Принципы замещения должностей

Сегодня мы ответим на вопросы по теме: "Принципы замещения должностей" с профессиональной точки зрения с комментариями и выводами. Просьба все вопросы задавать дежурному специалисту.

Статья 3. Принципы замещения государственных должностей

Статья 3. Принципы замещения государственных должностей

Замещение государственных должностей производится в соответствии с принципами:

а) верховенства Конституции Российской Федерации, федерального законодательства и Устава области над иными нормативными правовыми актами при исполнении лицами, замещающими государственные должности, должностных обязанностей, обеспечении их прав;

б) приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия, обязанности лиц, замещающих государственные должности, признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

в) единства системы государственной власти Российской Федерации, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами;

г) разделения законодательной, исполнительной и судебной властей;

д) подконтрольности и подотчетности государственных органов и лиц, замещающих государственные должности;

з) профессионализма и компетентности лиц, замещающих государственные должности;

и) светского характера;

к) экономической, социальной и правовой защищенности лиц, замещающих государственные должности;

л) ответственности лиц, замещающих государственные должности, за подготовленные и принятые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.

>
Категории государственных должностей
Содержание
Закон Смоленской области от 12 мая 1997 г. N 14-з «Об областных государственных должностях и государственной службе Смоленской.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник: http://base.garant.ru/25307133/5ac206a89ea76855804609cd950fcaf7/

Принципы и способы замещения должностей

Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено законом. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к соответствующей должности государственной гражданской службы. Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющее порядок и условия его проведения, утверждается указом Президента РФ.

Конкурс не проводится:

  • 1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники);
  • 2) при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ;
  • 3) при заключении срочного служебного контракта;
  • 4) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе. Конкурс может не проводиться также при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому указом Президента РФ. По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.

Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности, а также в связи с ограничениями, установленными федеральным законом для поступления на гражданскую службу и ее прохождения. При этом претендент на замещение должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с законом.

Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия, в состав которой входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов, должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии. Претендент на замещение должное гражданской службы вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с законом.

На основе акта государственного органа о назначении на должность заключается служебный контракт — соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на службу, или служащим о прохождении службы и замещении должности, в котором устанавливаются права и обязанности сторон. Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или служащему возможность замещения определенной должности, обеспечить им прохождение службы в соответствии с законом, своевременно и в полном объеме выплачивать служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.

Поступающий же на государственную службу гражданин обязуется исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа. Содержание и форма служебного контракта, порядок его заключения и сроки действия четко регулируются законом.

В акте государственного органа о назначении на должность и служебном контракте сторонами может быть предусмотрено испытание служащего в целях проверки его соответствия замещаемой должности. Срок испытания устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года, а для служащих, назначенных на должность в порядке перевода из другого государственного органа, от трех до шести месяцев. Отсутствие в акте государственного органа о назначении на должность и служебном контракте условия об испытании означает, что служащий принят без испытания. По окончании установленного срока испытания при отсутствии у государственного гражданского служащего соответствующего замещаемой должности классного чина проводится квалификационный экзамен, по результатам которого ему присваивается классный чин в соответствии с законом.

Испытание не устанавливается: для граждан, окончивших обучение в образовательных учреждениях профессионального образования и впервые поступающих на государственную службу в соответствии с договором на обучение с обязательством последующего прохождения гражданской службы; для граждан и служащих при замещении должностей гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», которые замещаются на определенный срок полномочий; для государственных служащих, назначенных на должности гражданской службы в порядке перевода в связи с реорганизацией или ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы и некоторых иных случаях, предусмотренных законом.

Конкурс на замещение вакантной государственной или муниципальной должности государственной или муниципальной службы обеспечивает право граждан на равный доступ соответственно к государственной и (или) муниципальной службе. Он проводится среди граждан, подавших заявление на участие в нем, причем государственные и муниципальные служащие могут участвовать в конкурсе независимо от того, какие должности они занимают в момент его проведения. По действующему законодательству в конкурсном порядке замещаются вакантные старшие, ведущие, главные и высшие государственные должности федеральной и государственной службы субъектов Федерации, а также высшие, главные и старшие муниципальные должности муниципальной службы.

Читайте так же:  Сокращение федеральных госслужащих в министерстве сельского

Конкурс — это, по существу, замещение должности в порядке соревнования, и он может проводиться в форме конкурса документов или конкурса-испытания. Претенденты на замещение соответствующей должности сами заявляют о своем желании посостязаться, а конкурсная комиссия и администрация органа оценивают их документальные, профессиональные, личностные данные и на этой объективной основе отдают предпочтение одному из них с использованием различных методик оценки.

Выборы как способ замещения государственных и муниципальных должностей применяются достаточно широко. Через выборы замещаются государственные должности Президента РФ, Председателя Государственной Думы и краевой (областной) думы, а также должности председателей комитетов всех государственных органов представительной (законодательной) власти. Еще более широко выборность применяется в системе местного самоуправления (выбираемые непосредственно населением должностные лица и должностные лица, избранные представительными органа! ми). Характерный признак выборности как способа замещения! любых должностей — то, что избираемое лицо выдвигается из числа тех, кто избирает (население, депутатский корпус и т.д.). Отсюда вытекает, что в своей последующей деятельности избранное лицо полностью подотчетно тем, кто его избрал, ответствен», но перед ними, поскольку они всегда могут его отозвать.

Источник: http://studwood.ru/1488864/pravo/printsipy_sposoby_zamescheniya_dolzhnostey

Понятие гос-ой должности и способов ее замещения

Должность государственной службы характеризуется рядом признаков. Прежде всего, она является первичной структурной единицей государственного органа, находится в основе его штатного расписания и структуры. Должность государственной службы предназначена для обеспечение исполнения полномочий государственного органа или лица, замещающего государственную должность. В этом состоит основное содержание должности государственной службы и ее назначение. Учреждение должностей государственной службы осуществляется только в правовой форме: федеральными законами, указами Президента РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ. Важным в характеристике должности государственной службы является то, что она имеет закрепленную компетенцию в пределах компетенции государственного органа, в составе которого она учреждена. Кроме того, по каждой должности государственной службы установлена ответственность за надлежащее исполнение служебных обязанностей. По каждой должности государственной службы установлено денежное содержание за счет государственного бюджета. Расходы на денежное содержание по должности государственной службы являются расходным обязательством РФ или субъекта РФ.

Должность государственной службы — учрежденная федеральным законом, иным правовым актом РФ, законом или иным правовым актом субъекта РФ первичная структурная единица с закрепленным объемом полномочий по обеспечению исполнения полномочий государственных органов и денежным содержанием за счет средств государственного бюджета.

Все должности государственной службы включены в Сводный реестр должностей государственной службы РФ, который состоит из реестра должностей федеральной государственной службы и реестров должностей государственной гражданской службы субъектов РФ.

Способы замещения государственных должностей. Прием граждан на государственную службу проводится дифференцированно, в зависимости от категории и группы, к которой принадлежит государственная должность государственной службы.

Он включает: процедуры замещения и назначения.

Назначение на должность — это юридическое оформление (закрепление) должностного статуса государственного служащего, произведенное соответствующим органом власти и выраженное в форме распорядительного документа — постановления, указа, приказа и др. Назначение граждан на государственную службу завершает процесс замещения должности и оформляется приказом по государственному органу.

Замещение должности — это способ приобретения государственным служащим должностного статуса, оформленного назначением. К числу основных способов замещения должностей следует отнести: конкурс, избрание, выбор, выборы. Все эти способы нашли отражение в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31.07.1995Г. № 119 — ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) и в законах о государственной службе субъектов РФ.

Конкурсное замещение должности — это выявление из числа кандидатов на замещение должности человека, наиболее соответствующего требованиям должности. Конкурс предполагает: обязательное наличие не менее 2-х претендентов на замещение должности; органа, уполномоченного оценивать характеристики конкурсантов; критерии оценки претендентов; процедуры проведения конкурса (16, стр.344).

Победителем конкурса становится тот кандидат, показатели которого выше показателей других претендентов. Результаты конкурса, оформленные решением соответствующей комиссии, являются необходимым и достаточным основанием для назначения на должность.

Основным способом замещения вакантных государственных должностей государственной службы является конкурс документов и конкурс-испытание.

Избрание на должность — это определение из числа кандидатов на замещение должности одного из претендентов специально уполномоченным коллективным органом. Этот способ замещения должности предполагает, как правило, обязательное наличие у претендентов формальных признаков для участия в процедуре избрания. Количество претендентов не обязательно должно быть более одного. Выбор на должность — это определение из числа претендентов на замещение должности одного из кандидатов соответствующим органом, либо соответствующим должностным лицом. Этот способ замещения должности не обязательно предполагает гласное обсуждение кандидатов (или их документов) и мотивов выбора уполномоченного органа. Этот способ замещения должностей присущ для группы младших должностей государственной службы категории «В», а также для государственных должностей государственной службы категории «Б». Ряд государственных должностей категории «А» также замещается при помощи этого способа, например, министры, судьи.

Выборы на должность — это определение из числа претендентов на должность путем голосования (открытого или тайного) членами коллектива, выборщиками, избирателями. Результаты выборов являются необходимым и достаточным условием для занятия должности. Это наиболее распространенный способ замещения государственных должностей депутатского корпуса, руководителей глав администраций и руководителей представительных органов власти субъектов РФ.

Профессиональный отбор проводится после того, как выяснилось, что претендент на государственную должность соответствует формальным и социальным критериям отбора. Такой метод выполняет роль защитного механизма общества от непрофессионалов, людей не только не владеющих соответствующими профессиональными качествами, но и не способных их приобрести в будущем.

Источник: http://studwood.ru/862148/pravo/ponyatie_dolzhnosti_sposobov_zamescheniya

Основные принципы и способы замещения должностей в муниципальных органах управления

Замещение должностей в аппарате органов самоуправления означает, что гражданин стал носителем служебных обязанностей и прав. Среди огромного разнообразия обязанностей служащих можно выделить ряд общих:

соблюдать законы и иные действующие нормативные акты;

выполнять обращенные к ним приказы и распоряжения;

беречь государственную и муниципальную собственность, расходовать рационально финансовые и материальные ресурсы;

проявлять заботу о людях;

обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, затрагивающими его права и свободы;

не разглашать сведения, которые являются личной, служебной, коммерческой, государственной тайной;

заботиться о репутации органа, ведомства, в котором работаешь.

Сложились и определенные принципы и способы замещения должностей в органах управления. При подборе кадров на должности в первую очередь руководствуются деловыми и личными качествами человека, рассматривая их не изолированно, а в совокупности.

К деловым качествам относятся: компетентность, наличие организаторских способностей, добросовестность, чувство ответственности за порученное дело, творческие способности (совершенствовать, улучшать).

Читайте так же:  Форма списания кредиторской задолженности

Среди личных качеств, как правило, выделяют моральные (честность, справедливость и т.п.), физические (состояние здоровья, работоспособность), коммуникационные (коммуникабельность, доброжелательность, строгость и др.).

Другой, не менее важный принцип кадровой работы — сочетание в аппарате работников разных качеств или принцип социально-демографической представительности, т.е. должны в коллективе работать носители разных качеств, что создает благоприятные условия для повышения эффективности его работы. Желательно рационально сочетать наличие мужчин и женщин, молодых и опытных работников, разных темпераментов, творческих и строго пунктуальных и т.д.

Среди других принципов в работе с кадрами можно было бы перечислить правильное сочетание опытных и молодых работников, доверие с проверкой исполнения, преемственность, создание необходимых условий для роста и выдвижения, психологическая совместимость и др.

Принципы подбора кадров должны быть нацелены на выявление наиболее способных и добросовестных людей, обеспечение творческой, деловой атмосферы обстановки и слаженной работы в аппарате.

Не должно быть места субъективизму, протекционизму, и уж тем более взяточничеству.

На практике используются четыре организационно-правовых способа замещения должностей в государственных и муниципальных органах управления: зачисление, назначение, конкурс, выборы. В двух первых случаях вопрос, как правило, решается единолично. В двух последних — коллегиально.

Зачисление производится путем заключения трудового договора и издания приказа о приеме на работу.

Назначение осуществляет орган вышестоящий по отношении к той организации, где будет работать служащий. Оформляется оно приказом, контрактом, а если вопрос решается коллективным органом — решением (постановлением).

Законодательством предусмотрено несколько вариантов назначения: соответствующим органом самостоятельно, по представлению (главы администрации, руководителя учреждения и т.д.), после или с последующим утверждением.

Для избрания характерны следующие организационные правила: выдвижение кандидата, широкая гласность при обсуждении претендента и его программы действий, решение вопроса путем голосования (тайного или открытого).

Избрание производится на определенный срок, по истечению которого снова проводятся выборы. Избранный должен отчитываться перед тем кто его избрал, он может быть досрочно отозван.

Суть конкурса — замещение должности в порядке делового соперничества специалистов, обеспечивающего равные условия для всех претендентов. Важная особенность конкурса — самовыдвижение. Лиц, желающих участвовать в конкурсе, не выдвигают, они сами должны подать заявление о желании участвовать в конкурсе и приложить к нему необходимые документы. Для проведения подготовительной работы создается конкурсная комиссия, которая вырабатывает соответствующее положение. Обсуждаются кандидатуры гласно, вопрос решается тайным или открытым голосованием уполномоченных на то коллективом (советом, собранием уполномоченных и т.д.).

В порядке конкурса должности замещаются, как правило, на определенный срок. По его результатам издается приказ.

В зависимости от правового значения различают три варианта замещения должности: 1) по инициативе служащего, 2) по инициативе вышестоящих органов, но с согласия претендента, 3) независимо от желания лиц.

Все шире применяется контрактная форма поступления на службу. В таких случаях руководитель заключает с гражданином в письменной форме контракт, чаще всего на определенный срок, в контракте уточняются права и обязанности сторон.

Источник: http://studwood.ru/1087959/menedzhment/osnovnye_printsipy_sposoby_zamescheniya_dolzhnostey_munitsipalnyh_organah_upravleniya

Статья 3. Принципы замещения государственных должностей

Статья 3. Принципы замещения государственных должностей

Замещение государственных должностей производится в соответствии с принципами:

а) верховенства Конституции Российской Федерации, федерального законодательства и Устава области над иными нормативными правовыми актами при исполнении лицами, замещающими государственные должности, должностных обязанностей, обеспечении их прав;

б) приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия, обязанности лиц, замещающих государственные должности, признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

в) единства системы государственной власти Российской Федерации, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами;

г) разделения законодательной, исполнительной и судебной властей;

д) подконтрольности и подотчетности государственных органов и лиц, замещающих государственные должности;

з) профессионализма и компетентности лиц, замещающих государственные должности;

и) светского характера;

к) экономической, социальной и правовой защищенности лиц, замещающих государственные должности;

л) ответственности лиц, замещающих государственные должности, за подготовленные и принятые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.

>
Категории государственных должностей
Содержание
Закон Смоленской области от 12 мая 1997 г. N 14-з «Об областных государственных должностях и государственной службе Смоленской.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник: http://base.garant.ru/25307114/5ac206a89ea76855804609cd950fcaf7/

Замещение должности — это что такое? Положение, особенности проведения конкурса

В любом государстве всегда существуют граждане, которые постоянно находятся в поиске работы. По тем или иным причинам они пытаются найти что-то лучшее, чем есть на данный момент. И во многих компаниях или учреждениях возникают ситуации, когда работник может продвинуться по карьерной лестнице, занять чью-то должность.

Однако замещение должности – это процесс, при котором необходимо проходить некоторые этапы, демонстрировать показатели собственной результативности, доказывать свои заслуги, необходимые для данной должности, и т. д. Однако подобные процедуры могут и понадобиться. С чем это может быть связано? На различных предприятиях существуют свои требования к кандидату, определенные условия и правила. Подробно изучить нюансы данного процесса можно с помощью этой статьи.

Понятие замещения

Что же собой представляет данное понятие? Замещение должности – это способ получения работником определённого должностного статуса, который оформляется через специальное назначение. Безусловно, подобный статус работник может приобрести как на постоянной основе, так и временно. Все зависит от условий, которые предлагает компания.

И тут количество вариантов разнообразно. Работник может замещать сотрудника, который находится в отпуске, в том числе и в декретном. Помимо этого, существует и ряд других примеров: основной работник ушёл на пенсию (в отставку), его уволили за несоблюдение каких-либо правил и т. д. И подобные примеры могут касаться замещения вакантной должности как государственной службы, так и гражданской. Притом замещающий работник может указываться в документах как ИО или ВРИО, где первая аббревиатура означает «исполняющий обязанности», а вторая – «временно исполняющий обязанности». Если существуют такие обозначения, то данный работник находится на этом посту лишь временно. Значит, на данное место со временем может быть назначен другой человек.

Дополнительная оплата

Замещение должности – это процесс, который может оплачиваться дополнительно тому, кто замещает. Однако это не всегда так. Существуют случаи, когда дополнительной оплаты не происходит. Кого это касается? Данный аспект, опять же, может затронуть замещение как должностей государственной службы, так и гражданской. От чего может зависеть наличие или отсутствие дополнительной оплаты в таких случаях?

Всё довольно просто. Устраиваясь на работу, каждый человек подписывает ряд документов. Среди них есть трудовой договор, должностная инструкция, инструктаж по технике безопасности и ещё много других, в зависимости от учреждения и занимаемой должности. Если в должностной инструкции прописано, что данный работник будет замещать, к примеру, начальника управления, то дополнительная оплата вполне может быть не начислена. Если человек подписал данный документ, то он автоматически соглашается на такие условия, и требовать материальной компенсации уже не может.

Читайте так же:  С каких доходов снимают алименты

Замещение должности

В каждом учреждении существует своё положение о порядке замещения должностей. Они имеют не только некоторое сходство между собой, но и различия. Это имеет довольно простое объяснение. Всё дело в том, что в разных сферах и учреждениях выполняются различные функции, отличаются также и должностные обязанности. К примеру, у директора школы и завуча схожий функционал, однако существуют и различия в их деятельности.

Конечно, в обоих случаях деятельность директора и завуча направлены на процесс обучения, но существуют вопросы, которые может решать только директор учебного учреждения. Во многих учреждениях стараются сразу оговаривать порядок замещения должностей, чтобы избежать негативных последствий. Ведь рабочий процесс не должен прекращаться или приостанавливаться в случае необходимости замещения сотрудника. С уверенностью можно говорить о том, что все ответственные должности имеют запасной вариант на случай временного или полного отсутствия работника (должностного лица).

Отсутствие специального положения

Как уже было сказано выше, в большинстве случаев работникам определённых учреждений изначально даётся на подпись документ, в котором оговорена процедура замещения какой-либо конкретной должности. Всегда ли положение о замещении должностей оговаривается с сотрудником? Известны и такие случаи, когда этого не происходило. Соответствующего документа работник не подписывал или в нём просто не содержалось подобной информации. И что делать в таком случае?

Ведь отсутствующего работника необходимо заменить, без выполнения кем-либо его обязанностей могут наступить различные негативные последствия. В данной ситуации тоже существует выход. Первоначально следует получить согласие работника на замещение в письменном виде, затем определённым образом оформить необходимые договорённости, а в заключение заключить соответствующий договор о финансовой оплате работнику тех функций, которые он будет выполнять на новом месте (в новой должности). Как правило, все сотрудники соглашаются на подобное замещение. И даже если они займут должность лишь временно, то это всё равно даст им свои плюсы в виде нужного опыта, который вполне может пригодиться в будущем.

Конкурсная основа

Каким образом происходит замещение муниципальных должностей? Чтобы ответить на данный вопрос, достаточно понимать, что к муниципальным лицам относятся только те, кто не получил должность выборным путём либо получил её путём муниципальных выборов. К примеру, депутат не является муниципальным лицом, поскольку он был выбран иными выборами. И в данных случаях существуют определённые требования к лицу, которое будет замещать то или иное должностное лицо.

Здесь весомым фактором является и профессиональное образование, и стаж работы на муниципальной должности, и наличие определённых навыков и качеств, необходимых для осуществления рабочего процесса на желаемой должности. Естественно, что кандидатов может быть несколько, и это вполне обычное явление. Тогда организовывается проведение конкурса на замещение должности, где по определённым критериям выбирается наиболее подходящий кандидат. К слову, таким способом можно выбрать профессионала во всех смыслах, а его задачей будет показать, что данный выбор был верным.

Конкурс на государственную службу

Замещение должностей происходит в разных трудовых сферах. И в том или ином месте существует определённый метод отбора на должность. Где-то требования более жёсткие, где-то более мягкие. Замещение должности государственного служащего вполне возможно, и для этого, как правило, применяется один из нескольких методов. К данным методам можно отнести и конкурс, и выборы, и избрание.

Каждый из этих способов отличается по своей специфике и технике отбора. Примечательно то, что все они имеют своё отражение в законодательных актах страны. Стоит рассмотреть каждый метод более детально. Конкурсная основа предполагает под собой наличие нескольких кандидатов, которые должны продемонстрировать определённые показатели своей деятельности, уровень трудовых навыков и знаний. Тот, чьи результаты (показатели) будут выше остальных, займёт необходимую должность. Оценивать показатели должна специальная комиссия.

Выборы кандидата

Стоит обратить внимание, что данные способы относится к замещению должностей государственной и гражданской службы. Иными словами, лица, занимающие высокие посты, тоже проходят через подобные процедуры. К примеру – выборы. Абсолютно очевидно, что пост президента страны занимается гражданином через выборы населения. То же самое касается и партийных руководителей, и депутатов, и мэров. Естественно, существует и внутренняя система выборов, где нет надобности в голосовании всего населения страны.

Существует немало примеров, когда выбирается кандидат на должность путём менее масштабного голосования. Оно может быть либо открытым, либо тайным. Этой процедуры вполне достаточно для того, чтобы занять должность без дополнительного утверждения. При этом такая политика закреплена на территории многих государств и существует уже множество лет. Об эффективности подобного метода каждый человек отзовётся по-своему, и это уже будет являться его личной точкой зрения.

О высокопоставленных должностях

Замещение должности – это процесс, где также могут использоваться избрание и выбор. Избрание представляет собой процедуру выбора из нескольких кандидатов одного специально созданным коллективным органом власти. Для того чтобы участвовать в подобной процедуре, кандидату обязательно необходимо наличие определённых признаков. Конечно, случается и так, что официальный претендент всего один. В этом случае тоже возможна процедура избрания, ведь известны случаи, когда у кандидата отсутствуют те или иные необходимые навыки и знания.

Проще говоря, человек не подходит на данную должность. Следующим методом на замещение должности также может быть выбор. Данный способ предполагает выбор одного кандидата из числа нескольких. Он не всегда требует гласного объяснения причин, обсуждения документов кандидата и т.д. Такой метод более широко используется среди высших должностей — выбор применяется, как правило, при избрании политиков.

Когда конкурс может не применяться

Замещение должностей гражданской службы может происходить тоже несколькими вариантами. Однако такое положение имеет возможность занять гражданин Российской Федерации, достигший совершеннолетия, владеющий государственным языком и соответствующий определённому перечню требований. Как правило, максимальный возраст, при котором кандидат может находиться на гражданской службе, – 65 лет. Зачастую на подобные должности либо происходит прямое назначение, либо проводится конкурс.

Если кандидат замещает на определённый срок руководителя или помощника, то конкурс не проводится. Это также касается и тех гражданских служащих, которые заключают срочные контракты, назначаются Правительством государства или Президентом, состоят в кадровом резерве, который сформировался по итогам предыдущего конкурса. Необходимости в проведении конкурса может не быть ещё и в тех случаях, когда замещается определённая должность гражданской службы, работа на которой связана с использованием сведений, относящихся к государственной тайне. А также при замещении должностей, которые относятся к категории младших.

Представление на должность

Конкурсный отбор может происходить в том случае, если кандидат не включён в вышеуказанные списки, а также тогда, когда происходит сокращение должностей гражданской службы либо при изменениях в рабочей структуре государственного органа. Конечно, не всегда претендента отбирает лично Президент, но необходимость в его назначении имеется. В таком случае к высшему руководству формируется представление на замещение должности тем или иным кандидатом.

Читайте так же:  Санминимум для нянечки

Это своего рода описание личностных и профессиональных характеристик работника, который добросовестно выполнял свои обязанности на предыдущем месте. В данное представление входит и информация о доходах лица, и о его имущественных обязательствах. Конечно, необходимо указывать и общий стаж работы на занимаемой должности, и наличие образования, перечислить профессиональные навыки и личностные качества. Чем больше информации будет указано в представлении, тем выше шансы кандидата получить эту должность. Подобные процедуры происходят практически в каждом учреждении или компании.

Невозможность получить должность

Наверное, многие работники хотели бы в своё время занять более высокий пост, получить повышение. Но замещение должности – это процесс, который не всегда может состояться для определённого кандидата. С чем это может быть связано? Если кандидат участвует в конкурсе на определённую должность, то неблагоприятным условием для него станет, например, наличие конфликта с кем-то из членов комиссии. Это может оказать сильное воздействие на отношение к его кандидатуре и повлечь за собой отказ.

Конечно, любой кандидат имеет полное право обжаловать такое решение, но добиться положительного результата не получится в любом случае. Даже если он обжалует решение и сможет отстоять свою позицию, получит данное назначение, то всё равно создаст ещё более мощную конфликтную ситуацию. Кроме того, кандидату может быть отказано в прохождении конкурса по ряду иных причин: это несоответствие квалификационным и профессиональным требованиям, наличие ограничений для получения данной должности и непосредственной работы на ней. Конечно, в данных случаях кандидат тоже имеет право обжаловать решение. Однако существуют ситуации, когда должность невозможно занять. К примеру, имея административное правонарушение, которое может увидеть любая служба безопасности, даже самого мелкого предприятия.

Источник: http://businessman.ru/zameschenie-doljnosti—eto-chto-takoe-polojenie-osobennosti-provedeniya-konkursa.html

Политика в области подбора персонала: унификация процедур

«Кадровик. Рекрутинг для кадровика», 2010, N 2

Политика в области подбора персонала: унификация процедур

Политика в области подбора персонала должна существовать в любой компании вне зависимости от ее размера и направления деятельности. Для успешного рекрутинга важно, чтобы были разработаны не только основные положения и принципы подбора персонала, но и типовые внутренние документы.

Технология подбора персонала, принятая в той или иной компании, безусловно, зависит от следующих факторов:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

— размера компании: в небольших организациях процесс принятия решения обычно проходит быстрее, чем в крупных (меньше этапов собеседований);

— структуры организации: в холдингах процедура подбора зависит от статуса вакансии. Если на рядовые позиции подбор проводится непосредственно «на местах», то по значимым позициям решение принимается в управляющей компании;

— национальной принадлежности: так, в компаниях с иностранным капиталом собственные методы подбора персонала.

В компании может существовать централизованная служба подбора персонала, которая занимается подбором сотрудников в разных направлениях деятельности. Если у организации есть региональные представительства или филиалы в других городах, методы подбора в службах на местах могут существенно отличаться от методов, практикуемых в головном офисе. Необходимо принимать во внимание, что от размера компании напрямую зависит степень ее бюрократизации: чем компания больше, тем большее количество внутренних документов используется для обмена информацией. Если компания обращается в кадровое агентство, набор документов будет иным.

Вне зависимости от размера компании для успешного рекрутинга важно, в первую очередь, разработать основные положения и принципы подбора персонала. Необходимо четко понимать, кого, когда и куда мы берем на работу. Это политика в области подбора персонала (образец 1).

Политика в области подбора персонала

1. Цель политики

1.1. Политика в области подбора персонала (далее — Политика) разработана с целью унификации процедур, связанных с подбором персонала в структурные подразделения и самостоятельные юридические лица (далее — Организации) компании «СТРАТОСФЕРА» (далее — Компания).

2. Принципы замещения должностей

2.1. Компания ориентирована на привлечение в свой штат специалистов и профессионалов, способных обеспечить Компании конкурентные преимущества, необходимые для реализации выбранной стратегии развития и достижения намеченных бизнес-целей.

2.2. Требуемый качественный состав персонала достигается благодаря плановой и профессиональной выработке квалификационных требований к должностям, разработке базовых моделей компетенций сотрудников различных уровней, а также путем внедрения унифицированных процедур оценки кандидатов и согласования кандидатур в соответствии с принятыми в Компании принципами.

2.3. Руководитель Организации, принимающий окончательное решение о приеме кандидата на вакантную должность, а также руководитель соответствующего HR-подразделения (а при отсутствии последнего — специально уполномоченное должностное лицо Организации) несут ответственность за объективность решения о выборе кандидата на замещение должности в Организации, а также за соблюдение норм и правил Политики Компании в области подбора.

2.4. Кандидаты из числа сотрудников Компании (внутренние кандидаты) участвуют в конкурсе на замещение должностей на общих основаниях. При прочих равных условиях внутренние кандидаты пользуются преимуществом при принятии решения о замещении вакантной должности.

2.5. При привлечении внешних кандидатов преимуществом пользуются лица, владеющие государственным языком страны нахождения Организации, а также установленными в Компании языками официальной переписки, в качестве которых принимаются: для России и государств ближнего зарубежья — русский язык, для иных стран — английский язык.

2.6. При принятии решений о замещении должностей преимущество отдается кандидатам, по объективным показателям способным к долгосрочному и результативному сотрудничеству в рамках Компании.

2.7. В интересах обеспечения объективности отбора кандидатов на замещение должностей и адекватности оценки результативности их последующей деятельности в Компании не допускаются кадровые назначения, предполагающие прямое и/или непосредственное подчинение и/или подотчетность лиц, имеющих прямые родственные связи.

2.8. Представленные кандидатом рекомендации лиц, являющихся сотрудниками Компании, рассматриваются наравне с рекомендациями сотрудников сторонних организаций и не воспринимаются в качестве конкурентного преимущества кандидата.

2.9. При принятии решений о замещении должностей не допускается дискриминация по национальному, религиозному, половому, возрастному и иным признакам.

3. Принципы и стандарты подбора персонала

3.1. Деятельность в области подбора персонала ведется в соответствии с нормативными документами Организаций, разработанными на основе принципов, изложенных в настоящей Политике. Указанные нормативные документы подлежат согласованию с Управлением персонала головной организации Компании.

3.2. Подбор персонала осуществляется на должности, предусмотренные штатным расписанием Организации и ресурсным планом. Под ресурсным планом понимается документ принятого в Компании образца, раскрывающий предполагаемые ежеквартальные изменения штатной численности, фонда оплаты труда, иных расходов на персонал. Штатные расписания и ресурсные планы Организации подлежат согласованию с Управлением персонала.

3.3. Мероприятия по подбору персонала осуществляются в пределах бюджета на персонал Организации.

Читайте так же:  Уйти в увольнение в армии

3.4. Поиск, первичный отбор и оценка кандидатов на замещение должностей осуществляются сотрудниками HR-подразделений, а при отсутствии таковых — специально уполномоченными должностными лицами.

3.5. Процедура подбора инициируется путем предоставления в HR-подразделение Заявки на подбор персонала.

3.6. Подбор осуществляется на альтернативной основе из числа внутренних и внешних кандидатов.

3.7. Отбор претендентов производится по принципу соответствия профессиональных качеств кандидата требованиям к должности, зафиксированным в нормативных документах Организации, а также с учетом личностных качеств и потенциала кандидатов. Компания стремится к унификации требований к стандартным должностям.

3.8. Подбор и согласование кандидатов на замещение руководящих должностей осуществляется в соответствии с принятой в Компании процедурой.

3.9. Принятые в Компании согласительные процедуры используются при установлении постоянных либо временных трудовых отношений:

— с гражданами, имеющими в стране пребывания Организации статус иностранного гражданина либо лица без гражданства;

— при переводе работника из одной Организации (юридического лица) в другую Организацию (юридическое лицо) в составе Компании.

3.10. Финальные кандидаты в установленном порядке и с их согласия проходят необходимые проверочные процедуры.

3.11. В процессе подбора используются рекомендованные или одобренные в Компании методики поиска, отбора, оценки кандидатов.

3.12. Процедура подбора документируется в установленном в Компании «СТРАТОСФЕРА» порядке. Материалы отчетности о результатах подбора хранятся в HR-подразделении Организации.

3.13. Сводные данные о подборе персонала в установленном порядке предоставляются в Управление персонала, анализируются на предмет совершенствования процедур и повышения результативности деятельности HR-подразделений различного уровня.

3.14. Управление персонала организует обучение сотрудников HR-подразделений принятым в Компании методикам подбора персонала.

4.1. Управление персонала отвечает за разработку, внедрение, контроль соблюдения HR-подразделением и уполномоченными должностными лицами Организаций Компании настоящей Политики.

4.2. HR-подразделение организации несет ответственность за:

— реализацию данной Политики и иных корпоративных стандартов по подбору персонала;

— координацию работ в области подбора персонала.

4.3. Инициаторы открытия вакансии в процессе подбора персонала несут ответственность за достоверность, объективность и адекватность требований, предъявляемых к кандидатам.

4.4. Структурные подразделения, участвующие в процессе отбора кандидата и проведения оценки профессиональных и личностных качеств работника, несут ответственность за:

— соблюдение графика собеседований;

— объективность в принятии решений по результатам оценки профессиональных, личностных качеств и потенциала кандидата;

— своевременное предоставление обратной связи работнику HR-подразделения по результатам собеседования с кандидатом.

4.5. Структурные подразделения, ответственные за организацию рабочего места для нового работника, несут ответственность за соблюдение установленных нормативных сроков предоставления оборудованного рабочего места для нового работника.

5. Ключевые показатели эффективности подбора персонала

5.1. В Компании применяются следующие показатели эффективности деятельности по подбору персонала:

— исполнение нормативных сроков закрытия вакансий;

— соотношение вакансий, закрытых HR-подразделением, к общему количеству принятых сотрудников;

— доля успешно прошедших испытательный срок сотрудников, подобранных HR-подразделением;

— соотношение вновь принятых сотрудников и успешно прошедших испытательный срок.

6. Заключительные положения

6.1. Настоящая Политика может быть изменена в установленном порядке.

6.2. Требования настоящей Политики обязательны для исполнения всеми должностными лицами Компании.

Для начала поиска специалиста или топ-менеджера отдел подбора должен получить заявку на подбор (образец 2), в которой максимально подробно будут описаны требования к кандидату и изложены условия работы и материального вознаграждения. Это очень важный шаг к успешному закрытию вакансии. После уточнения всех требований к вакантной должности процесс подбора персонала делится на несколько этапов (рис. 1).

«__» ____________ 200_ г.

На подбор персонала

(наименование самостоятельного структурного подразделения,

Наименование вакансии (название должности по штатному расписанию) _________

│Подразделение (отдел, группа) │

│Количество вакансий __________ │

│Оклад (по штатному расписанию) __________ │

│Система премирования _________________________________________________ │

│Куратор работника в период испытательного срока (Ф. И.О.), │

│ Последовательность проведения интервью │

│1. Ф. И.О., должность, │2. Ф. И.О., должность, │3. Ф. И.О., должность, │

│Окончательное решение принимает (Ф. И.О., должность, тел.) │

│Ожидаемый срок выполнения Заявки на подбор │

│ Причина появления вакансии │

│┌┐ Введение новой │┌┐ Увольнение │┌┐ Внутренний │┌┐ Другое │

│└┘ штатной единицы│└┘ работника │└┘ перевод │└┘ │

│ Основные функции работника │ Основные требования к кандидатам │

│ Должностные обязанности │ Предыдущий опыт │

│ Ключевые компетенции │ Образование │

│ __________________________________ │ └┘ Высшее по специальности │

│ __________________________________ │ └┘ Высшее любое │

│ __________________________________ │ └┘ Среднее специальное │

│ __________________________________ │ Предпочтительный вуз │

│ Личные качества │ __________________________________ │

│ __________________________________ │ Иностранный язык, уровень владения │

__________________________ ___________ ____________________

Должность руководителя Подпись Ф. И.О.

«__» ____________ 200_ г.

Должность предусмотрена в ресурсном плане и штатном расписании,

ФОТ предусмотрен бюджетом.

__________________________ ___________ ____________________

Должность специалиста Подпись Ф. И.О.

по работе с персоналом

«__» ____________ 200_ г.

Этапы процесса подбора персонала

│ Анализ заявки на подбор персонала, определение методов поиска │

│ Размещение информации о вакансии в СМИ │

│ Анализ полученных резюме и отбор наиболее соответствующих │

│ требованиям, указанным в заявке │

│ Поведение первичного собеседования для выявления соответствия │

│ кандидата требованиям, предъявляемым к должности (личностные │

│ характеристики, мотивации и т. п.). │

│ В случае необходимости — проведение профессионального тестирования │

│ Успешно прошедшие предварительное собеседование кандидаты │

│направляются к руководителю структурного подразделения (департамента/│

│ отдела/группы) на собеседование │

│ При положительном решении руководителя документы кандидата │

│ передаются в отдел внутреннего контроля для проверки рекомендаций с │

│ предыдущих мест работы кандидата │

│ В случае положительного решения со стороны компании сотрудник службы│

│управления персоналом делает предложение кандидату о выходе на работу│

В большой компании необходимо заранее позаботиться о рабочем месте нового сотрудника. В противном случае может оказаться, что у сотрудника, вышедшего в первый день на работу, не будет рабочего места, компьютера, телефона и других необходимых ему инструментов. Поэтому одновременно с подачей заявки на подбор необходимо оформить заявку и в другие службы (образец 2), занимающиеся обеспечением рабочих мест (хозяйственный отдел, IT-служба и т. д.). Этим может заниматься как непосредственный руководитель, так и служба персонала организации.

В отделе подбора на каждую вакансию постепенно собирается дело (образец 3), в котором находятся заявка на подбор, копия должностной инструкции (важно иметь должностную инструкцию, т. к. в ней более полно описаны компетенции, зона ответственности работника), резюме кандидатов и другие важные для работы по вакансии документы.

документов «Дела подбора сотрудника»

(название организации, структурного подразделения)

на вакансию __________________________________

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://hr-portal.ru/article/politika-v-oblasti-podbora-personala-unifikaciya-procedur

Принципы замещения должностей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here