Привлечение к дисциплинарной ответственности мвд

Сегодня мы ответим на вопросы по теме: "Привлечение к дисциплинарной ответственности мвд" с профессиональной точки зрения с комментариями и выводами. Просьба все вопросы задавать дежурному специалисту.

Глава 7. Служебная дисциплина в органах внутренних дел (ст.ст. 47 — 52)

Глава 7. Служебная дисциплина в органах внутренних дел

>
Служебная дисциплина
Содержание
Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/12192456/ae5f9867312347a00f66bc08a4b4fa06/

Статья 51. Порядок применения к сотрудникам органов внутренних дел мер поощрения и порядок наложения на них дисциплинарных взысканий

Статья 51 . Порядок применения к сотрудникам органов внутренних дел мер поощрения и порядок наложения на них дисциплинарных взысканий

1. Порядок применения к сотрудникам органов внутренних дел мер поощрения, предусмотренных пунктами 1 — 6 и 9 части 1, частями 2 и 3 статьи 48 настоящего Федерального закона, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 300-ФЗ статья 51 настоящего Федерального закона дополнена частью 1.1

1.1. К сотруднику органов внутренних дел, имеющему дисциплинарное взыскание, наложенное на него в письменной форме приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, может быть применена мера поощрения только в виде досрочного снятия ранее наложенного в письменной форме дисциплинарного взыскания.

2. К сотрудникам органов внутренних дел, замещающим должности в органах внутренних дел, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, меры поощрения, предусмотренные пунктами 1 — 6 и 9 части 1 и частью 2 статьи 48 настоящего Федерального закона, могут применяться руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и (или) уполномоченным руководителем.

3. Дисциплинарные взыскания на сотрудника органов внутренних дел налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, за исключением перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел и увольнения со службы в органах внутренних дел сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации. О наложении дисциплинарного взыскания на сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел обязан проинформировать Президента Российской Федерации.

4. Правом наложения дисциплинарного взыскания, предоставленным нижестоящему руководителю (начальнику), обладает и прямой руководитель (начальник). Если на сотрудника органов внутренних дел необходимо наложить такое дисциплинарное взыскание, которое соответствующий руководитель (начальник) не имеет права налагать, он ходатайствует о наложении этого дисциплинарного взыскания перед вышестоящим руководителем (начальником).

Информация об изменениях:

Часть 5 изменена с 13 августа 2019 г. — Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 318-ФЗ

5. Вышестоящий руководитель (начальник) имеет право изменить или отменить дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим руководителем (начальником), если оно не соответствует тяжести совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка.

6. Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела — не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке.

Информация об изменениях:

Часть 7 изменена с 13 августа 2019 г. — Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 318-ФЗ

7. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника органов внутренних дел по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время производства по уголовному делу.

8. До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 52 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка.

9. О наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя. Дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора может объявляться публично в устной форме. В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издается после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме.

10. В приказе о наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания указываются иные сотрудники, до сведения которых должен быть доведен этот приказ.

11. Уполномоченный руководитель обязан в течение трех рабочих дней ознакомить сотрудника органов внутренних дел под расписку с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время, необходимое для прибытия сотрудника к месту ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания или для доставки указанного приказа к месту службы сотрудника.

12. Об отказе или уклонении сотрудника органов внутренних дел от ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания составляется акт, подписываемый уполномоченными должностными лицами.

13. Применяемые к сотруднику органов внутренних дел меры поощрения и налагаемые на него в письменной форме дисциплинарные взыскания заносятся в материалы личного дела сотрудника. Меры поощрения и дисциплинарные взыскания учитываются раздельно.

Информация об изменениях:

Часть 14 изменена с 13 августа 2019 г. — Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 318-ФЗ

Читайте так же:  Вернуть долг через суд без расписки

14. Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника органов внутренних дел приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, считается снятым по истечении одного года со дня его наложения либо со дня издания приказа о поощрении в виде досрочного снятия ранее наложенного на сотрудника дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание, объявленное публично в устной форме, считается снятым по истечении одного месяца со дня его наложения.

15. Дисциплинарные взыскания, предусмотренные пунктами 5 и 6 части 1 статьи 50 настоящего Федерального закона, исполняются не позднее чем через два месяца со дня издания приказа об их наложении. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, нахождения его в отпуске или в командировке.

16. Исполнение наложенного на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания в виде перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел осуществляется в порядке, установленном статьей 30 настоящего Федерального закона.

17. Исполнение наложенного на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания в виде увольнения со службы в органах внутренних дел осуществляется в соответствии с главой 12 настоящего Федерального закона.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 51 настоящего Федерального закона

Источник: http://base.garant.ru/12192456/afa6a9ba04392e1cfe1c09aeb8a7e5f4/

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ВЗЫСКАНИЙ К СОТРУДНИКАМ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Дисциплина, служебная дисциплина, дисциплинарное взыскание, ответственность, закон, проступок, нарушение, сотрудник органов внутренних дел, обжалование, суд.

В статье приводится обобщенный анализ практики применения к сотрудникам органов внутренних дел дисциплинарных взысканий. Актуальность темы обусловлена особым значением служебной дисциплины в органах внутренних дел, необходимостью своевременного выявления и пресечения дисциплинарных нарушений, развития законодательства, регулирующего отношения в данной сфере. Делается вывод о том, что одной из важнейших целей системы применения мер дисциплинарной ответственности к сотрудникам органов внутренних дел должно являться воспитание в них ответственности и добросовестности, развитие осознания ими неотвратимости наказания за неправомерные действия (бездействие). Все это содействовало бы достижению устойчивых положительных результатов в процессе формирования кадрового состава подразделений МВД России.

Дисциплина в подразделениях органов внутренних дел (далее — ОВД), наряду с профессионализмом каждого сотрудника и его ответственностью за осуществление своей служебной деятельности, является одной из фундаментальных основ эффективного функционирования системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в рамках реализации поставленных перед ней целей и исполнения возложенных на нее задач. Согласно ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон о службе) [2] служебная дисциплина — это соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Как указано в ч. 9 ст. 51 Федерального закона о службе, замечание и выговор могут быть объявлены сотруднику публично в устной форме, письменный приказ о наложении такого дисциплинарного взыскания не издается. Как правило, решение о применении дисциплинарного взыскания в данной форме принимается по результатам проведения служебной проверки, отражается в ее резолютивной части и (или) объявляется сотруднику публично, например на совещании в подразделении, где он проходит службу, сведения о чем заносятся в протокол совещания. Такое дисциплинарное взыскание считается снятым по истечении одного месяца с момента его наложения. Сведения о дисциплинарном взыскании, объявленном публично в устной форме, не заносятся в личное дело сотрудника (не указываются в послужном списке). К материалам личного дела в данном случае приобщается копия заключения служебной проверки (в соответствии с п. 44 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации [3]).

Необходимо подчеркнуть, что течение указанного в ч. 7 ст. 51 шестимесячного срока начинается именно с даты совершения сотрудником дисциплинарного проступка, и момент, когда прямому (непосредственному) руководителю стало известно о таком проступке, в данном случае значения не имеет. Так, например, если сотрудник совершил незаконное действие (бездействие), за которое он подлежит привлечению к дисциплинарной ответственности (не исполнил указание руководителя или исполнил его ненадлежащим образом) 1 ноября 2018 г., то издание приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания должно состояться не позднее 1 мая 2019 г., независимо от того, когда руководителю поступили сведения о нарушении сотрудником служебной дисциплины. Если в этот период сотрудник находился в командировке, отпуске, был временно нетрудоспособным, то срок для издания приказа о наложении дисциплинарного взыскания продлевается на количество дней, определенных приказами о направлении сотрудника в командировку, о предоставлении отпуска или листом нетрудоспособности. Данная информация может быть получена лицом, проводящим служебную проверку, в кадровом подразделении органа внутренних дел в форме справки.

Если сведения о неправомерных действиях сотрудника поступили руководителю по истечении шести месяцев с момента их совершения или в отношении данного сотрудника назначена служебная проверка, которая не может быть закончена до истечения срока, предоставленного законом на ее проведение, то приказ о наложении дисциплинарного взыскания не издается. В таком случае к материалам личного дела сотрудника приобщается копия заключения служебной проверки, в резолютивной части которого указывается, что сотрудник за допущенные нарушения заслуживает привлечения к дисциплинарной ответственности, однако в связи с истечением срока, установленного ч. 7 ст. 51 Федерального закона о службе, меры дисциплинарной отвествености к нему не применяются. Наложение на сотрудника дисциплинарного взыскания после истечения установленного срока незаконно.

При определении сроков наложения дисциплинарных взысканий на сотрудников ОВД необходимо учитывать, что нарушение служебной дисциплины может иметь длящийся характер. Это относится чаще всего к дисциплинарным проступкам, совершаемым в форме бездействия, то есть длительного неисполнения сотрудником обязанностей, которые он должен был исполнить в соответствии с указаниями руководителя, требованиями закона и положениями его должностной инструкции (должностного регламента). В таком случае шестимесячный срок, установленный ч. 7 ст. 51 Федерального закона о службе, может исчисляться со дня окончания совершения сотрудником неправомерного бездействия.

До наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания у него должно быть затребовано объяснение в письменной форме. Если сотрудник отказывается дать такое объяснение, об этом составляется соответствующий акт (ч. 8 ст. 51 Федерального закона о службе). В случае проведения служебной проверки акт приобщается к ее материалам. П. 1 ч. 6 ст. 52 Федерального закона о службе установлена обязанность сотрудника давать объяснение по обстоятельствам служебной проверки, если это не связано со свидетельством против самого себя. Данное положение перекликается с требованиями ст. 193 Трудового кодекса Российской Федерации [1] и является одной из гарантий законности привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности. Как показывает судебная практика, применение к сотруднику дисциплинарной меры ответственности, то есть издание приказа о наложении дисциплинарного взыскания, при отсутствии его объяснения по факту нарушения им служебной дисциплины может повлечь отмену такого приказа в судебном порядке.

Читайте так же:  Реестр санитарных книжек

Согласно п. 11 ст. 51 Федерального закона о службе сотрудник, привлеченный к дисциплинарной ответственности, должен быть ознакомлен с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания в трехдневный срок. Обязанность по исполнению данной нормы возложена на уполномоченных руководителей, но, как правило, ознакомление сотрудника с таким приказом осуществляется в кадровом подразделении. Данная законодательная норма императивна, но согласно сложившейся судебной практике неознакомление сотрудника с приказом о привлечении к дисциплинарной ответственности не влечет за собой отмены приказа и признания его незаконным. Оно является лишь основанием для восстановления права сотрудника на обжалование такого приказа в случае пропуска им трехмесячного срока, определенного ч. 4 ст. 72 Федерального закона о службе.

Крайней мерой дисциплинарной ответственности и самым строгим дисциплинарным взысканием является увольнение из органов внутренних дел. Согласно ч.ч. 6 и 7 ст. 82 Федерального закона о службе применение данного дисциплинарного взыскания может осуществляться в случаях совершения сотрудником грубого нарушения служебной дисциплины и неоднократного нарушения служебной дисциплины при наличии у сотрудника неснятого дисциплинарного взыскания, наложенного приказом соответствующего руководителя. Перечень грубых нарушений служебной дисциплины приведен в ч. 2 ст. 49 Федерального закона о службе. Однако применение данной меры ответственности в указанных случаях не является обязательным и осуществляется по усмотрению уполномоченного руководителя в соответствии с тяжестью совершенного проступка и возможных или наступивших последствий.

Судебная практика показывает, что наиболее часто сотрудники ОВД обращаются с исковыми заявлениями по поводу обоснованности наложения дисциплинарного взыскания, оспаривая сам факт нарушения служебной дисциплины теми или иными их действиями (бездействием). Исковые заявления об обжаловании вида дисциплинарного взыскания по основанию его несоразмерности тяжести дисциплинарного проступка удовлетворяются судами редко, поскольку в таком случае сотруднику ОВД необходимо доказать вину руководителя в необъективности и злоупотреблении им своим правом, что достаточно сложно, и обоснование сотрудником исковых требований сводится к выражению им несогласия с дисциплинарным взысканием в принципе.

Следует отметить, что судебная практика неоднозначна в вопросе увольнения со службы в порядке применения дисциплинарного взыскания при совершении им проступка, порочащего честь сотрудника ОВД. Вопрос о том, является ли увольнение за совершения такого проступка безусловным его следствием (как увольнение, например, в случае признания сотрудника недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу, в связи с болезнью, в связи с осуждением сотрудника за преступление) или мерой дисциплинарной ответственности, на данный момент остается открытым и Федеральным законом о службе не урегулирован.

Анализируя изложенное, можно сделать вывод о том, что целью системы применения мер дисциплинарной ответственности к сотрудникам органов внутренних дел должно являться не только предоставление руководителям полномочий и возможностей принимать решения
0 применении мер дисциплинарной ответственности к недобросовестным сотрудникам в целях наказания нарушителей дисциплины, поддержания служебной дисциплины в подчиненных подразделениях, но и, что важнее, воспитание в сотрудниках ответственности, добросовестности и развитие осознания ими неотвратимости наказания за неправомерные действия (бездействие), что позволило бы достичь устойчивых положительных результатов при формировании кадрового состава подразделений МВД России, в связи с чем необходимы дальнейшая конкретизация и совершенствование законодательства в данной области.

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
2. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020; СПС «КонсультантПлюс».
3. Приказ МВД России от 26.03.2013 № 161 (ред. от 19.06.2017) «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. № 127. 14.06.2013; СПС «КонсультантПлюс».
4. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2018 № 151-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Драницына Сергея Олеговича на нарушение его конституционных прав частью 5 статьи 51.1 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

Источник: Научно-теоретический журнал «Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России». № 1 (55) 2019.

Источник: http://zakoniros.ru/?p=32251

Ответственность органов внутренних дел, следственных органов и их должностных лиц

Органы внутренних дел, следственные органы и их должностные лица несут ответственность за неправомерные действия или бездействие.

Правовые аспекты и характеристика субинститута ответственности должностных лиц органов внутренних дел и следственных органов

Согласно законодательству, регламентирующему порядок и условия налогообложения, в частности НК РФ, налоговые органы являют собой систему, основное направление которой – это осуществление контроля над своевременной уплатой налоговых платежей и сборов.

Представители налоговых структурных образований должны действовать в пределах своих полномочий и только в соответствии с законодательством РФ. При этом тот же нормативно-правовой акт четко определяет права и обязанности органов внутренних дел, а также следственных органов и их должностных лиц, которыми они наделены для выполнения своих служебных обязанностей.

Невыполнение законодательных предписаний, что влечет за собой неправомерные действия или бездействие должностных лиц, является основанием для привлечения последних к правовой ответственности.

Основанием для привлечения должностных лиц ОВД к юридической ответственности является совершение последними неправомерного действия или бездействия, последствия которого стали причиной нанесения налогоплательщику ущерба. При этом ущерб, нанесенный пострадавшему от правонарушения лицу, подлежит возмещению за счет средств из федерального бюджета.

Порядок возмещения вреда регламентирован НК РФ, а также другими специальными нормативно-правовыми актами. Право граждан на возмещение ущерба, нанесенного как должностными лицами органов внутренних дел, так и должностными лицами следственных органов, гарантировано российским законодательством.

При рассмотрении дел о возмещении ущерба, нанесенного в результате неправомерных действий должностных лиц или их бездействий, расчет суммы, подлежащей компенсации осуществляется на основании предоставленных доказательств. При этом доказательства должны соответствовать законодательным требованиям допустимости и относимости.

В качестве доказательств возможно использование только тех документов, которые подтверждают непосредственно нанесение вреда и его размер. К тому же, для подтверждения этих сведений используются только те документы, основным предназначением которых является отображение расчетных операций. К примеру, это может быть смета затрат, разработанная для устранения недостатков услуг, работ и прочее.

За совершение неправомерных действий или в случае преступного бездействия должностных лиц законодательными актами РФ предусмотрено привлечение правонарушителей к таким видам ответственности: административной, дисциплинарной, уголовной, а также материальной и гражданско-правовой.

Читайте так же:  Как проходят санминимум продавцы

Виды юридической ответственности и основания привлечения к ней ОВД и следственных органов

Сотрудники ОВД могут принимать участие в проведении налоговыми органами контролирующих операций и проверок в случае их привлечения к делу путем направления соответствующего запроса.

В случае совершения представителями ОВД противозаконных действий во время реализации контролирующих и проверочных мероприятий, нарушители привлекаются к разным видам юридической ответственности.

Виды ответственности ОВД за неправомерные действия и преступное бездействие их сотрудников во время исполнения служебных обязанностей:

  • дисциплинарная;
  • административная;
  • гражданско-правовая;
  • материальная;
  • уголовная.

Основания для привлечения сотрудников ОВД и следственных органов к дисциплинарной ответственности

Основания для привлечения должностных лиц к дисциплинарной ответственности — непосредственное нарушение служебных порядков и пренебрежение обязанностями, то есть меры дисциплинарного взыскания применяются в случае несоблюдения правил служебной дисциплины.

Общий порядок привлечения должностных лиц к данному виду ответственности, а также основания для назначения дисциплинарного взыскания регламентированы ТК РФ.

Непосредственно составы дисциплинарных правонарушений, при наличии которых допускается привлечение лица к соответствующей юридической ответственности, предусмотрены специальными актами правотворчества. Так, для представителей органов внутренних дел таковыми являются:

1. Закон «О милиции»;

2. Соответствующие положения.

За совершение дисциплинарных проступков на сотрудников органов внутренних дел налагаются следующие виды наказаний:

  • вынесение выговора;
  • вынесение строгого выговора;
  • предупреждение;
  • снижение должностного лица, совершившего проступок, в звании;
  • понижение правонарушителя в должности;
  • лишение нагрудного знака;
  • крайняя мера дисциплинарного взыскания — увольнение.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Необходимый объем полномочий, позволяющий назначить меру дисциплинарного взыскания сотруднику ОВД, имеет лишь то должностное лицо, которое вправе принимать граждан на определенную должность.

Основания привлечения должностных лиц к административной ответственности

Основанием для наложения административного взыскания является совершение чиновником административного проступка. Данная норма закреплена и гарантирована КоАП РФ.

Виды проступков, влекущие за собой привлечение к ответственности и сопутствующее применение мер административного взыскания:

  • невыполнение либо исполнение ненадлежащим образом служебных обязанностей;
  • совершение неправомерных действий или бездействия, что повлекло за собой нарушение законных прав граждан;
  • отказ сотрудника внутренних дел в рассмотрении заявления гражданина или в приеме документа;
  • нарушение порядка рассмотрения заявлений граждан, а также несоблюдение сроков;
  • принятие необоснованного решения, которое нанесло ущерб гражданину.

Представленный перечень правонарушений не является исчерпывающим.

Полный список оснований, а также порядок привлечения должностных лиц к административной ответственности изложены в КоАП РФ.

Как правило, основной мерой административного взыскания в отношении должностных лиц является применение штрафных санкций, размер которых зависит от степени тяжести совершенного проступка, а также от других факторов, имеющих значение при определении наказания (повторность, размер ущерба, нанесенного правонарушением и т. д.).

Гражданско-правовая и материальная ответственность должностных лиц

Неправомерные действия или бездействие должностных лиц как внутренних органов, так и следственных, в результате совершения которых был нанесен ущерб гражданам, являются основанием для привлечения нарушителя к гражданско-правовой ответственности.

Особенности привлечения должностных лиц к материальной и гражданско-правовой ответственности:

  • возмещение ущерба осуществляется за счет средств из государственного бюджета, должностное лицо при этом привлекается к материальной ответственности;
  • нарушитель, являющийся должностным лицом, не несет ответственности перед лицами, пострадавшими от его неправомерного действия или бездействия, поскольку, согласно законодательству, должностные лица не входят в число субъектов гражданских правоотношений;
  • возмещение вреда, причиненного незаконными действиями чиновника, происходит в порядке, установленном ГК РФ;
  • привлечение должностного лица к материальной ответственности не исключает возможности наложения на него меры административного взыскания или применения дисциплинарного наказания.

Уголовная ответственность сотрудников органов внутренних дел и должностных лиц следственных органов

Уголовная ответственность наступает при совершении чиновником неправомерных действий, что произошло с помощью использования полномочий, которыми наделен нарушитель в силу своего служебного положения. Должностное лицо является специальным субъектом преступления.

Можно выделить несколько групп преступлений, за совершение которых возможно привлечение должностного лица к уголовной ответственности:

  • преступные деяния, объектом которых является нерушимость государственной власти, а также интересы госслужбы;
  • преступные деяния против правосудия;
  • общественно-опасные действия или бездействие, объектом посягательства которых являются права, интересы и свободы граждан.

В отличие от других видов юридической ответственности, привлечение к уголовной ответственности допускается только на основаниях, предусмотренных УК РФ.

Применение при назначении наказания других нормативно-правовых актов, равно как и использование аналогии права, недопустимо.

Источник: http://advokat-malov.ru/nalogovyj-kontrol/otvetstvennost-organov-vnutrennih-del-sledstvennyh-organov-i-ih-dolzhnostnyh-lic.html

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности работников, федеральных государственных гражданских служащих, сотрудников органов внутренних дел

Для того, чтобы не допустить нарушений установленного законодательством порядка, необходимо обратить внимание на следующее.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел установлен Федеральным законом от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела — не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке.

Дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника органов внутренних дел по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности — по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время производства по уголовному делу. До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт.

О наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя. Дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора может объявляться публично в устной форме. В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издается после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки.

Наложение дисциплинарных взысканий в устной форме в отношении ФГГС и работников не предусмотрено.

Уполномоченный руководитель обязан в течение трех рабочих дней ознакомить сотрудника органов внутренних дел под расписку с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время, необходимое для прибытия сотрудника к месту ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания или для доставки указанного приказа к месту службы сотрудника.

Читайте так же:  Форма 302н при устройстве на работу

Об отказе или уклонении сотрудника органов внутренних дел от ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания составляется акт, подписываемый уполномоченными должностными лицами.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих установлен Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Перед применением дисциплинарного взыскания в отношении ФГГС проводится служебная проверка. Привлечение к дисциплинарной ответственности ФГГС без проведения служебной проверки не предусмотрено.

До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, времени проведения служебной проверки, а также (что не предусмотрено у сотрудников) других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам времени проведения служебной проверки.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

Срок ознакомления с приказом отличается от срока, установленного для сотрудников органов внутренних дел и работников, которые должны быть ознакомлены с приказом в течение трех рабочих дней.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности работников установлен Трудовым кодексом Российской Федерации.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. При этом, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» днем обнаружения проступка, с которого начинается течение месячного срока, считается день, когда лицу, которому по работе (службе) подчинен работник, стало известно о совершении проступка, независимо от того, наделено ли оно правом наложения дисциплинарных взысканий.

До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

До применения взыскания от работника в обязательном порядке должно быть затребовано письменное объяснение. В случае не предоставления объяснений в течение двух рабочих дней, составляется акт.

Существуют различия в видах дисциплинарных взысканий.

За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

  1. замечание;
  2. выговор;
  3. увольнение по соответствующим основаниям.

В отношении государственных гражданских служащих применяются следующие дисциплинарные взыскания:

  1. замечание;
  2. выговор;
  3. предупреждение о неполном должностном соответствии;
  4. увольнение с гражданской службы по определенным основаниям.

На сотрудника органов внутренних могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:

  1. замечание;
  2. выговор;
  3. строгий выговор;
  4. предупреждение о неполном служебном соответствии;
  5. перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел;
  6. увольнение со службы в органах внутренних дел по определенным основаниям.

Источник: http://64.xn--b1aew.xn--p1ai/pravoinform/uridicheskaya-pomosh/item/10884358

Особенности привлечения к дисциплинарной, материальной и административной ответственности государственных служащих правоохранительных органов

Правоохранительные органы комплектуются государственными служащими различных видов государственной службы. Например, органы ФСБ комплектуются (в том числе на конкурсной основе) военнослужащими, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками.

Рассмотрим различия в привлечении к дисциплинарной, материальной и административной ответственности государственных гражданских служащих правоохранительных и судебных органов (работников органов юстиции, аппаратов судов и системы Судебного департамента, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы и др.), сотрудников органов внутренних дел, имеющих специальные звания, и военнослужащих (сотрудников органов ФСБ, ФСО).

Различия в привлечении к дисциплинарной ответственности.

Во-первых, для разных видов государственной службы имеется собственная правовая основа применения этого вида принуждения. Нет единого акта, применяемого к различным видам государственных служащих. Так, за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в порядке, определенном общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ, которые утверждены Указом Президента РФ от 10.11.2007 № 1495. Правовое регулирование дисциплинарной ответственности гражданских служащих содержится в Законе о государственной гражданской службе. Дисциплинарная ответственность служащих правоохранительной службы определена в нормативных правовых актах, регулирующих порядок прохождения службы в этих органах, например в Законе о службе в органах внутренних дел.

Во-вторых, имеются различия по видам дисциплинарных взысканий. За совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить четыре дисциплинарных взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 4) увольнение с гражданской службы.

К сотрудникам органов внутренних дел применяется шесть дисциплинарных взысканий: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) предупреждение о неполном служебном соответствии; 5) перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел; 6) увольнение со службы в органах внутренних дел.

К военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, кроме названных применяются: 1) лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег; 2) лишение нагрудного знака отличника; 3) снижение в воинской должности; 4) снижение в воинском звании на одну ступень; 5) снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности; 6) дисциплинарный арест.

В образовательных организациях высшего образования МВД России на курсантов, слушателей наряду с дисциплинарными взысканиями, которые предусмотрены для сотрудников органов внутренних дел, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: 1) назначение вне очереди в наряд (за исключением назначения в наряд по обеспечению охраны подразделения); 2) лишение очередного увольнения из расположения образовательной организации; 3) отчисление из образовательной организации.

В-третьих, для военнослужащих и служащих органов внутренних дел определены виды грубых дисциплинарных проступков, а для гражданских служащих — нет. При этом они различаются в зависимости от вида службы.

Так, к грубым дисциплинарным проступкам военнослужащих относятся: нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими; самовольное оставление воинской части; неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из расположения воинской части или с корабля на берег; уклонение от исполнения обязанностей военной службы; нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы), пограничной службы; внутренней службы и др.

Читайте так же:  Нужно ли писать заявление на совмещение должностей

Грубыми нарушениями служебной дисциплины сотрудниками органов внутренних дел являются: несоблюдение установленных ограничений и запретов; совершение виновного действия (бездействия), повлекшего за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникновение угрозы их жизни и (или) здоровью, создание помех в работе или приостановление деятельности органов внутренних дел либо причинение иного существенного вреда гражданам и организациям, если это не влечет за собой уголовную ответственность; небрежное хранение вверенных для служебного пользования оружия и патронов к нему, повлекшее его (их) утрату, если это не влечет за собой уголовную ответственность и др.

В-четвертых, отличается и порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий для различных видов государственной службы. Так, до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.

В ст. 50 Закона о службе в органах внутренних дел перед применением дисциплинарного взыскания может быть проведена служебная проверка для установления всех обстоятельств проступка. Эта норма диспозитивная и буквально означает, что проверка может не проводиться.

В-пятых, отличаются сроки наложения взысканий. Так, в отношении гражданских служащих дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. Дисциплинарное взыскание на сотрудника органов внутренних дел должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда его прямому руководителю (начальнику) стало известно о совершении дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела — не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам ее проведения или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке.

Дисциплинарное взыскание в отношении гражданских служащих и служащих органов внутренних дел не может быть применено позднее тести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а но результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Пункт 83 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации определяет, что применение дисциплинарного взыскания к военнослужащему, совершившему дисциплинарный проступок, производится в срок до 10 суток со дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном дисциплинарном проступке, но до истечения срока давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности. Этот срок прерывается на время: а) проведения разбирательства; б) производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении; в) болезни военнослужащего, нахождения его в командировке или отпуске; г) выполнения военнослужащим боевой задачи.

В ст. 28.8 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлен срок разбирательства. Он не может превышать 10 суток с момента, когда командиру стало известно о совершении военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, дисциплинарного проступка. Таким образом, при отсутствии производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении, болезни военнослужащего, нахождения его в командировке или отпуске, выполнения военнослужащим боевой задачи максимальный срок применения взыскания составляет 20 суток с момента совершения дисциплинарного проступка.

Военнослужащий не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по истечении одного года со дня совершения дисциплинарного проступка.

В-шестых, для гражданских служащих установлен специальный порядок применения взысканий (замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии) за коррупционные правонарушения, отличный от общего порядка применения дисциплинарных взысканий за совершение дисциплинарного проступка (за неисполнение или ненадлежащее исполнение служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей).

Статья 59.3 Закона о государственной гражданской службе к данным правонарушениям относит несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение установленных обязанностей в целях противодействия коррупции.

Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения, в отличие от порядка применения и снятия дисциплинарного взыскания, имеет свои особенности. Так, например, применение взыскания за коррупционные правонарушения производится на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликта интересов, — и на основании рекомендации указанной комиссии. Взыскание за коррупционное правонарушение снимается по истечении одного года со дня применения взыскания, если в течение этого периода служащий не привлекался к дисциплинарной ответственности. Но законодатель не предусмотрел право представителя нанимателя снять взыскание за данные правонарушения до истечения определенного срока но собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или но ходатайству его непосредственного руководителя.

Федеральным законом от 22.12.2014 № 431-ФЗ в Закон о службе в органах внутренних дел была введена аналогичная ст. 50.1 о коррупционных правонарушениях. Но при этом привлечение к ответственности осуществляется на общих основаниях, в отличие от порядка, предусмотренного Законом о государственной гражданской службе.

В то же время ни Федеральный закон «О статусе военнослужащих», ни Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ не акцентирует внимание на коррупционных дисциплинарных проступках.

В-седьмых, в отношении гражданских служащих и служащих правоохранительной службы не установлен такой вид взыскания, как дисциплинарный арест. Дисциплинарный арест является крайней мерой дисциплинарного воздействия и заключается в содержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, в условиях изоляции на гарнизонной либо войсковой (корабельной) гауптвахте. Дисциплинарный арест применяется в исключительных случаях и только за совершенный им грубый дисциплинарный проступок. Если грубым дисциплинарным проступком является административное правонарушение, то дисциплинарный арест может быть применен только в том случае, когда за такое административное правонарушение КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде административного ареста.

Дисциплинарный арест назначается на срок до 30 суток за один или несколько грубых дисциплинарных проступков. Если грубым дисциплинарным проступком является административное правонарушение, то срок дисциплинарного ареста устанавливается в пределах срока административного ареста.

Дисциплинарный арест за грубый дисциплинарный проступок, совершенный в период отбывания дисциплинарного ареста, не должен превышать 45 суток.

Дисциплинарный арест назначается судьей гарнизонного военного суда в порядке, установленном Федеральным законом от 01.12.2006 № 199-ФЗ «О судопроизводстве по материалах о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста».

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studme.org/256694/pravo/osobennosti_privlecheniya_distsiplinarnoy_materialnoy_administrativnoy_otvetstvennosti_gosudarstvennyh

Привлечение к дисциплинарной ответственности мвд
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here