Понятие государственных муниципальных долговых обязательств

Сегодня мы ответим на вопросы по теме: "Понятие государственных муниципальных долговых обязательств" с профессиональной точки зрения с комментариями и выводами. Просьба все вопросы задавать дежурному специалисту.

Глава 14. Государственный (муниципальный) долг (ст.ст. 97-121)

Информация об изменениях:

Наименование изменено с 2 августа 2019 г. — Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 278-ФЗ

Глава 14. Государственный (муниципальный) долг

ГАРАНТ:

См. схему «Государственный и муниципальный долг»

>
Государственный долг Российской Федерации
Содержание
Бюджетный кодекс (БК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/12112604/4960d073686a7118a18bd057c03a98f1/

14.3 Государственный и муниципальный долг, его классификация

Привлекаемые государственные и муниципальные заимствования формируют государственный и муниципальный долг. К увеличению долговых обязательств приводит также предоставление органами власти и органами местного самоуправления гарантий по обязательствам других заемщиков. Поэтому государственный и муниципальный долг представляет собой долговые обязательства, вытекающие из заимствований и гарантий, предоставленных органами власти и органами местного самоуправления по обязательствам других лиц.

В общем виде государственный и муниципальный долг можно определить как долговые обязательства органов государственной власти и органов местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по предоставленным государственным и муниципальным гарантиям.

Государственный и муниципальный долг выражает собой результат взаимосвязей органов власти и органов местного самоуправления со своими партнерами в части формирования фондов заимствованных средств для удовлетворения общегосударственных (включая местные) потребностей и воспроизводственных нужд субъектов хозяйствования (в части гарантирования их заимствований). Его динамика характеризуется рядом количественных параметров, отражающих те или иные процессы в его движении, а состояние на определенную дату — суммарную величину непогашенных долговых обязательств.

Классификация государственного и муниципального долга может проводиться по разным признакам. Обычно используются следующие: экономический признак (степень охвата совокупности обязательств), тип заемщика, вид долговых обязательств, срочность долговых обязательств, рынок заимствований, тип кредитора, валюта заимствований.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В зависимости от степени охвата совокупности обязательств (по экономическому признаку) государственный и муниципальный долг подразделяется на капитальный, основной и текущий. Капитальный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных органами власти и органами местного самоуправления долговых обязательств и гарантированных ими обязательств других лиц, включая проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Основной долг — это номинальная стоимость всех выпущенных и непогашенных органами власти долговых обязательств и гарантированных ими заимствований других лиц. Текущий долг составляют предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя органами власти, и по погашению обязательств, срок он латы которых наступил.

По типу заемщика долг делится, например в России, на государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъектов РФ и муниципальный долг. Государственный долг Российской Федерации состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающих долговых обязательств с учетом того, что долговые обязательства бывшего СССР включаются в долг России только в части, принятой на себя Российской Федерацией.

Долговые обязательства органов государственной власти и органов местного самоуправления могут существовать в виде обязательств по государственным и муниципальным ценным бумагам, кредитам, бюджетным кредитам, государственным и муниципальным гарантиям, иным долговым обязательствам. Например, долги Российской Федерации могут быть в виде обязательств по государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации; по кредитам, привлеченным от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц; по бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ; по государственным гарантиям Российской Федерации; иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством России на государственный долг Российской Федерации (ст. 98 БК РФ).

По срокам долговые обязательства подразделяются на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). В России сроки погашения долговых обязательств ограничены для Российской Федерации и субъекта РФ 30 годами, а для муниципальных образований — 10 годами.

В зависимости от рынка заимствований, типа кредитора или валюты заимствований государственный долг может быть внутренним и внешним. Российское бюджетное законодательство в основу деления долга на внутреннюю и внешнюю части закладывает признак валюты, в которой выражены долговые обязательства, за исключением обязательств субъектов РФ и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования
целевых иностранных кредитов (заимствований). Однако Международный валютный фонд и экономически развитые страны проводят деление долга в зависимости от типа кредитора (резидент или нерезидент) и рынка заимствований (внутренний или внешний рынок).

(Материалы приведены на основании: А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012)

Источник: http://study-i.ru/economics/finance/topic.php?id=gosudarstvennij_i_munitsipalnij_dolg_ego_klassifikatsija

Государственный и муниципальный долг: понятие, формы, предельные значения, обслуживание, погашение

Государственным долгомРФ признаются ее обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, в том числе обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ. Российская Федерация выступает как заемщик денежных средств на условиях возвратности и возмездности. Взятые взаймы денежные средства должны быть возвращены государством населению, хозяйствующим субъектам, другим займодавцам в определенный срок и на условиях, определенных в договоре (соглашении). Государственный долг РФ полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну (ст. 97 БК РФ).

Читайте так же:  Повторная медкомиссия в военкомате

Внешний государственный долг – это задолженность государства по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Он складывается из задолженности данного государства международным и государственным банкам, правительствам, частным иностранным банкам и др.

Внутренний государственный долг – это внутренняя задолженность государства организациям, предприятиям и населению, образовавшаяся в связи с привлечением их средств для выполнения государственных программ и заказов, выпуском в обращение бумажных денег, государственных облигаций и других государственных ценных бумаг, а также вследствие наличия вкладов населения в государственных банках.

Согласно ст. 98 БК РФ государственный долг РФ существует в следующих формах:

1) кредитные соглашения (договоры) с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

2) государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

3) договоры и соглашения о получении РФ бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

4) договоры о предоставлении РФ государственных гарантий;

5) соглашения и договоры о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

В состав внешнего государственного долга РФ включаются:

1) объем обязательств по государственным гарантиям РФ;

2) объем основного долга по кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций, полученных РФ.

В состав внутреннего государственного долга РФ входят:

1) основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ;

2) объем основного долга по кредитам, полученным РФ;

3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней;

4) объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

По срокам долговые обязательства РФ классифицируются на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет). Предельный срок погашения долговых обязательств РФ составляет 30 лет. При этом БК РФ содержит запрет на изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, а также срока обращения.

Муниципальный долг — совокупность долговых обязательств соответствующего муниципального образования. Муниципальный долг обеспечивается полностью и без условий всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну (ст. 100 Б К РФ).

Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в следующих формах:

1) кредитные соглашения и договоры;

2) займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг,

3) договоры и соглашения о получении муниципальным образованием бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

4) договоры о предоставлении муниципальных гарантий.

При этом долговые обязательства муниципального образования не могут существовать в форме соглашений и договоров о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств муниципального образования прошлых лет. В общий объем муниципального долга включаются:

1) основная номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;

2) объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;

3)объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным муниципальным образованием от бюджетов других уровней;

4) объем обязательств по муниципальным гарантиям, предоставленным муниципальным образованием.

Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований. Предельный срок погашения долговых обязательств муниципального образования составляет 10 лет.

Формы и виды ценных бумаг, выпускаемых от имени муниципального образования, в настоящее время определяются Федеральным законом от 25 сентября 1997 г. №126 —ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». При этом муниципальные ценные бумаги, условия их выпуска и обращения должны соответствовать требованиям Федерального закона в Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг». Размещение либо инвестирование свободных остатков местного бюджета путем покупки государственных и муниципальных облигаций, а также размещение муниципальных облигаций осуществляется через уполномоченные банки в соответствии с заключенным договором. Договор муниципального займа может заключаться путем приобретения гражданином или юридическим лицом выпущенных органом местного самоуправления муниципальных облигаций в порядке, установленном уставом муници пального образования.

БК РФ обязывает органы местного самоуправления использовать все предоставленные полномочия по формированию доходов местного бюджета для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга. При этом предельно допустимая сумма долговых обязательств органов местного самоуправления не может превышать 15% объема расходной части местного бюджета, а краткосрочные заимствования в любой форме не могут производиться до утверждения местного бюджета на текущей финансовый год.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8605 — | 7450 — или читать все.

Источник: http://studopedia.ru/4_47788_gosudarstvenniy-i-munitsipalniy-dolg-ponyatie-formi-predelnie-znacheniya-obsluzhivanie-pogashenie.html

Государственный и муниципальный долг, его классификация

Государственный и муниципальный долг – долговые обязательства органов государственной власти и органов местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по предоставленным государственным и муниципальным гарантиям. Он выражает собой результат взаимосвязей органов государственной власти и органов местного самоуправления со своими партнерами в части формирования фондов заимствованных средств для удовлетворения общегосударственных потребностей и воспроизводственных нужд субъектов хозяйствования.

Классификация

может проводиться по разным признакам.

1. По экономическому признаку (степени охвата совокупности обязательств):

Капитальный долг – вся сумма выпущенных и непогашенных органами власти и местного самоуправления долговых обязательств и гарантированных ими обязательств других лиц, включая проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.

Читайте так же:  Программа обеспечивающая управление работой устройств и согласование

Основной долг – номинальная стоимость всех выпущенных и непогашенных органами власти долговых обязательств и гарантированных ими заимствований других лиц.

Текущий долг – предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя органами власти, и по погашении обязательств, срок оплаты которых наступил.

2. По типу заемщика:

— Государственный долг РФ

— Государственный долг субъектов РФ

— краткосрочные (до 1 года)

— среднесрочные (свыше 1 год до 5 лет)

— долгосрочные (свыше 5 лет)

4. В зависимости от рынка заимствований (в РФ по признаку валюту, в МВФ – в зависимости от типа кредитора: резидент/нерезидент и рынка заимствований)

5. Бюджетные классификации долгов:

1) В отношении внутреннего долга – в составе государственного и муниципального внутреннего долга выделяются отдельные его виды по след.признакам:

— в зависимости от вида займов: целевой займ 1990 г., государственный внутренний займ РФ 1991 г., гос-венный сберегательный займ.

— по видам ценных бумаг: казначейские обязательства, государственные краткосрочные облигации, государственные казначейские векселя

— задолженность по финансированию отдельных отраслей и предприятий

— по источникам заимствований: н-р, задолженность по авалированным векселям Агропромбанку

— в зависимости от вида долговой деятельности: государственные гарантии, государственные гарантии, предоставленные субъектами РФ, муниципальные гарантии

— по форме долговых обязательств: кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования

2) В отношении внешнего долга и внешний активов группируются по признакам: характер государственной кредитной деятельности, субъект кредитной деятельности, тип кредитора или заемщика, форма долговых обязательств и вид займа. Выделяют:

— государственный внешний долг РФ

— внешний долг субъекта РФ

— внешний долг перед РФ (в зависимости от типа заемщика: правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм)

Кредиты разделяют на: кредиты правительств иностранных государств, кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, кредиты международных финансовых организаций, кредиты ЦБ РФ. Гос-е внешние займы: еврооблигационные и внутренний государственный валютный заем; субъекта: государственные ценные бумаги субъектов РФ, выраженные в иностранной валюте.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10966 — | 7435 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/19_412821_gosudarstvenniy-i-munitsipalniy-dolg-ego-klassifikatsiya.html

Понятие и значение государственного и муниципального долга

Основополагающие принципы политики государства в области управления государственным долгом заложены в Конституции Российской Федерации. Помимо положений общего характера, определяющих принципы государственного управления, федеративного устройства, разграничения компетенции между федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации, которые имеют значение для регулирования финансовой системы в целом, Конституция России содержит нормы, непосредственно касающиеся системы управления государственным долгом. Речь идет, в частности, о п. 4 ст. 75, где предусмотрено, что «государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе»*(112).

В результате осуществления Российской Федерацией или муниципальными образованиями заимствований образуется соответственно государственный или муниципальный долг. Понятие государственного долга тесно связано с такой финансово-правовой категорией, как государственный (муниципальный) кредит, где государство (муниципальное образование) выступает в разных ипостасях — как кредитор и как заемщик. Государственный (муниципальный) долг представляет собой задолженность Российской Федерации (муниципального образования), срок платежа по которой уже наступил.

Рассматривая государственный и муниципальный долг с позиции науки финансового права и, следовательно, как один из финансово-правовых институтов, следует отметить, что долговая деятельность публично-правовых образований осуществляется посредством использования финансово-кредитных инструментов (публичных займов, кредитов, ценных бумаг и др.). При этом сама публичная (государственная и муниципальная) долговая деятельность есть не что иное, как один из самостоятельных видов финансовой деятельности государства и его территориальных подразделений наряду с такими ее видами, как налоговая, эмиссионная, инвестиционная.

Таким образом, государственный (муниципальный) долг находится на стыке нормативно-правового регулирования публичной и гражданско-правовой отрасли права. Например, ст. 308 ГК РФ устанавливает правило, в силу которого одно лицо (должник) обязано совершать в пользу другого лица (кредитора) определенное действие. Что касается государственных долговых обязательств, то такие действия, как правило, заключаются в обязанности уплатить деньги в рублях или иностранной валюте. Наряду с денежной формой исполнения такой обязанности присутствует и натуральная форма, выражающаяся в передаче какого-либо имущества, например золота в слитках.

Первоначально понятие государственного долга Российской Федерации было закреплено в Законе РФ от 13 ноября 1992 г. N 3877-I «О государственном внутреннем долге Российской Федерации»*(114), где он определялся как долговые обязательства Правительства Российской Федерации, выраженные в валюте Российской Федерации, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации. Государственный внутренний долг Российской Федерации обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства России.

В настоящее время понятие государственного долга содержится в Бюджетном кодексе РФ, где этому институту посвящена целая глава. Анализ трансформации понятия государственного долга показывает, что в Бюджетном кодексе РФ законодатель не только определяет общее понятие государственного долга, но и выделяет государственный долг Российской Федерации и государственный долг муниципального образования.

В соответствии со ст. 97 БК РФ государственный долг Российской Федерации определяется как долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие Бюджетного кодекса РФ. Как видно из приведенного определения, круг возможных участников правоотношений, складывающихся по поводу долговых обязательств Российской Федерации, законодателем установлен довольно широко — от субъектов национального права до субъектов международного права.

Читайте так же:  Письмо контрагенту о погашении дебиторской задолженности пример

Государственный долг Российской Федерации полностью и без каких-либо условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Нормы, касающиеся золотого запаса Российской Федерации, содержатся в Федеральном законе от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»*(116) (далее — Закон о драгоценных металлах и камнях). Согласно ст. 8 Закона о драгоценных металлах и камнях, золотой запас Российской Федерации состоит из аффинированного золота в слитках, находящегося в федеральной собственности и являющегося частью золотовалютных резервов Российской Федерации. Золотой запас предназначен для проведения финансовой политики государства и удовлетворения экстренных потребностей Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях.

При этом необходимо обращать внимание на то, что часть золотого запаса Российской Федерации, хранящаяся в Банке России, учитывается на его счетах. Решение о расходовании этой части золотого запаса принимает Банк России в порядке, согласованном с Правительством Российской Федерации. Отчет о состоянии учитываемой на счетах Банка России части золотого запаса Российской Федерации представляется Банком России Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации как составная часть доклада Председателя Банка России о деятельности Банка России. Другая часть золотого запаса Российской Федерации находится в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации.

В соответствии с Законом о драгоценных металлах и камнях (ст. 6) Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РФ (далее — Фонд) составляет часть золотовалютных резервов Российской Федерации и представляет собой совокупность драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них. Фонд предназначен для обеспечения производственных, финансовых, научных, социально-культурных и иных потребностей Российской Федерации. Ценности, зачисленные в Фонд, являются федеральной собственностью.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно Закону о драгоценных металлах и камнях положение о Фонде утверждает Правительство Российской Федерации. В настоящее время действует Положение о Государственном учреждении по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 26 декабря 2005 г. N 353*(117).

Согласно ст. 7 Закона о драгоценных металлах и камнях, «Алмазный фонд Российской Федерации — составная часть Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, представляющая собой собрание уникальных самородков драгоценных металлов и уникальных драгоценных камней, имеющих историческое и художественное значение, а также собрание уникальных ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней»*(118). Алмазный фонд РФ неделим, является федеральной собственностью и не подлежит отчуждению в любой форме и иному обременению, в том числе сдаче в аренду. Ценности Алмазного фонда РФ могут быть использованы исключительно в целях экспонирования или научного изучения в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ. Положение об Алмазном фонде Российской Федерации утверждено Указом Президента РФ от 15 ноября 1999 г. N 1524*(119).

С учетом требований приведенных нормативных правовых актов следует определять имущество, которое может быть использовано для обеспечения обязательств государства, а которое не может. В этой связи следует исключить из перечня возможных объектов такое имущество, которое относится к федеральной собственности, но по общему правилу не может являться обеспечением долговых обязательств государства.

Под муниципальным долгом понимается общая сумма задолженности муниципального образования, срок выплаты по которым уже наступил, т.е. совокупность всех долговых обязательств муниципального образования. Так же как и государственный долг Российской Федерации, долг муниципального образования обеспечивается полностью и без условий всем муниципальным имуществом, составляющим казну муниципального образования.

Управляет государственным долгом Российской Федерации Правительство Российской Федерации либо уполномоченного им Министерство финансов Российской Федерации.

Осуществление управления государственным внутренним и внешним долгом России закреплено в качестве одного из полномочий Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики в ст. 15 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»*(120). Полномочие Минфина России на управление в установленном порядке государственным долгом России закреплено в ст. 165 БК РФ.

Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовым органом данного субъекта в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Управление муниципальным долгом осуществляется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрацией) в соответствии с уставом муниципального образования.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; Нарушение авторского права страницы

Источник: http://infopedia.su/6x51e3.html

Понятие государственного (муниципального) кредита. Соотношение терминов «государственный (муниципальный) кредит» и «государственные (муниципальные) заимствования».

Государственный и муниципальный кредит представляет собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование являются кредиторами или заемщиками. Государственные и муниципальные кредиты могут быть получены и предоставлены Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями юридическим и физическим лицам, другим бюджетам, иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям в пределах полномочий соответствующего уровня бюджета. Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, в соответствии с которым у него возникают соответствующие обязательства или требования. Условиями кредитного договора являются:

Читайте так же:  Микроволновая печь устройство и принцип работы

• срок предоставления или получения кредита;

• условия обеспечения возврата ссуды;

• размер процентной ставки за пользование ссудой;

Функции и цели государственного и муниципального кредита.

1. Важнейшая функция государственного и муниципального кредита — перераспределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности. В настоящее время отсутствует специальный централизованный фонд государственного кредитования. Его источником служит соответствующий бюджет, при утверждении расходной части которого предусматриваются необходимые средства на кредитование.

Перераспределение осуществляется между:

• федеральным бюджетом и региональными бюджетами;

• региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований;

• международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом;

• иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональными бюджетами;

• федеральным, региональными и местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами и др.

2. Государственный и муниципальный кредит выполняет также регулирующую функцию. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов их выделение на безвозмездной основе не всегда оправдано. Кроме того, эффективность использования выделенных средств на возвратной и платной основе выше, чем на безвозвратной и бесплатной. При этом кредитование создает мультипликативный эффект. У государства появляется дополнительная возможность для стимулирования развития отдельных отраслей и предприятий путем выделения им целевых бюджетных ссуд.

Регулирующая функция проявляется и при получении Россией внешних займов от МВФ на финансирование бюджетного дефицита, проведение структурных реформ и реструктуризацию экономики, поддержку приватизации, фондового рынка и т.п.

С помощью регулирующей функции государство воздействует на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное применение бюджетных ссуд.

3. Одной из функций государственного и муниципального кредита является учет и контроль за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого государством. Эту функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства. Формами контроля являются:

• контроль за движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки;

• контроль за соблюдением условий кредитного договора;

• контроль за целевым использованием заемщиком выделенных средств;

• контроль за выполнением принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления и др.

К основным целям государственного и муниципального кредитования относятся:

• решение проблем финансирования бюджетного дефицита;

• проведение региональной финансово-кредитной политики направленной на выравнивание социально-экономических условий жизни населения и функционирования региональных экономик;

• поддержка муниципальных образований в решении неотложных социально-экономических задач;

• поддержка приоритетных для экономики секторов и видов деятельности.

Долговые обязательства и активы.

По предоставленным государственным кредитам у заемщиков возникают долговые обязательства перед Российской Федерацией, субъектом РФ и муниципальным образованием как кредиторами. Государственные кредиты образуют государственные внутренние и внешние активы РФ.

Долговые обязательства перед Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальными образованиями как кредиторами составляют внутренний и внешний долг заемщиков. Размеры и структура долга по видам долговых обязательств и по заемщикам рассматривается вместе с законом о бюджете на очередной финансовый год.

При возникновении кризисных финансовых явлений и отсутствии реальных возможностей своевременного погашения долга возникает необходимость в его реструктуризации. Реструктуризация долга иностранных государств перед Российской Федерацией, субъектом РФ означает предоставление Российской Федерацией, субъектом РФ нового кредита иностранному государству при условии погашения основного долга по ранее пре доставленному кредиту с изменением условий обслуживания кредита и сроков его погашения.

Законом о бюджете утверждаются:

• суммы погашения и выплаты процентов по долгам иностранных государств;

• размер долга иностранных государств на конец финансового года;

• предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией, субъектом РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, за исключением государственных кредитов, предоставляемых государствам — участникам СНГ;

• предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией, субъектом РФ государствам — участникам СНГ;

• программа предоставления Российской Федерацией, субъектом РФ государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям.

Государственные кредиты государствам — участникам СНГ по межправительственным договорам предоставляются, как правило, при условии выполнения ими обязательств по уплате процентных платежей и сумм в погашение основного долга по ранее предоставленным кредитам.

Правительство РФ предоставляет иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям кредиты свыше предельного объема государственных кредитов, если новые кредиты выделяются в порядке реструктуризации долга иностранных заемщиков перед РФ и условия обслуживания долга иностранных заемщиков перед РФ не ухудшаются для РФ.

Предоставление РФ государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям осуществляется в рамках соответствующих долгосрочных программ, учитывающих геополитические интересы РФ.

Программа предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям за счет средств федерального бюджета включает перечень кредитов на очередной финансовый год с указанием цели их предоставления, наименования получателей, общего объема, а также кредитов, предоставленных в данном финансовом году.

Договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных кредитов, выполнение которых влечет за собой увеличение предельных объемов предоставления государственных кредитов Российской Федерацией, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете, заключаются только после внесения соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.

Договоры о предоставлении государственных кредитов Российской Федерацией утверждаются Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона в следующих случаях:

Читайте так же:  Временное совмещение должностей

1) если предусмотренные этими договорами государственные кредиты не включены в программу предоставления Российской Федерацией государственных кредитов и предоставляемые по ним финансовые средства превышают сумму, эквивалентную 10 млн. долларов США, на весь срок кредита;

2) если исполнение таких договоров требует увеличения предельного объема предоставления государственных кредитов, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете;

3) других, предусмотренных законодательством.

Договоры о реструктуризации задолженности или списании задолженности иностранных государств перед РФ ратифицируем Государственная Дума, кроме случаев реструктуризации задолженности и ее списания в рамках участия РФ в международных финансовых организациях и финансовых клубах на условиях, общих и единых для всех участников этих организаций и клубов.

Возможна уступка прав требований по долговым обязательствам иностранных государств перед РФ. Она осуществляется и соответствии со специальным федеральным законом либо с положением о соответствующей уступке прав требований, содержащимся в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

В соответствии с экономической классификацией расходов бюджета, которая включает в себя три уровня статей (раздел, подраздел, параграф), структуру бюджетных средств можно представить следующей схемой ( 15.2).

Далее рассмотрим конкретные вопросы государственного и муниципального кредитования в соответствии с приведенной классификацией.

40. Государственный (муниципальный) долг: понятие, виды. Виды долговых обязательств РФ, субъекта РФ, муниципального образования.

Государственный кредит— урегулированная нормами финансового права деятельность государства по привлечению временно свободных средств юридических и физических лиц на условиях возмездности, возвратности и срочности.

Значение государственного долга— формирование денежных средств для покрытия дефицита бюджета.

Формы государственного кредита:

1) государственные займы;

2) государственные долговые обязательства;

3) сберегательное дело.

Субъекты государственного кредита:

1) РФ, ее субъекты — заемщик;

2) муниципальные образования, физические и юридические лица — заимодавец.

Результатом государственного кредита является государственный долг.

Государственный долг России — долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств РФ и обслуживания государственного долгаРФ

В объем государственного внутреннего долга РФ включаются:

1) основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ;

2) объем основного долга по кредитам, полученным РФ;

3) объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней ;

4) объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Методы управления государственным долгом:

1) рефинансирование (новация) — замена старых кредитных обязательств новыми путем их выпуска;

2) конверсия — изменение кредитных отношений путем изменения (увеличения или снижения) процентной ставки по кредиту;

3) консолидация — продление сроков действующих займов;

4) унификация займов — объединение нескольких займов в один;

5) отсрочка погашения займов;

6) аннулирование государственного долга — прекращение кредитных обязательств государства путем его отказа от долга. Так, например, Правительство РФ вправе осуществить списание государственного внутреннего долга РФ по государственным займам, осуществленным путем выпуска ценных бумаг от имени РФ в валюте РФ, по которым истек срок исковой давности.

Предельные размеры внутреннего долга устанавливаются в Федеральном законе о бюджете на соответствующий год и на 1 января 2005 г. составил 988,1 млрд рублей.

Правительство РФ вправе определятьобъемы выпуска, формы и методы эмиссии государственных ценных бумаг, являющихся долговыми обязательствами России, и осуществлять их эмиссию в объеме, не приводящем к превышению установленного верхнего предела государственного внутреннего долга РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.

Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

Государственные долговые обязательства РФ могут существовать в следующих формах:

1) кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени России как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями. Порядок заключения и действия международных договоров определяется ФЗ от 15.07.1995 г. № 101 ≪О международных договорах РФ≫;

2) государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг (облигаций федерального займа, государственных краткосрочных обязательств и т. д.) от имени РФ.

Государственный заем (заимствование)в Бюджетном кодексе РФ — передача в собственность РФ или ее субъекта денежных средств, которые РФ или ее субъект обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа.

Порядок эмиссии ценных бумагзакреплен в ФЗ от 29.07.1998 г. № 136 ≪Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг≫;

3) договоры и соглашения о получении РФ бюджетных ссуд (заем на срок до 6 месяцев на условиях возвратности, может быть как возмездным, так и безвозмездным) и бюджетных кредитов на условиях возвратности и обязательной возмездностиот бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

4) договоры о предоставлении РФ государственных гарантий;

5) соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет..

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://lektsia.com/3×675.html

Понятие государственных муниципальных долговых обязательств
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here