные особенности;
— условия применения в органе, подразделении или учреждении МВД;
— опишите основные параметры методики применения в воспитательной практике.
Работа представляется в письменном виде на 10-12 страницах машинописного текста. Кафедра педагогики исходит из того, что домашняя контрольная работа — форма самостоятельной работы, направленной на детальное знакомство с какой-либо темой в рамках данной учебной дисциплины. Основная задача работы над домашней контрольной работой по предмету — углубленное изучение определенной проблемы курса, получение более полной информации по какому-либо его разделу. Научно-исследовательский аспект в такой работе обычно не предусматривается. Тема домашней контрольной работы предложена кафедрой педагогики университета.
При подготовке домашней контрольной работы необходимо использование достаточного для раскрытия темы количества источников, непосредственно относящихся к изучаемой теме (книг и статей).
Оценка качества работы слушателя над домашней контрольной работой, представленной в установленном порядке на факультет, производится преподавателем кафедры педагогики.
Выбор темы домашней контрольной работы осуществляется по начальной букве фамилии обучающегося. Если в учебной группе окажется больше лиц с фамилией, начинающейся на какую-либо из букв и не будет хватать предложенных кафедрой номеров контрольных работ, то следует выбрать тему из следующей по алфавиту буквы или обратиться к преподавателю.
Начальная буква фамилии обучающегося | Номер темы домашней контрольной работы | Примечание |
А | 1.1; 5.1; 4.4 |
Тематика домашних контрольных работ
по учебной дисциплине«Педагогические основы воспитательной работы в
органах внутренних дел»
Вариант 1.1. – 1.6.
Контрольная работа 1.1. Актуальность педагогики в деятельности сотрудников ОВД.
Контрольная работа 1.2. Основные категории педагогической науки.
Контрольная работа 1.3. Требования к уровню профессионально-педагогической подготовленности в различных видах правоохранительной деятельности.
Контрольная работа 1.4. Виды связей правоохранительной деятельности с педагогикой и ее воспитательной функцией.
Контрольная работа 1.5. Основные направления морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел в современных условиях.
Контрольная работа 1.6. Основные принципы воспитательного процесса, как целостной системы и задачи ее построения.
1. Прикладная юридическая педагогика: Учебник./ Под ред. В.Я. Кикотя и А.М. Столяренко. М., 2008.
2. Основы организации воспитательной работы с личным составом в органах внутренних дел: учебное пособие / под общ. ред. докт. педагог. наук, докт. юрид. наук, проф. В.Я. Кикотя. – М.: ЦОКР МВД РФ, 2009.
3. Юридическая педагогика: Учебник/ Под ред. В.Я. Кикотя и А.М. Столяренко. М., 2004.
4. Формы и методы организации воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России: учебно-методическое пособие. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.
1. Психология. Педагогика. Этика / Под ред. Ю.В. Наумкина. М., 2002.
2. Основы воспитательной работы в ОВД: Альбом схем. Жевлакович С.С., Тихомиров С.Н., Цветков В.Л. М., 2003.
4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник. С.А. Смирнов, И.Б. Котова, И.Н. Шиянов. М., 2005.
5. Педагогика: Учебник. Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2006.
6. Основы работы по укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел: учебное пособие / под общ. ред. кандидата педагогических наук В.Л. Кубышко. — М., ЦОКР МВД России, 2008.
7. Столяренко А.М. Общая педагогика. М., 2006.
Методические рекомендации для подготовки к темам 1.1. -1.6.
При подготовке домашней контрольной работы по темам 1.1.-1.6 просим обратить внимание на список рекомендованной литературы к данному занятию, где указаны основные нормативно-правовые акты, среди них Приказ МВД России от 1 февраля 2007 г. № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел», Приказ МВД России от 11 февраля 2010 г. «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности». На сайте ДКО МВД России в Интернете Вы можете найти материал о системе морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел.
При подготовке контрольных работ по темам 1.1-1.6, относящимся к пониманию роли педагогической науки, следует осветить понятия категорий педагогики, исследовать место и роль педагогики в конкретных сферах профессиональной деятельности ОВД и определить ее воспитательные функции, развить умения составлять индивидуальную программу основных направлений воспитательной работы, развить понимание проблемы основных принципов воспитательного процесса.
При работе с данной группой тем дисциплины по вопросам об основных видах связей правоохранительной деятельности с педагогикой и ее воспитательной функцией, необходимо иметь ввиду четыре области соприкосновения:
Первая область соприкосновения – имеющиеся во внешней среде явления педагогической реальности (воспитание граждан и т.п.).
Вторая область: возникающие при осуществлении профдеятельности проблемы и необходимость их решений на основе рекомендаций педагога.
Третья область – влияние на деятельность специалиста и ее результаты его собственных педагогических способностей.
Четвертая область – влияние на деятельность специалистов и ее результаты профессионализма (профессионально-нравственная сфера), составляющей которого является его профессионально- педагогическая подготовленность.
При раскрытии основных принципов воспитательного процесса можно использовать формулу «С.О.Ц.В.Е.Т.И.Е.»:
1. С – связь воспитания с жизнью и деятельностью сотрудника.
2. О – опора на положительное в личности и коллективе.
3. Ц – целеустремленность воспитания.
4. В – воспитание в коллективе.
5. Е – единство воспитания и самовоспитания.
6. Т — требовательность к личности и уважение ее личностного достоинства.
7. И – индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании.
8. Е = единство и согласованность воспитательных воздействий субъектов воспитания.
Вариант 2.1. – 2.5.
Контрольная работа 2.1. Понятие «воспитательная система» и ее основные компоненты применительно к морально-психологическому обеспечению деятельности органов внутренних дел.
Контрольная работа 2.2. Образовательная система и ее отличие от других социокультурных систем.
Контрольная работа 2.3. Системный подход в воспитательной работе ОВД.
Контрольная работа 2.4. Понятие «Педагогический процесс» и его основные компоненты в планировании воспитательной работы ОВД.
Контрольная работа 2.5. Педагогический процесс как специально организованная целенаправленная деятельность субъектов морально-психологического обеспечения деятельности ОВД.
1. Прикладная юридическая педагогика: Учебник./ Под ред. В.Я. Кикотя и А.М. Столяренко. М., 2008.
2. Основы организации воспитательной работы с личным составом в органах внутренних дел: учебное пособие / под общ. ред. докт. педагог. наук, докт. юрид. наук, проф. В.Я. Кикотя. – М.: ЦОКР МВД РФ, 2009.
3. Юридическая педагогика: Учебник/ Под ред. В.Я. Кикотя и А.М. Столяренко. М., 2004.
4. Формы и методы организации воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России: учебно-методическое пособие. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб, 2010.
2. Психология. Педагогика. Этика / Под ред. Ю.В. Наумкина. М., 2002.
3. Столяренко А.М. Психология и педагогика. М., 2001.
4.Основы воспитательной работы в ОВД: Альбом схем. Жевлакович С.С., Тихомиров С.Н., Цветков В.Л. М., 2003.
5. Основы работы по укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел: учебное пособие / под общ. ред. кандидата педагогических наук В.Л. Кубышко. — М., ЦОКР МВД России, 2008.
6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник. С.А. Смирнов, И.Б. Котова, И.Н. Шиянов. М., 2005.
7. Педагогика: Учебник. Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2006.
8. Столяренко А.М. Общая педагогика. М., 2006.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9611 — | 7390 — или читать все.
185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Источник: http://studopedia.ru/20_74510_metodicheskie-rekomendatsii-dlya-podgotovki-k-temam—.html
Воспитательная работа
Воспитательная работа – это основной вид морально-психологического обеспечения, представляющий собой целенаправленную деятельность по формированию у сотрудников комплекса профессиональных и нравственных качеств, обусловленных потребностями оперативно-служебной деятельности.
Воспитательная работа в Институте и его филиалах организуется в соответствии с Методическими рекомендациями по организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации от 10 октября 2018 г. № 21/8/10998 и проводится как с постоянным, так и с переменным личным составом по следующим основным направлениям: патриотическое, профессионально-нравственное и правовое воспитание.
Система патриотического воспитания в органах внутренних дел служит основой для дальнейшего сохранения и развития служебных традиций и ритуалов, которые передаются молодому поколению защитников правопорядка. Одним из важнейших направлений работы является воспитание у личного состава ВИПК МВД России уважения к славным страницам истории органов внутренних дел и истории института, пропаганде примеров героизма и мужества сотрудников, образцового исполнения ими служебного долга.
Большое внимание в Институте уделяется выполнению Плана мероприятий МВД России: «По реализации государственной программы Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» от 7 июня 2016 года № 1/5746.
Патриотическое воспитание постоянного состава и слушателей в ВИПК МВД России направлено на формирование и развитие личности сотрудника, обладающего качествами гражданина-патриота России, ответственного за судьбу страны и способного уважать представителей других наций и народов, успешно выполнять задачи, связанные с обеспечением законности, общественного порядка, прав и законных интересов граждан.
Система патриотического воспитания в органах внутренних дел служит основой для дальнейшего сохранения и развития служебных традиций и ритуалов, которые передаются молодому поколению. Одним из важнейших направлений является шефская работа.
Большое внимание в Институте уделяется выполнению приказа МВД России от 30.09.2005 года № 797 «О совершенствовании работы по организации шефства над воспитанниками школ-интернатов и детских домов». В рамках исполнения данного приказа ВИПК МВД России осуществляет взаимодействие с воспитанниками МБУ ДО «Центра содействия семейному устройству детей, подготовки и сопровождения замещающих семей им. Талалихина».
Ежегодно в Институте организуются торжественные мероприятия и праздничные концерты, посвященные государственным праздникам.
В особой атмосфере проходят мероприятия, посвященные главному празднику Победы в Великой Отечественной войне. Главными участниками праздников являются ветераны ВОВ, труженики тыла и вдовы воинов-освободителей. Становится традицией участие сотрудников и работников Института во Всероссийской акции «Бессмертный полк».
В ноябре Институт отмечает два знаменательных события — День сотрудника органов внутренних дел и День образования Института (28 ноября 1972 года).
В Институте традиционно проводятся торжественные ритуалы вручения служебных удостоверений, государственных и ведомственных наград, погон, проводов ветеранов на заслуженный отдых. В торжественной обстановке проходят открытия учебных сборов, а по окончании каждого учебного сбора проводятся официальные выпуски.
Одним из важнейших направлений воспитательной работы является духовно-нравственное воспитание сотрудников и слушателей Института в рамках которого организовано взаимодействие с представителями традиционных вероисповеданий. Организуются посещения мечети мкр. Востряково г.о. Домодедово и в г. Москве. С 2002 года с благословения Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в институте функционирует Часовня в честь Святителя Николая Чудотворца, в которой регулярно проводятся религиозные службы.
Регулярно сотрудники и слушатели Института вносят посильный вклад в спасение чьих-то жизней, показывая пример активной гражданской позиции, участвуя в Дне донора.
Большое внимание в Институте уделяется организации проведению культурно-массовых мероприятий, конкурсов, смотров, концертов. Среди слушателей, в том числе и иностранных, сотрудников и членов их семей активно развивается самодеятельное художественное творчество.
Для переменного состава Института организовываются и проводятся культурные мероприятия, а именно обзорные экскурсии по историческим местам и музеям г. Москвы и Московской области.
Сотрудники института принимают активное участие в конкурсах, проводимых Министерством внутренних дел Российской Федерации, таких как Всероссийский фестиваль музыкального творчества МВД России «Щит и Лира», фотоконкурс МВД России «Открытый взгляд», литературный конкурс МВД «Доброе слово».
При организации информационно-пропагандистской работы целесообразно использовать следующие основные формы: занятия в рамках морально-психологической подготовки; единый день государственно-правового информирования.
В холле института размещены фотографии сотрудников и работников института, удостоенных государственными наградами, имеющих ученые степени и звания. Здесь же размещена Доска почета Института. Во всех коридорах размещены информационные стенды с актуальной и оперативной информацией, освещающей значимые события в общественной, культурно-массовой и спортивной жизни МВД России и Института.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Ведущий специалист в юридической компании, стаж — 25 лет.