Трудовые споры франции

Сегодня мы ответим на вопросы по теме: "Трудовые споры франции" с профессиональной точки зрения с комментариями и выводами. Просьба все вопросы задавать дежурному специалисту.

Трудовое право

Некоторые аспекты регулирования трудовых отношений в зарубежных странах

Вопросам регулирования трудовых отношений в зарубежных странах посвящен курс «Сравнительное и международное трудовое право» И.Я. Киселева (М., Дело, 1999 г.). Рамки настоящей работы не позволяют детально остановиться на регулировании труда в зарубежных странах. Поэтому в ней будут рассмотрены лишь отдельные аспекты организации трудового процесса, используемого в других странах. Такой выбор обусловлен несколькими причинами.

Во- первых, отсутствие действенных механизмов реализации трудовых прав работников делает их наиболее уязвимыми. Во-вторых, трудовой процесс должен соответствовать требованиям ч. 5 ст. 32 Конституции РФ, нарушение которой позволяет признать незаконным состав суда по трудовым делам, что является нарушением ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, нормы которой обеспечены деятельностью Европейского Суда по правам человека. В-третьих, большинство трудовых конфликтов требует быстрого реагирования компетентных органов. Данная проблема обостряется с появлением такого способа восстановления нарушенного права, как самозащита трудовых прав.

Применение этого способа предполагает оценку действий работодателя или работника по самозащите трудовых прав с точки зрения их законности и обоснованности компетентным лицом.

Отсутствие быстрых механизмов такой оценки приводит к необоснованному умалению права работников на самозащиту, а также ущемлению прав работодателя, который не имеет возможности быстро устранить незаконные или необоснованные действия (бездействие) работника по самозащите трудовых прав, которые влекут материальные потери. В связи с чем должны существовать быстрые и действенные механизмы по оценке действий работодателя и работника по самозащите трудовых прав.

Трудовой процесс предполагает наличие специальных судебных органов и судей, которые способны квалифицированно и в краткие сроки разрешить заявление работника или работодателя. В настоящее время специализированные суды по трудовым делам существуют во многих странах: Великобритании, Германии, Австрии, Бельгии, Швейцарии, Швеции, Норвегии, Финляндии, Канаде, Новой Зеландии, Японии, Израиле, Франции. Условно можно выделить две модели организации судов по трудовым делам. Во-первых, суды по трудовым делам создаются на двусторонней паритетной основе из судей, которые выдвигаются объединениями предпринимателей и профсоюзами.

Во-вторых, состав суда по трудовым делам формируется из профессионального судьи и двух общественных судей, которые назначаются по представлению работодателей, их объединений и профсоюзов. Названные модели организации судов по трудовым делам используются в различных странах.

К примеру, во Франции суды по трудовым делам осуществляют свою деятельность на двусторонней паритетной основе. Кандидаты на должность судьи по трудовым делам выдвигаются организациями работодателей и профсоюзами, они избираются сроком на пять лет.

Выборы судей осуществляет каждая сторона, то есть объединения работодателей и профсоюзы, они проходят по отдельным избирательным коллегиям, которые формируются для рабочих, служащих и работодателей. Наличие юридического образования не является обязательным условием для избрания судьей по трудовым делам.

К подведомственности трудовых судов во Франции отнесены споры между работодателями и работниками, вытекающие из трудового договора и договора ученичества, а также иски о возмещении вреда, причиненного в результате несчастных случаев на производстве. Стороной в трудовом суде могут выступать как частные, так и государственные организации. Однако трудовые споры государственных служащих не отнесены к компетенции трудовых судов.

Трудовые дела во Франции рассматриваются специализированными отделами, создаваемыми по отраслевому и субъектному признакам. В частности, существуют отделы по рассмотрению трудовых споров в промышленности, торговле, сельском хозяйстве, а также споры высших служащих и других работников, например надомников. Каждый отдел состоит из двух бюро: бюро примирения и судебного бюро. Первоначально заявление по трудовым спорам рассматривается в бюро примирения, где спор может быть урегулирован путем заключения мирового соглашения.

Стадию примирения осуществляет присутствие, состоящее из судей от обеих сторон, то есть работников и работодателей. Примирение фиксируется в протоколе, который имеет силу судебного решения. В случае отсутствия согласованного решения в бюро примирения трудовой спор рассматривается судебным бюро с исследованием юридически значимых обстоятельств на предмет их подтверждения и опровержения совокупностью допустимых, достоверных и достаточных доказательств. Судебное бюро состоит как минимум из двух судей: по одному от работников и работодателей, на его заседании обязательно присутствие секретаря суда.

Процесс по трудовым делам во Франции проходит по правилам ГПК с весьма значительными особенностями. К их числу следует отнести:

  1. проведение разбирательства на началах устности
  2. бесплатность и быстрота судебного разбирательства
  3. активное участие судей в исследовании представленных доказательств
  4. особые правила представительства работников профсоюзом, делегатом персонала, коллегами по работе, родственниками

На стадии кассации трудовые дела рассматриваются во Франции профессиональными судьями в социальной секции гражданской палаты Кассационного суда, решения которого имеют прецедентное значение, то есть подлежат применению при разрешении аналогичных дел в судебном бюро.

Формирование суда по трудовым делам на паритетной основе из представителей работодателей и работников может быть использовано при создании третейских органов по урегулированию индивидуальных и коллективных трудовых споров. Однако применение данной модели для разрешения трудовых споров на территории Российской Федерации потребует изменения судебной системы, что не гарантирует решения перечисленных задач.

Источник: http://isfic.info/trudpr2/trupra136.htm

Некоторые аспекты регулирования трудовых отношений в зарубежных странах

Трудовой процесс предполагает наличие специальных судебных органов и судей, которые способны квалифицированно и в краткие сроки разрешить заявление работника или работодателя. В настоящее время специализированные суды по трудовым делам существуют во многих странах: Великобритании, Германии, Австрии, Бельгии, Швейцарии, Швеции, Норвегии, Финляндии, Канаде, Новой Зеландии, Японии, Израиле, Франции. Условно можно выделить две модели организации судов по трудовым делам. Во-первых, суды по трудовым делам создаются на двусторонней паритетной основе из судей, которые выдвигаются объединениями предпринимателей и профсоюзами. Во-вторых, состав суда по трудовым делам формируется из профессионального судьи и двух общественных судей, которые назначаются по представлению работодателей, их объединений и профсоюзов. Названные модели организации судов по трудовым делам используются в различных странах.

К примеру, во Франции суды по трудовым делам осуществляют свою деятельность на двусторонней паритетной основе. Кандидаты на должность судьи по трудовым делам выдвигаются организациями работодателей и профсоюзами, они избираются сроком на пять лет. Выборы судей осуществляет каждая сторона, то есть объединения работодателей и профсоюзы, они проходят по отдельным избирательным коллегиям, которые формируются для рабочих, служащих и работодателей. Наличие юридического образования не является обязательным условием для избрания судьей по трудовым делам.

Читайте так же:  Алименты 25 процентов от какой суммы

К подведомственности трудовых судов во Франции отнесены споры между работодателями и работниками, вытекающие из трудового договора и договора ученичества, а также иски о возмещении вреда, причиненного в результате несчастных случаев на производстве. Стороной в трудовом суде могут выступать как частные, так и государственные организации. Однако трудовые споры государственных служащих не отнесены к компетенции трудовых судов.

Трудовые дела во Франции рассматриваются специализированными отделами, создаваемыми по отраслевому и субъектному признакам. В частности, существуют отделы по рассмотрению трудовых споров в промышленности, торговле, сельском хозяйстве, а также споры высших служащих и других работников, например надомников. Каждый отдел состоит из двух бюро: бюро примирения и судебного бюро. Первоначально заявление по трудовым спорам рассматривается в бюро примирения, где спор может быть урегулирован путем заключения мирового соглашения. Стадию примирения осуществляет присутствие, состоящее из судей от обеих сторон, то есть работников и работодателей. Примирение фиксируется в протоколе, который имеет силу судебного решения. В случае отсутствия согласованного решения в бюро примирения трудовой спор рассматривается судебным бюро с исследованием юридически значимых обстоятельств на предмет их подтверждения и опровержения совокупностью допустимых, достоверных и достаточных доказательств. Судебное бюро состоит как минимум из двух судей — по одному от работников и работодателей, на его заседании обязательно присутствие секретаря суда.

Процесс по трудовым делам во Франции проходит по правилам ГПК с весьма значительными особенностями. К их числу следует отнести: 1) проведение разбирательства на началах устности; 2) бесплатность и быстрота судебного разбирательства; 3) активное участие судей в исследовании представленных доказательств; 4) особые правила представительства работников профсоюзом, делегатом персонала, коллегами по работе, родственниками. На стадии кассации трудовые дела рассматриваются во Франции профессиональными судьями в социальной секции гражданской палаты кассационного суда, решения которого имеют прецедентное значение, то есть подлежат применению при разрешении аналогичных дел в судебном бюро.

Формирование суда по трудовым делам на паритетной основе из представителей работодателей и работников может быть использовано при создании третейских органов по урегулированию индивидуальных и коллективных трудовых споров. Однако применение данной модели для разрешения трудовых споров на территории Российской Федерации потребует изменения судебной системы, что не гарантирует решения перечисленных задач. Поэтому данная модель может быть использована в качестве альтернативы разрешения трудовых споров, которая может применяться по соглашению между работодателем и работником, а также полномочными представителями работодателя и работников. В настоящее время она применяется при урегулировании коллективных трудовых споров примирительной комиссией, которая не является постоянно действующим органом и создается для урегулирования конкретного коллективного трудового спора.

Вторая модель формирования судов по трудовым делам применяется в Израиле. Система трудовых судов Израиля состоит из Национального трудового суда и пяти окружных судов. Окружные суды разрешают дела по первой инстанции, а Национальный трудовой суд выступает в качестве апелляционной инстанции, он может рассматривать по первой инстанции наиболее сложные трудовые дела. Решения Национального трудового суда могут быть обжалованы в Верховный Суд Израиля лишь в исключительных случаях, в частности при рассмотрении им трудового дела по первой инстанции.

В трудовые суды Израиля входят профессиональные судьи (председатели коллегий) и представители общественности, которые назначаются на три года министрами юстиции и труда по рекомендации объединений работодателей и профсоюзов. Трудовые суды Израиля разрешают индивидуальные и коллективные трудовые споры, а также споры в сфере социального обеспечения. При рассмотрении трудовых споров они также применяют специальные процессуальные правила. В частности, трудовой суд по трудовым делам вправе затребовать от сторон трудового спора письменные показания под присягой при подготовке дела к слушанию, что сокращает продолжительность судебного разбирательства, позволяет сторонам оценить доводы друг друга и прийти к компромиссному решению.

Таким образом, вторая модель организации судов по трудовым делам предполагает формирование профессиональных составов по разрешению трудовых конфликтов, что приводит к существенному расширению их компетенции. В данном случае они рассматривают не только отдельные индивидуальные трудовые споры, но и коллективные трудовые споры, а также конфликты, возникающие в сфере социального обеспечения. Наиболее четко вторая модель прослеживается на примере системы трудовых судов Германии.

Для назначения общественным судьей по трудовым делам в суд первой инстанции необходимо, чтобы кандидат имел возраст не менее 25 лет и трудился либо занимался предпринимательской деятельностью на территории юрисдикции соответствующего суда. Для назначения в земельный суд по трудовым спорам, который является судом второй инстанции, кандидат в общественные судьи должен достигнуть возраста 30 лет и иметь стаж работы в качестве общественного судьи в суде первой инстанции не менее четырех лет. Судьей Федерального суда по трудовым делам может стать гражданин в возрасте не менее 35 лет, обладающий особыми знаниями и опытом работы в области трудового права, знающий трудовой процесс и имеющий стаж работы в суде первой или второй инстанций не менее четырех лет (§ 21, 37, 43 Закона о судах по трудовым спорам).

В первой инстанции суд по трудовым делам рассматривает дела в составе председательствующего — профессионального судьи и двух общественных судей, назначенных по рекомендации объединений работников и работодателей. Палаты земельного суда по трудовым делам рассматривают дела в качестве суда второй инстанции в составе председательствующего — профессионального судьи и двух общественных судей, назначенных от работников и работодателей. Федеральный суд по трудовым спорам в Касселе выступает в качестве суда третьей инстанции, он состоит из девяти коллегий, включающих по два профессиональных судьи и двух общественных судей, назначенных по рекомендации организаций наемных работников и объединений работодателей.

Трудовые суды Германии рассматривают как индивидуальные, так и коллективные трудовые споры, в частности, споры о толковании положений соглашений и колдоговоров, о статусе профсоюзов и представителей работников в организации.

Суды первой инстанции в Германии используют упрощенный порядок взыскания задолженности. В этом случае взыскатель не обращается в суд с исковым заявлением, а выступает с ходатайством о вынесении приказа об уплате просроченного долга. На основании претензии взыскателя, оформляемой в произвольной форме, суд по трудовым делам выдает типовой приказ о взыскании долга, который может быть опротестован должником в течение одной недели. После получения такого протеста назначается срок для устного слушания дела, которое рассматривается в обычном порядке.

Устное разбирательство назначается по каждому исковому заявлению, оно начинается с примирительного производства, которое проводится председателем суда по трудовым делам. Если одна из сторон не явилась на примирительное разбирательство либо оно закончилось безрезультатно, то открывается спорное производство по делу. Спорное производство по общему правилу проходит в одно судебное слушание. В связи с чем до его проведения должны быть определены юридически значимые обстоятельства, а также распределено бремя доказывания между сторонами трудового спора. После чего суд принимает решение на основании представленных сторонами трудового спора доказательств. В случае неявки одной из сторон трудового спора по ходатайству другой стороны решение выносится в порядке заочного производства. На заочное решение в течение одной недели может быть принесен протест стороной трудового спора.

Читайте так же:  Обязанности работодателя при сокращении работника

Как правило, суд по трудовым делам выносит решение непосредственно после устного разбирательства. Однако в исключительных случаях, например с целью достижения мирового соглашения или при особой сложности трудового дела, может быть установлен особый срок для вынесения судебного решения, который не должен превышать по общему правилу трех недель.

На решение суда по трудовым спорам может быть подана апелляционная жалоба в земельный суд по трудовым делам, если стоимость иска по имущественным спорам превышает 800 марок или суд по трудовым делам в своем решении указал на допустимость подачи апелляционной жалобы. Суд по трудовым делам обязан указать в своем решении на допустимость апелляционной жалобы по делам, имеющим принципиальное значение, выходящим за рамки частного случая судебной практики, в частности по делам о коллективных правах работников.

На решения земельного суда по трудовым делам может быть подана кассационная жалоба в Федеральный суд по трудовым спорам, если на это указано самим земельным судом или Федеральным судом по трудовым делам (§ 72 Закона о судах по трудовым спорам). Земельный суд по трудовым делам обязан допустить подачу кассационной жалобы, если судебное дело имеет принципиальный характер, то есть служит развитию или унификации права, либо в случае так называемой дивергенции, то есть различного толкования правовой нормы в двух судебных решениях. Отказ земельного суда в подаче кассационной жалобы может быть обжалован в Федеральный суд по трудовым делам. Федеральный суд по трудовым делам допускает подачу кассационной жалобы по принципиальным делам, а также в случае дивергенции, то есть различного толкования правовой нормы в судебных решениях.

Таким образом, решения земельных судов по трудовым делам, Федерального суда по трудовым делам являются прецедентами. Однако наличие таких решений не препятствует обращению в суд лиц, права которых нарушены при применении судебных решений. Тогда как в п. 8 ст. 251 ГПК РФ лица, обжалующие нормативные правовые акты, в том числе в сфере труда, при наличии вступившего в законную силу судебного решения, которым проверена законность оспариваемого ими акта, лишены возможности обратиться в суд. В данном случае не только нарушается право на судебную защиту указанных лиц, но и исключается возможность новой оценки положений нормативного правового акта, что едва ли способствует развитию законодательства.

Использование института общественных судей при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также дел в сфере социального обеспечения может происходить и в нашей судебной системе. Например, в суде первой, кассационной, надзорной инстанций дела могут рассматривать судебные составы, состоящие из профессионального судьи, являющегося председательствующим, и двух общественных судей, назначенных по рекомендации профсоюзов и объединений работодателей. Наличие такого судебного состава позволяет обеспечить рассмотрение трудовых споров независимым судом, созданным в соответствии с федеральным законом, в частности с соблюдением требований ч. 5 ст. 32 Конституции РФ.

Наличие института общественных судей позволяет сохранить бюджетные средства, поскольку на время выполнения своих обязанностей по отправлению правосудия заработную плату за ними могут сохранять рекомендовавшие к избранию профсоюзы или объединения работодателей, а также отдельные организации. В связи с чем не понадобится создания коллегий из трех профессиональных судей для рассмотрения дел о признании недействующими нормативных правовых актов в сфере труда, а также в судах кассационной и надзорной инстанций.

Для быстрого реагирования на действия (бездействие) по самозащите трудовых прав может быть введен институт мировых общественных судей. Общественный мировой судья также может назначаться по рекомендации профсоюзов и работодателей и их объединений. Общественные мировые судьи в пределах соответствующих судебных участков должны рассматривать споры, отнесенные к компетенции КТС, а также об оценке действий (бездействия) по самозащите трудовых прав. Разбирательство заявлений общественными мировыми судьями должно проходить в рамках одного заседания на основании представленных сторонами трудового спора доказательств. Решения общественного мирового судьи могут обжаловаться в соответствующий судебный состав по трудовым делам.

Введение института общественных судей и мировых общественных судей позволяет обеспечить быстрое и качественное рассмотрение трудовых дел независимым и беспристрастным судом, созданным с соблюдением федерального закона.

Создание трудовой юстиции предполагает разработку Трудового процессуального кодекса РФ, в котором должны быть помещены нормы, регламентирующие процесс применения материальных норм трудового права. Наличие трудового процесса позволяет создать основу для реализации норм трудового права, которые в настоящее время не имеют надлежащей процессуальной оболочки.

Источник: http://hr-portal.ru/article/nekotorye-aspekty-regulirovaniya-trudovyh-otnosheniy-v-zarubezhnyh-stranah

Трудовое право

Трудовая юстиция в зарубежных странах

Во многих странах мира сформирована и действует специализированная трудовая юстиция в виде трудовых судов или специальных административных органов, которые наделены функциями по разрешению некоторых трудовых споров. Мировая практика в целом идет по пути формирования трудовой юстиции, трудовые суды действуют в некоторых странах уже не один десяток лет. Во Франции, например, трудовая юстиция существует уже около 200 лет.

Как показывает практика, существование таких специальных органов вполне оправданно. Например, в Великобритании трудовые конфликты разрешаются трибуналами по трудовым спорам, не входящими в систему судов, а являющимися органами административной юстиции. Трудовые суды созданы в Великобритании, Австрии, Бельгии, Швейцарии, Швеции. Норвегии, Финляндии, Канаде, Новой Зеландии. Японии, Израиле и др. В Соединенных Штатах Америки, Японии, Канаде действуют специализированные административные органы, выполняющие судебные функции.

Причиной создания специализированных трудовых судебных органов в ряде случаев являются конкретные исторические условия либо необходимость учета специфики при рассмотрении определенных категорий дел или иногда рост объема законодательства и его дифференциация. Преимуществом существования специализированных трудовых судов является возможность учета специфики правовых споров при рассмотрении конкретных судебных дел.

Предметом рассмотрения в судах по трудовым делам являются трудовые конфликты, как коллективные, так и индивидуальные. Однако чаще таким судам подсудны индивидуальные трудовые споры (Великобритания, Франция, Италия, Германия). Отличительными чертами процедуры в судах по трудовым делам являются упрошенный порядок рассмотрения дел, дешевизна судопроизводства, выражающаяся в установлении ставок судебных расходов на низком уровне (а в ряде случаев и освобождение от их оплаты), быстрота разбирательства. Все это делает рассмотрение в таких судах доступным для сторон трудового конфликта. Следует отметить, что разбирательство в судах по трудовым делам на всех его стадиях сопровождается попытками примирения сторон. Мирное решение конфликта является целью трудовой юстиции.

Читайте так же:  Пени за задержку выплаты заработной платы

Основу организационного построения трудовых судов обычно составляет принцип равноправия сторон трудового конфликта. Он выражается в паритетном представительстве сторон в составе суда. Речь идет о равном участии работников и работодателей в процессе рассмотрения споров в качестве заседателей. На судей трудовых судов распространяются принципы выборности и независимости.

В зарубежных странах в настоящее время сложились две основные организационные модели судебной власти.

Первую модель представляет единая система общих судов, которые рассматривают основные виды гражданских дел, осуществляют административный и конституционный контроль. Иногда в этой модели присутствуют и специализированные суды, которые лишь дополняют систему общих судов. Например, в США действует ряд таких специализированных судов: трудовой, претензионный, суд по таможенным делам, налоговый и т.п. Однако учреждения, наделенные правом разрешать определенные споры, не являются судебными органами в потном смысле слова; зачастую они предъявляют собой административные органы, занимающиеся квазисудебной деятельностью. Это характерно и для других государств, в которых действует единая система общих судов. В некоторых из них, к примеру в Великобритании, деятельность квазисудебных органов находится под контролем обычных судов. Следовательно, решения этих органов могут быть обжалованы в судебном порядке.

Вторая модель предусматривает обязательное наличие наряду с общими судами (судами общей юрисдикции) и специализированных судов. Судебная система государства состоит из нескольких автономных подсистем, обладающих своей компетенцией. Как правило, имеются собственные высшие судебные органы для каждой подсистемы. Например, в Германии помимо общих судом действует разветвленная система специализированных судов. Так, система судов по трудовым делам состоит из трех инстанций: суды первой инстанции, рассматривающие споры по существу; земельные суды, рассматривающие апелляции на решения судов низшей инстанции; Федеральный трудовой суд — высшая кассационная судебная инстанция, которая может изменить или отменить решение любого трудового суда.

Всего в ФРГ действуют 94 трудовых суда первой инстанции; в каждой федеральной земле существует один земельный трудовой суд, а в некоторых — и по два-три. К компетенции трудовых судов Германии относится рассмотрение индивидуальных трудовых споров правового характера коллективных трудовых споров по поводу применения тарифных соглашений, а также споров, связанных с деятельностью советов предприятий. Деятельность трудовых судов в Германии регламентируется специальным Законом о трудовых судах 1953 г.

Трудовые суды во Франции рассматривают споры между работодателями и работниками, вытекающие из трудового договора и договора ученичества а также иски о возмещении вреда причиненного в результате несчастных случаев на производстве. При этом в трудовых судах не могут рассматриваться споры, одной из сторон которых является государственный служащий.

Судебная система страны характеризуется определенной специализацией. Так, в трудовых судах создаются отделы, создаваемыми по отраслевому и субъектному признакам, например специализированные отделы по рассмотрению трудовых споров в промышленности, торговле, сельском хозяйстве, а также споры высших служащих и других работников, например надомников. Однако процедура рассмотрения трудовых споров осуществляется по правилам гражданского процесса, специальное трудовое процессуальное право во Франции отсутствует, но трудовые дела имеют ряд особенностей: разбирательство осуществляется устно; участникам спора гарантируется бесплатность и быстрота судебного разбирательства и т.п.

Трудовые споры в Великобритании рассматриваются судами общей юрисдикции, а также специальными органами, созданными для рассмотрения трудовых конфликтов. Такими органами являются Центральный арбитражный комитет и промышленные трибуналы. Центральный арбитражный комитет (далее — Комитет) был создан в 1975 г. как правопреемник Промышленного суда и Промышленного арбитража в качестве постоянно действующего арбитражного органа. Свою деятельность Комитет осуществляет от лица Короны, однако не подчиняется ни одному из министров, являясь независимым органом, действующим на основании Закона «О защите трудовых отношений» 1975 г.

В составе Комитета могут быть образованы два, три и более отделений, каждое из которых вправе рассматривать трудовые споры самостоятельно. Промышленные трибуналы Англии, Уэльса и Шотландии учреждены Законом «О трибуналах и расследованиях» 1971 г. Эти органы рассматривают трудовые споры, возникшие на соответствующей территории. В состав промышленных трибуналов входят три члена, назначаемые лордом-канцлером из списка лиц. представленного министром труда. Систему промышленных трибуналов возглавляет президент, назначаемый лордом-канцлером. Из списка лиц. имеющих стаж юридической работы не менее семи лет, назначаются председатели отдельных трибуналов.

Члены трибуналов отбираются из списка лиц, составленного министром труда по согласованию с профсоюзами и объединениями работодателей. Они должны иметь опыт работы по представлению интересов работодателей и работников. Любой из членов промышленного трибунала может покинуть свой пост, письменно уведомив об этом лорда-канцлера. Уход с должности члена трибунала не лишает его перспективы нового назначения на эту должность. На правах промышленного трибунала действуют комитеты по восстановлению на прежнее место работы лиц, прошедших службу в армии. Комитет состоит из профессионального юриста и двух представителей работодателей и работников. Все члены комитета назначаются лордом-канцлером из числа лиц, рекомендованных министром труда.

Опыт зарубежных стран все чаще становится в России предметом обсуждения на разных уровнях: в науке, в правоприменительной деятельности, в законодательных органах. М.С. Шакарян в свое время отмечала, что при объединении норм права регулирующих различные способы защиты субъективных прав, существует ряд недостатков: во-первых, не учитывается различие по предмету и методу правового регулирования сходных общественных отношений, во-вторых, не учитывается различие в субъектном содержании общественных отношений при различных формах разрешения правовых споров. Опыт зарубежных стран показывает, что создание трудовой юстиции эффективно отразилось бы на ситуации дел с рассмотрением трудовых споров и в нашей стране.

Источник: http://isfic.info/vanob/nirub107.htm

Решение трудовых споров через прюдомальные суды во Франции

В странах Западной Европы законы наделяют рабочих правом избирать своих представителей в совет директоров (Франция) или принимать участие в его работе (Германия). На практике предоставление рабочим частичных прав акционеров — участия в прибыли без вовлечения в реальное управление — не всегда повышает их мотивацию к труду.

В странах Западной Европы преобладают отраслевые переговоры, поэтому право устанавливать правила их организации законодатели предоставляют самим субъектам ведения переговоров, ограничивая свою роль в определении понятия «наиболее представительная» профсоюзная организация.

Читайте так же:  Семейный кодекс украина алименты

В Северной Америке и Японии, наоборот — преобладают коллективные переговоры на уровне отдельных компаний и предприятий, поэтому процедуры переговоров и связанных с ними конфликтных ситуаций детально регламентированы.

Интересен и европейский опыт разрешения трудовых споров. Так, во Франции для разрешения территориальных и профессиональных трудовых споров учреждены специальные прюдомальные суды — выборные органы, чья деятельность регламентируется законодательством и финансируется государством. Первые прюдомальные суды появились еще в 1848-м, а с 1879 года они стали обязательной инстанцией (сейчас функционирует 271 суд).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Прюдомальный суд является паритарным органом: представителей работодателей и работников должно быть равное количество (число заседателей зависит от экономической активности региона). Функции председателя суда и его первого заместителя поочередно выполняют представители работников и работодателей.

Состав заседателей определяется по результатам проведения прюдомальных выборов. Списки кандидатов, как правило, выдвигаются профсоюзами и ассоциациями работодателей, а списки избирателей составляет мэрия. Право голоса имеют все работодатели и все наемные работники, включая официально зарегистрированных безработных. Каждый избиратель голосует в своей категории (работодатель, работник), в своей секции (промышленность, торговля, сельское хозяйство, ответственные работники и ИТР высшего звена — независимо от отрасли, прочие) и в своем территориальном округе. Члены прюдомального суда избираются сроком на пять лет. Их подготовку берет на себя государство, оно также возмещает предприятию стоимость часов, которые заседатели отсутствовали на рабочих местах.

Прюдомальный суд принимает к рассмотрению дела по трудовым спорам индивидуального характера (в пределах территориальной и профессиональной компетенции) и только при наличии трудового договора. Если конфликт между работодателем и работником или между работниками не удается решить путем примирения сторон, суд выносит приговор.

Порядок рассмотрения жалоб следующий:

  • примирительная процедура (успешна лишь в 10 % случаев);
  • вынесение постановлений в неотложных случаях.

Если сумма штрафов превышают 4 тыс. долл., стороны могут обжаловать решение в апелляционном или кассационном судах (в таких случаях споры выходят за рамки трудового права и рассматриваются с позиции гражданского права).

Контролирует работу прюдомальных судов Верховный прюдомальный совет, куда входят представители профсоюзов, ассоциаций работодателей и министерств.

Источник: http://uawork.com/2012/05/pryudomalnye-sudy-vo-francii/

Трудовое законодательство Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 00:13, реферат

Краткое описание

В настоящее время по-прежнему продолжает быть актуальным необходимость детального изучения позитивного зарубежного опыта в сфере регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений. Эта задача может быть достигнута путем исследования трудового законодательства на примере одной из развитых стран.

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат ТП.docx

В настоящее время по-прежнему продолжает быть актуальным необходимость детального изучения позитивного зарубежного опыта в сфере регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений. Эта задача может быть достигнута путем исследования трудового законодательства на примере одной из развитых стран.

Выбор для настоящего исследования такой страны, как Франция, обусловлен тем, что это государство Европы характеризуется высоким уровнем развития социального и трудового законодательства, а также тем, что Франция имеет богатый накопленный опыт и правовую систему трудового права.

Кроме того, Франция является одним из наиболее влиятельных государств Европейского Союза, развитие трудового законодательства там имеет свою характерную особенность. Трудовое право Франции строиться на различных источниках: это государственные стандарты, международные конвенции, национальное законодательство, коллективные договоры, локальные нормативные акты и прецедент.

В связи с этим исследование трудового права Франции является весьма интересным и позволяет в большей степени отразить тенденции зарубежного развития трудового законодательства, имеющих различные традиции и особенности правовых систем.

— Конвенции МОТ, Конвенции ЕС, решения Европейского Суда являются источником французского трудового права;

— Конституция Франции 1958 г. содержит общие принципы трудового права, а реализация этих принципов входит в компетенцию правительства;

— Кодекс о труде Франции (Code du travail) сформирован не путем кодификации, а путем инкорпорации и частичной консолидации законодательства;

— имеются, такие источники права, как специализированные трудовые кодексы, относящиеся к определенным категориям работников (например, Кодекс труда моряков торгового флота во Франции);

— Гражданский процессуальный кодекс Франции от 15 сентября 2003 года, Закон «О заработной плате» от 3 декабря 2008′ года; Закон «О социальной демократии и реформе рабочего времени» от 23 июля 2008 года и некоторые другие акты, принятые в условиях мирового финансового кризиса, положили новую основу формирования источников французского права;

— признание решений суда высшей инстанции ( Кассационного суда) источником права;

— обычай (фр. usage) является одним из источников трудового права Франции. Практика допускает применение обычаев, противоречащих императивным номам права Франции (например, закон отсылает к обычаю в случаях установления срока предупреждения об увольнении, при необходимости определения срока при приеме на работу).

Рассмотрим главы Трудового Кодекса Франции:

Первая часть: индивидуальная работа: правила по договорам найма, с момента заключения договора до прекращения действия договора, и положения об урегулировании споров и промышленном трибунале. А также вопросы недопущения элементов дискриминации, коррупции, сохранения социального климата в коллективе.

Вторая часть: организационно-управленческие отношения: профсоюзы, заключение коллективных договоров и коллективных соглашений, решения коллективных споров.

Третья часть: рабочее время, заработная плата, льготы.

Четвертая часть: здоровье и безопасность.

Пятая часть: занятость: трудоустройство.

Шестая часть: профессиональное обучение.

Седьмая часть: положения для определенных профессий и видов деятельности: профессиональные журналисты, профессиональные развлечения, реклама и мода, уборщики и работники зданий жилого, бытового обслуживании; домашние работники и другие. Особые условия труда для определенных отраслей.

Восьмая часть: контроль за осуществлением законодательства: инспекция труда и борьба с незаконной занятостью.

Какие права есть у работников Франции по законодательству?

право на обеспечение профессионального равенства

право на профессиональное обучение

право на коллективные переговоры для заключения коллективного договора

право на достойное вознаграждение

право на безопасные условия труда

право на социальное обеспечение

право на защиту от безработицы

право на объединение в профсоюзы

право на индивидуальные и коллективные трудовые споры

право на социальный диалог

Что интересно, разрешена «позитивная дискриминация»: специальные гарантии для отдельных категорий работников (например, для инвалидов предусмотрена определенная квота рабочих мест). Во Франции на работников частных и государственных предприятий распространяются по общему правилу одни и те же нормы трудового права. Это не исключает и специальных норм, которые издаются для регулирования труда на национализированных предприятиях.

В этом же разделе содержится ряд норм, защищающие интересы беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей от произвола работодателей, а также содержит запреты дискриминационного характера. В частности запрещается устанавливать разницу в заработной плате между женщиной и мужчиной за равный труд. Здесь же указывается, что любое, включенное в контракт соглашение, противоречащее указанным нормам – ничтожно и подлежит отмене. Далее следует ряд норм, регулирующих порядок возмещения утраты заработка при общих заболеваниях, причинениях вреда здоровью в результате несчастных случаев на производстве либо профессиональных заболеваниях.

Читайте так же:  Коммерческая тайна некоммерческих организаций

Кроме того, Трудовой кодекс Франции включает также нормы, регулирующие деятельность профсоюзов, отношения трудоустройства и занятости, содержит широкий круг технических норм и правил обеспечивающих охрану и безопасность труда для различных производств. Значительное место в трудовом кодексе Французской республики отводится регулированию отношений, связанных с профессиональной подготовкой специалистов. Этой проблеме посвящено свыше 100 статей кодекса которыми регламентируются вопросы организации, финансирования, стажировки, контроля за качеством профессиональной подготовки. В качестве приложений в трудовой кодекс включены конвенции и рекомендации международной организации труда, касающиеся сферы применения труда и ратифицированные французской республикой.

Таким образом, как видим, Трудовой кодекс Франции самым тщательным образом регулирует не только непосредственно трудовые отношения, но также тесно связанные с ними и производные от них общественные отношения, складывающиеся в трудовом коллективе.

В 2008 году был принят Закон «О социальной демократии и реформе рабочего времени». Он дает право работодателям увеличить количество рабочих дней до 235 дней. До этого действовали нормы: 35 часов в неделю. В соответствии с новым законом, количество рабочих часов может быть увеличено «по экономическим причинам». (Профсоюзы намерены подать апелляцию в Европейский суд по правам человека).

Также можно встретить такие понятия как: модуляция рабочего времени, приостановление рабочего времени и индивидуальное рабочее время.

Отдых работников планируется по такой системе: за один месяц непрерывной работы работник получает два с половиной дня отпуска, при этом общая продолжительность отпуска не может превысить тридцати рабочих дней. Только непрерывная работа в течение календарного года дает право на пятинедельный оплачиваемый отпуск.

Расторжение трудового договора.

Что касается раздела о расторжении трудового договора, заключенного на неопределенный срок, то здесь также существуют некоторые особенности.

Порядок регулирования увольнения по инициативе работодателя: В отношении индивидуальных увольнений по инициативе работодателя в большинстве западных стран и в том числе и во Франции действуют следующие правила: обязательное обоснование увольнения (например, наличие уважительной причины); предупреждение для большей части увольнений; запрещение дискриминационных увольнений; ограничения увольнений беременных женщин, женщин-матерей, инвалидов; особый порядок увольнений профсоюзных работников и членов представительных органов персонала предприятий; выплата выходного пособия; требование согласования некоторых видов увольнений с государственным административным органом или с органом представительства работников; установление правил, касающихся процедуры увольнений; материальная компенсация работнику в случае признания судом либо арбитражным органом увольнения необоснованным, а в отдельных странах в определенных случаях обязательное восстановление на прежней работе при незаконном увольнении и выплата компенсации за вынужденный прогул (независимо от его продолжительности) .

Особенности увольнения постоянных работников: Во-первых, установлено право таких работников при увольнении в связи с истечением срока договора на выходное пособие, размер которого зависит от величины заработной платы и продолжительности работы, а также на денежную компенсацию за неиспользованный отпуск. Во-вторых, определено, что наниматель должен заблаговременно предупреждать работника о своем намерении не продлевать трудовой договор’. В-третьих, предусмотрено, что срочный трудовой договор может быть расторгнут досрочно по инициативе нанимателя не иначе как в случае грубой вины работника или форс-мажора. Французский закон от 30 декабря 1986 г. предусматривает возможность для работников (со стажем не менее 2 лет, имеющих возраст до 56 лет), уволенных по экономическим мотивам, заключения «соглашения о переквалификации» продолжительностью до 5 месяцев. В течение этого периода работник получает пособие в размере заработной платы за счет предприятия и государства и проходит курс профессиональной переподготовки; ему оказывается помощь в подыскании новой работы. Пособие по безработице пересматривается Правительством 1 раз в квартал. Если потенциальный работник отказался от предложенной Центром Занятости работы, то пособие больше не начисляется.

Во Франции процедура увольнения сложна и многословна. Во-первых, нужно уведомить профсоюз и получить его согласие. Во-вторых, работодатель обязан провести беседу с сотрудником и изложить причины увольнения, а также выслушать контраргументы. Таким образом, человеку предоставляется возможность оправдаться за проступок или назвать причины, по которым увольнять его нельзя. При этом по желанию сотрудника в обсуждении может принять участие любой из его коллег – в роли адвоката увольняемого.

Если увольнение все-таки состоялось, но работник считает его незаконным, он может обратиться в суд с иском о восстановлении на работе и взыскании утраченного заработка. в течение любого времени: во Франции не установлен срок исковой давности. За нарушения закона, допущенные при увольнении, работодатель может понести наказание в виде заключения в тюрьму до одного года и наложением на него штрафа в размере 3750 евро.

Французское законодательство допускает при увольнении оформление ещё одного документа — расписки, в которой сотрудник подтверждает, что все положенные ему при расторжении трудового договора выплаты он получил и претензий к работодателю не имеет. Эта мера призвана защитить работодателя от лишних затрат, если сотрудник попытается доказать в суде, что он получил не все причитающиеся выплаты. Расписка должна быть составлена лично работником и представлена в двух экземплярах. Выдается она после расторжения трудового договора. В течение двух месяцев после написания расписки сотрудник может отказаться от нее заказным письмом, направленным предпринимателю. Свой отказ работник должен мотивировать и предоставить доказательство того, что денег он не получал. Кроме того, увольнению во Франции может помешать профсоюз, без согласия которого оно может не состояться.

Интересные особенности трудового законодательства Франции:

В стране максимально распространены частные агентства занятости;

В законодательстве допускается возможность ухудшения положения работника по сравнению с законодательством в коллективном договоре;

В законодательстве учтен режим неполного рабочего времени для работников, внедрение новых видов дополнительных отпусков, учебных отпусков;

В законодательстве регламентированы большое количество типов трудового договора (во Франции трудовой договор во Франции на неопределенный срок заключается как в устной, гак и в письменной форме).

В законодательстве учтен переход от государственного к договорному регулированию трудовых отношений.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.referat911.ru/Trudovoe-pravo/trudovoe-zakonodatelstvo-francii/194240-2334424-place1.html

Трудовые споры франции
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here