Основы работы полиции

Сегодня мы ответим на вопросы по теме: "Основы работы полиции" с профессиональной точки зрения с комментариями и выводами. Просьба все вопросы задавать дежурному специалисту.

Глава 2. Принципы деятельности полиции (ст.ст. 5 — 11)

Глава 2. Принципы деятельности полиции

>
Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина
Содержание
Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/12182530/948c9c0734b6e944a4727660f2d5a027/

Основные принципы деятельности полиции

Задачи, принципы деятельности полиции в настоящее время понятны далеко не каждому. Действительно, эта структура за последние несколько лет пережила столько реформ, что не сразу разберешься, общее представление, которое есть у человека, актуально в нынешних реалиях или уже устарело. Впрочем, принцип законности в деятельности полиции был и остается самым важным, главенствующим. Правда, в наши дни выражается он через несколько иные механики, правила, возможности применения санкций к нарушителям. Публичная власть нарабатывает связи с обществом, пытаясь добиться доверия, в том числе через реформирование полицейской системы. Как она работает?

Реформы: старое и новое

Административная реформа позволила несколько сместить фокус внимания: в наше время главными принципами деятельности полиции являются публичность, открытость. Задача должностных лиц – поддерживать простых граждан, а реализовываться это должно через мероприятия, повышающие доверие в обществе к органам МВД. Как гласит официальная политика органов охраны правопорядка, развитие указанных принципов помогает повысить качество рабочего процесса, охранной деятельности. Через реализацию декларированных принципов и направлений деятельности полиции можно добиться большего доверия со стороны общества, создать полноценный двухсторонний диалог.

Значение принципа — в организации, обеспечении исполнения функций, возложенных на правоохранительные структуры. Принято говорить, что именно на такие декларированные официально утверждения можно оглядываться как на правовые ориентиры, что время от времени необходимо при использовании законных, правовых аналогий. На практике случаются ситуации, когда положения действующего законодательства противоречат принципам деятельности полиции. Законами установлено, что в преимущественном положении в такой ситуации именно полицейские установки.

Права и свободы

Пожалуй, ответ на задание «Перечислите принципы деятельности полиции» необходимо начинать с упоминания именно соблюдения прав, свобод всех людей вне зависимости от их общественного положения, благосостояния и статуса. Полиция обязана не только соблюдать, но и уважать таковые. Реализуется принцип деятельности полиции через внимательное, адекватное отношение ко всем участникам социума. Активность госструктуры, если таковая ограничивает свободы, права, при выявлении этого факта в обязательном порядке сразу же прекращается, как только удалось достигнуть поставленной цели или официально установить, что достижение невозможно выбранным методом. Кроме того, анализируется факт допустимости: должна либо нет исполняться поставленная перед правоохранительными органами цель через ущемление гражданских свобод, прав.

Основные принципы деятельности полиции гласят, что у работника такого госоргана нет права пытать, насиловать, унижать достоинство, с жестокостью относиться к любому человеку. Полицейскому вменено в обязанности прекращать умышленную активность, провоцирующую страдание, боль, включая не только физические аспекты, но и моральные, нравственные. В действующем законодательстве особенное внимание обращается на факт необходимости четкого следования оговоренному основному принципу деятельности полиции.

Как взаимодействовать?

Действующий регламент гласит, что сотрудники полиции обязаны правильно оформлять обращение. В частности, если полицейский контактирует с кем-либо, он сообщает фамилию и звание, занимаемую в иерархической лестнице должность. Если гражданин требует предъявить удостоверение, полицейский обязан выполнить это требование, затем объяснить, с какой целью побеспокоили человека, какими причинами это спровоцировано.

Как декларировано законом о полиции, принципы деятельности полиции предполагают реализацию мероприятий к участникам социума, только если лицо при исполнении в силах обосновать свое поведение, разъяснить причины, по которым гражданские права, свободы ущемляются. Одновременно (это следует из действующего законодательства) у человека возникают специфические свободы, права. Информацию о них полицейский в момент ограничения обязан разъяснить человеку, проконтролировав, что его заявление поняли и осознали. Такое поведение полностью удовлетворяет принципам деятельности полиции, обязывающим уважительно относиться ко всем людям.

Мне нужна помощь!

Из принципов деятельности полиции следует: гражданин, обращающийся за помощью к должностному лицу, должен оповещаться обо всей индивидуальной отличительной информации, перечисленной выше. Если гражданин нуждается в помощи, он дополнительно имеет право знать, у кого ее запрашивает. Предполагается разъяснение:

Принципы и основные направления деятельности полиции декларируют: защита участников социума реализуется через внимательное получение и анализ информации, принятие мер, необходимых в сложившейся ситуации. Важно соблюдать ограничения, связанные с должностью, не превышать полномочия, не нарушать законы. Если полицейский не может оказать существенной помощи в сложившихся обстоятельствах, принципами деятельности полиции, правами и обязанностями полиции декларировано: необходимо объяснить гражданину, кто будет полезен в текущей ситуации. Должностное лицо обязано помнить, что его первейшая задача – оказание помощи, обеспечение защиты граждан.

Информация: и да, и нет

Организация принципов деятельности полиции в реальности предполагает внимательное отношение к информационному обеспечению. Рабочий процесс для полицейских зачастую сопровождается получением доступа к личной информации, касающейся частных аспектов жизни. Если гражданин в добровольном порядке официально разрешил такие сведения разглашать заинтересованным лицам, полицейский, безусловно, может это сделать, но при отсутствии оформленного по правилам разрешения поведение, связанное с публикацией данных, недопустимо. Принципы административной деятельности полиции включают в себя не только «молчание», но и принятие мер, позволяющих сохранить конфиденциальную информацию скрытой от общественности. Исключением из этого правила выступают некоторые специфические случаи, перечисленные в действующих законах страны.

А вот в обратном порядке ситуация складывается противоположная: у гражданина есть полное право быть ознакомленным со сведениями, материалами, документами, каким-либо образом касающимися его свобод, правовых аспектов. Здесь также есть оговорка относительно невозможности противоречия ряду принятых нормативных актов, но в общем случае должностные лица обязуются передавать гражданину все данные, касающиеся его.

Закон во главе угла

Не менее важный принцип деятельности для структур, обеспечивающих правопорядок в нашей державе – соответствие букве закона в каждом поступке, шаге, действии. Полицейский не вправе подстрекать, побуждать на совершение противоречащих законам действий. Недопустимо такое поведение вне зависимости от объекта, с которым осуществлены взаимоотношения. Это касается не только прямой формы склонения к неправомерному поступку, но и косвенного влияния.

Читайте так же:  Динамика задолженности по кредитам

Ограничение интересов, декларированных законодательством свобод, установленных официальным порядком прав не только частных лиц, но и организаций, объединений, находящихся при исполнении граждан реализуется исключительно в соответствии с законными основаниями. Порядок осуществления такой деятельности декларирован действующими правовыми нормами. Сотрудники правоохранительных органов не имеют права отступать от установленного регламента, декларированных обязанностей, рамок поведенческих норм. Государственное принуждение с целью реализации возложенных на полицейского обязательств, прав допускается, если случай соответствует описанной в каком-либо законе ситуации.

Делать или не делать?

В каждой конкретной ситуации полицейский самостоятельно принимает решение относительно правомерности некоего поступка либо бездействия. Каким бы ни был вывод, совершенная активность (ее отсутствие) не могут оправдываться служебными интересами, требованиями, не подтвержденными законом, распоряжениями, указаниями приказного характера, сформулированными вышестоящими лицами. Экономические аспекты, прочие обстоятельства не служат оправданием некорректного поведения, противоречащего установленному законом.

Контроль за исполнением указанных ограничений возложен на специализированные федорганы, ответственные за внутренние дела. Они анализируют, насколько соответствуют нормативным актам поступки, решения, заявления сотрудников правоохранительных органов.

Беспристрастность

Задача полиции – обеспечить защиту любому гражданину. Это касается имеющихся у него прав, интересов, декларированных законом, установленных в пределах державы свобод. Не играет роли национальность или язык, на котором говорит человек, половая принадлежность, расовая. Для полицейских равны все, вне зависимости от происхождения, наличия должностей, имущества, религиозных и иных убеждений. Не играет роли, где живет человек, в какие объединения входит. Не могут препятствовать защите и иные обстоятельства, на основании которых полицейский мог бы «не пожелать» исполнять вменённое ему в обязательства должностными инструкциями.

Одновременно с этим на само лицо при исполнении накладываются определенные ограничения. Так, человек не может быть членом партии, не имеет права своими финансами поддерживать какое-либо политическое образование, иным образом участвовать в сходной работе. Служебная активность не может реализовываться в интересах политического объединения, общественного либо склонного к некоторой религии.

Уважать и контролировать

Принципы беспристрастности гласят, что должностное лицо, привлеченное к охране правопорядка, обязано уважать обычаи всех национальностей, традиции людей. В своей работе полицейский обращает внимание на культурные, этические, прочие особенности группы, с которой довелось столкнуться, вне зависимости от того, какой признак ее объединяет: убеждения, вера, национальная принадлежность. Задача органов правопорядка – обеспечение максимального общественного спокойствия, во многом обусловленного соглашением, достигнутым национальными группами, конфессиями.

Полицейский в рабочее, свободное время обязан контролировать свое поведение. Недопустимы поступки, способные спровоцировать сомнение в беспристрастности. Запрещено поведение, способное подорвать авторитет ведомства, принявшего гражданина на службу.

Открытость

Под этим принципом понимают открытость перед обществом, но строго в рамках соблюдения нормативных актов. Необходимо помнить, что серьёзные ограничения на эту область накладываются уголовным судопроизводством, которое должно четко и детально выполняться во всех аспектах. Задача полицейского – охранять государственные тайны, иные, для которых защита обусловлена декларированными законами установками. Нельзя разглашать информацию об оперативной, розыскной активности госструктур. Недопустимо публиковать сведения, если они нарушают гражданские права, организаций, объединений.

Любой человек, сообщество, предприятие вправе получить точные, корректные данные о полицейской активности. Для этого необходимо оформить запрос установленным порядком, соблюдая процедуру, декларированную законами и регламентами. У всех лиц есть право получения сведений от полицейских, если таковые касаются правовых возможностей. Исключение представляют данные, доступ к которым ограничен в силу положений федерального законодательства.

Вовремя и достоверно

В обязанности полиции вменяется передавать данные в муниципалитет, госорганы, инстанции, гражданам. Законом регламентирована процедура: используются возможности СМИ, интернета. Дополнительный метод – отчетность, сдаваемая должностными лицами ежегодно либо чаще в адрес представительных госорганов федсубъектов, муниципалов. Кто именно должен оформлять такие отчеты, насколько часто предстоит это делать, в каком порядке оформляется документация, определено федеральным законодательством. Здесь же указано, перед кем именно необходимо отчитываться.

Действующими нормативными актами установлено, что задача полиции – данные о своей активности предоставлять в адрес СМИ, если редакторы пишут официальный запрос на такую информацию. Альтернативный вариант – организация пресс-конференций. Законом декларирована возможность формирования статистической документации, справочных материалов, рассылаемых в адрес заинтересованных лиц. Можно использовать другие методики, способы, не противоречащие установленному законом.

СМИ и полиция

Если редакция некоторого СМИ направляет заявку в адрес правоохранительного органа, ответ на нее должен соответствовать правилам, аспектам, декларированным законом. Это касается аккредитации трудоустроенных в области журналистики лиц, если таковых планируется привлечь к освещению деятельности правоохранительных структур. Для получения разрешения необходимо написать заявку по установленной форме, не допуская ошибок.

Федорганы, ответственные за внутренние дела, могут самостоятельно учреждать СМИ. В область деятельности таких компаний может входить освещение активности полицейских структур. Процесс формирования СМИ, функционирования подчиняется федеральному законодательству, принятому для регулирования этой сферы.

Общественное доверие

Полицейская активность в общем случае направляется на обеспечение максимально доверительного общественного отношения к органам охраны правопорядка. Вся деятельность принятых на службу в обязательном порядке должна быть мотивированной, имеющей очевидные для граждан основания. Мероприятия должны быть понятны широким массам.

Если полицейский нарушает гражданские права, свободы, правоохранительный орган принимает меры восстановления справедливости, учитывая границы полномочий. Полиция извиняется перед ущемлённым в правах, следуя официально утвержденному регламенту. Извинения необходимо передавать по официальному адресу – учебы, работы, проживания.

Источник: http://www.syl.ru/article/360701/osnovnyie-printsipyi-deyatelnosti-politsii

Статья 2. Основные направления деятельности полиции

Статья 2. Основные направления деятельности полиции

1. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

Читайте так же:  Расчет задолженности по алиментам фссп

5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка в общественных местах;

7) обеспечение безопасности дорожного движения;

Информация об изменениях:

9) утратил силу с 1 января 2018 г. — Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 391-ФЗ

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

2. По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

>
Правовая основа деятельности полиции
Содержание
Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/12182530/741609f9002bd54a24e5c49cb5af953b/

Цели, задачи и функции полиции

Полиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Полиция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «О полиции» от 7 февраля 2011 года, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий.

Задачами полиции являются:

обеспечение безопасности личности;

предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

выявление и раскрытие преступлений;

охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных настоящим Законом.

Криминальная полиция является органом дознания. Криминальная полиция финансируется за счет средств федерального бюджета. Состав и численность криминальной полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации ее подразделений определяются Правительством РФ.

Основными задачами криминальной полиции в соответствии с ФЗ РФ «О полиции» являются:

  • — выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений;
  • — организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц;
  • — оказание содействия полиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей.

Полиция общественной безопасности

Полиция общественной безопасности оказывает содействие криминальной полиции в исполнении возложенных на нее обязанностей и также является органом дознания.

В соответствии федеральным законом «О полиции» основными задачами полиции общественной безопасности являются:

  • — обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка;
  • — выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
  • — розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции полиции общественной безопасности.

Основные направления деятельности полиции

  • 1. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:
  • 1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
  • 2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
  • 3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
  • 4) розыск лиц;
  • 5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
  • 6) обеспечение правопорядка в общественных местах;
  • 7) обеспечение безопасности дорожного движения;
  • 8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
  • 9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
  • 10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
  • 11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
  • 12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
  • 2. По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Функции, присущие полиции определяют её организацию, структуру и компетенцию. Выделяют следующие функции:

  • — предупреждение,
  • -пресечение и раскрытие преступлений,
  • -организация и осуществление розыска лиц скрывающихся от органов дознания, следствия или суда, обеспечение личной безопасности граждан, охрана общественного порядка, предупреждение и пресечение административных правонарушений и т.д.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Функции одного порядка могут быть возложены на нескольких правоохранительных органов. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется и органами внутренних дел, и органами федеральной службы безопасности, и органами налоговой полиции, и еще некоторыми другими органами.

Ряд функций тесно взаимосвязаны, зависят одна от другой. Функция предварительного расследования предшествует осуществлению правосудия, а функция исполнения судебных решений следует только после судопроизводства.

Источник: http://studwood.ru/834613/pravo/tseli_zadachi_funktsii_politsii

Административная деятельность полиции

Основные направления деятельности полиции

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О полиции» деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

  1. защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
  2. предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
  3. выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
  4. розыск лиц;
  5. производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
  6. обеспечение правопорядка в общественных местах;
  7. обеспечение безопасности дорожного движения;
  8. контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
  9. контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
  10. охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
  11. государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
  12. осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

Защита личности, общества, государства от противоправных посягательств. Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений . Под личностью здесь понимается все и каждый находящийся на территории Российской Федерации гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства.

Предупреждение преступлений и административных правонарушений — одно из приоритетных направлений правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью, одна из основных задач полиции. Это комплекс специальных мер упреждающего воздействия, проводимых структурными подразделениями и сотрудниками полиции в пределах установленной им компетенции в целях:

  1. выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений, а также принятия мер по их устранению и нейтрализации;
  2. выявления лиц, склонных к совершению преступлений, и оказания на них профилактического воздействия для недопущения с их стороны преступных посягательств;
  3. предотвращения (недопущения) готовящихся преступлений;
  4. пресечения покушений на преступления (т.е. пресечения умышленных действий либо бездействия, непосредственно направленных на совершение преступления);
  5. создания обстоятельств, препятствующих совершению преступлений и административных правонарушений.
Читайте так же:  Пленум верховного суда по невыплате заработной платы

Такое основное направление деятельности полиции, как предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, с одной стороны, подлежит расширительному толкованию, а с другой — должно быть ограничено подведомственностью правонарушений собственно полиции. Предупреждению со стороны полиции, а тем более пресечению подлежат не только преступления и административные правонарушения в том смысле, который в это понятие закладывает законодатель.

Согласно ч. 1 ст. 14 УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. Административным правонарушением соответственно является противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Полиция же должна предупреждать и пресекать не только преступления и правонарушения, но и некоторые не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями общественно опасные и (или) общественно вредные деяния. К таковым следует относить, к примеру, действия невменяемых лиц или лиц, которые к моменту совершения деяния не достигли возраста, с наступлением которого возможно их привлечение к уголовной или административной ответственности. Данные действия, как и преступления, а также иные правонарушения предупреждать и пресекать полиция вправе и обязана лишь в пределах установленной законами (иными нормативными правовыми актами) своей компетенции.

Выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам . Выявлением и раскрытием преступлений и даже производством дознания занимается не только полиция, по и органы предварительного следствия, а равно некоторые иные правоохранительные органы.

Федеральным законом «О полиции» полиции предоставлено право осуществлять оперативно-разыскную, разыскную и уголовно-процессуальную деятельность.

Розыск лиц . Под лицами подразумеваются:

  1. лица, совершившие преступления или подозреваемые и обвиняемые в их совершении;
  2. лица, скрывшиеся от органов дознания, предварительного следствия или суда;
  3. несовершеннолетние, самовольно ушедшие из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
  4. несовершеннолетние, самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием;
  5. лица, уклоняющиеся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия;
  6. лица, уклоняющиеся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства;
  7. лица, пропавшие без вести.

Помимо самостоятельного осуществления розыска вышеперечисленных лиц полиция должна также оказывать содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в осуществлении розыска и задержании:

  1. лиц, совершивших побег из-под стражи;
  2. лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания;
  3. лиц, уклоняющихся от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания;
  4. лиц, не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в предписании о направлении к месту отбывания наказания срок.

В целях обеспечения возможности реализации рассматриваемого основного направления деятельности полиции предоставлены права:

Производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний . Это регламентированная административно-процессуальными нормами деятельность полиции, ее компетентных должностных лиц по всестороннему, полному и своевременному выяснению обстоятельств каждого дела об административном правонарушении, отнесенного к подведомственности полиции, разрешению его в соответствии с законом, обеспечению исполнения вынесенного постановления, а также выявлению причин и условий, способствовавших совершению данного правонарушения.

Производство по делам об административных правонарушениях регламентировано КоАП РФ. В общей сложности должностные лица полиции вправе составлять протоколы более чем по 220 статьям КоАП РФ. К полномочиям полиции зачастую относится также составление протоколов по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена законодательством субъектов Российской Федерации. Достаточно объемна компетенция полиции по непосредственному рассмотрению дел об административных правонарушениях. К ее подведомственности КоАП РФ (ст. 23.3) относит более 70 видов административных правонарушений, совершаемых гражданами, должностными лицами и юридическими лицами.

Обеспечение правопорядка в общественных местах . Это осуществляемая в публичных (общественных), а при наличии сведений о возникшей угрозе общественной или личной безопасности граждан — и в иных местах деятельность по надзору за соблюдением действующего там законодательства и непосредственной защите жизни, здоровья, чести, достоинства человека, собственности, других прав и свобод физических и юридических лиц, интересов общества и государства от преступных, административно наказуемых посягательств и общественно опасных событий.

Под публичными (общественными) местами понимаются улицы, стадионы, скверы, парки, площади, транспортные магистрали, транспортные средства общего пользования, жилые микрорайоны и иные места, свободные для доступа неопределенного круга лиц.

Основной структурный элемент полиции, непосредственно осуществляющий охрану общественного порядка, — патрульно-постовая служба полиции (ППСП). В отличие от других служб, реализующих ограниченный круг специальных функций, ППСП в известной мере принимает участие в решении практически всех задач, возложенных на полицию. По объему своих функций и количеству личного состава ППСП — универсальная и самая многочисленная служба полиции в целом.

Обеспечение безопасности дорожного движения . Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области дорожного движения определено как одно из основных направлений обеспечения безопасности движения водителей и пешеходов.

Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» рассматриваемая функция возложена на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекцию). Госавтоинспекция — орган государственного контроля и надзора.

Основная задача Госавтоинспекции обеспечение соблюдения юридическими лицами независимо от форм собственности, должностными лицами и гражданами законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов в сфере дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.

Читайте так же:  Образец приказа о приеме по внешнему совместительству

Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия, а также в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности . В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. «Об оружии», постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности» полиция осуществляет лицензирование следующих видов деятельности: приобретение оружия и патронов к нему; торговля оружием и основными частями огнестрельного оружия; торговля патронами к оружию; экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию; коллекционирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию; негосударственная (частная) охранная деятельность; негосударственная (частная) сыскная деятельность.

Охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе .

В соответствии с Федеральным законом «О полиции» осуществление охраны имущества на основе договоров является обязанностью полиции. Основная роль в реализации данного направления деятельности отведена подразделениям вневедомственной охраны, входящим в структуру территориальных органов МВД России.

Государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц . Систему мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, включающую меры безопасности и меры социальной поддержки указанных лиц, устанавливает Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Систему мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников федеральных органов государственной охраны, осуществляющих функции, выполнение которых может быть сопряжено с посягательствами на их безопасность, а также их близких устанавливает Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите сулей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

На органы внутренних дел возлагается применение и осуществление мер безопасности: в отношении судей, арбитражных заседателей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей, сотрудников Следственного комитета РФ, судебных исполнителей и должностных лиц контролирующих органов, а также их близких; в отношении должностных лиц органов внутренних дел, а также их близких.

Осуществление экспертно-криминалистической деятельности . Правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в России определяет Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В названном Законе (ст. 13 и 37) непосредственно упоминаются экспертные подразделения федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел, т.е. МВД России. Согласно ст. 3 названного Закона правовой основой государственной судебно-экспертной деятельности являются Конституция РФ, названный Закон, ГПК РФ, АПК РФ. УПК РФ, КоАП РФ, ТмК РФ, НК РФ, законодательство РФ о здравоохранении, другие федеральные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие организацию и производство судебной экспертизы.

Частью 2 ст. 2 Федерального закона «О полиции» предусмотрено, что по решению Президента РФ сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности. Порядок предоставления Россией военного и гражданского персонала, организации его подготовки и обеспечения для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности определяет Федеральный закон от 23 июня 1995 г. № 93-Ф3 «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности».

Источник: http://isfic.info/poladm/demud06.htm

Принципы и организационно-правовые основы деятельности полиции

Органы внутренних дел играют ключевую роль во всей структуре правоохранительного управления России. Правовая основа деятельности полиции выступает гарантом результативности ее работы. Полиция несет ответственность за охрану общественного порядка и безопасность на улице, за соблюдение легитимных интересов учреждений и трудовых союзов независимо от формы собственности, за защиту прав и свобод граждан, а также за предупреждение преступности и правонарушений. В данной статье обсудим, на основании каких документов работает эта структура и какие полезные функции для общества она выполняет.

Центральные положения

Организационно-правовые основы деятельности полиции представляют собой комплекс федеральных актов, которые принимаются компетентными органами в пределах своих полномочий и регламентируют деятельность, функциональные обязанности полиции. При этом законодательные положения фиксируют то, как должна осуществляться деятельность полиции, а также обозначают условия, нормы, основания применения мер принуждения, федеральную гарантию компетенций сотрудников полиции.

В чем сложность законодательного управления работниками внутренних дел? Она заключается в множественности объектов и субъектов, а также причинах правонарушений, многообразии решаемых полицией вопросов.

Точка зрения

Правовая основа и принципы деятельности полиции являются основополагающими гарантами правомерности. Они содержат описание работы полиции и нормы, на основании которых она производится.

Характерные особенности принципов работы сотрудников внутренних дел:

  • нормативное требование, закрепленное в документах, подкрепленных юридической силой;
  • главное правило, отражающее суть работы органов полиции.

Действие либо бездействие, совершенное работником внутренних органов, которое противоречит принципам работы полиции, не может признаваться законным.

Основные принципы деятельности полиции отражены во второй главе государственного закона «О полиции». Данный документ № 3-ФЗ принят 7 февраля 2011 года.

Уважение и соблюдение свободы с правами граждан

Полиция выполняет свою работу, основываясь на уважении и соблюдении свобод и прав граждан. Деятельность органов, которая ограничивает или нарушает данные условия, запрещается, потому что ущемление прав и свобод человека в демократическом государстве непозволительно.

При обращении гражданина к работнику полиции последний должен указать свое звание, занимаемую должность и фамилию, затем выслушать и принять необходимые действия в рамках своих компетенций или указать на того, чьих полномочий будет достаточно для решения вопроса.

Правовые основы организации деятельности полиции отражают, что приобретенные в ходе работы полиции сведения о личной жизни людей не могут распространяться без их согласия. Исключениями являются ситуаций, прописанные и зафиксированные в государственных актах.

Законность и беспристрастность

Правовая основа деятельности полиции определяется согласно принципу беспристрастности и законности. Произвольное ограничение свобод, прав, легитимных интересов людей и общественных объединений, учреждений, уполномоченных лиц не предусмотрено, оно возможно в рамках согласованного и установленного государственного акта.

Читайте так же:  Бесконтактная зарплатная карта

Работники внутренних органов при выполнении служебного долга не вправе оправдывать свои поступки либо их отсутствие, а также ссылаться на личную заинтересованность, экономическую эффективность, обстоятельства, указание или постановление вышестоящих уполномоченных лиц.

Внутренние органы обеспечивают равную защиту прав, свобод, интересов личности, вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, денежного или служебного положения, места жительства, вероисповедания, убеждений, причастности к группировкам, союзам или других обстоятельств.

Работнику полиции необходимо относиться с уважением к обычаям и традициям разных народов, принимать во внимание культурные и иные особенности разных этнических народностей, религиозных сообществ, межнациональных и межконфессиональных объединений.

Открытость и публичность

Правовая основа деятельности российской полиции сформирована на принципе открытости для граждан в пределах, установленных в государственных нормах уголовного права, оперативно-розыскной работы и административного права. При этом она не нарушает права человека и разных объединений.

Внутренние органы систематически уведомляют государственные (муниципальные) органы, граждан о выполненной ими работе через каналы СМИ, сеть Интернет. Также это реализуется путем предоставления исполнительным региональным органам власти, работникам муниципальных управлений и гражданам аналитической и статистической отчетности о деятельности уполномоченных органов.

Доверие и поддержка общества

Правовая основа деятельности полиции необходима для формирования доверия и поддержки со стороны общества к работе правоохранительных органов. Для граждан действия работников полиции должны быть максимально понятными и обоснованными.

При нарушении работником внутренних дел прав человека либо организаций он обязан на основании своих компетенций предпринять шаги для возобновления этих прав.

Мнение общества выступает важнейшим показателем для оценки работы внутренних органов, которыми выступают государственные структуры исполнительной власти, то есть полиция.

Взаимодействие и сотрудничество

Правовой основой деятельности полиции является сотрудничество с взаимодействием. При выполнении поставленной задачи сотрудники внутренних органов систематически взаимодействуют с правоохранительными структурами, государственными или муниципальными службами, разными объединениями, учреждениями и рядовыми гражданами.

Сотрудники для достижения максимальной эффективности в своей работе (при исполнении должностных обязанностей) могут обращаться к государственным либо муниципальным службам, разным объединениям, учреждениям в порядке, который установлен законом России.

Применение специальной техники и достижений науки

Правовая основа деятельности полиции включает согласованные положения о применении специальной техники, каналов связи, достижений науки и модифицированной системы лабораторных и испытательных приборов.

К основным видам технических устройств можно отнести приборы с видео-, аудио-, фотофиксацией. Они крайне необходимы при установлении обстоятельств совершения правонарушений и деталей на месте происшествия. Также благодаря техническим приборам осуществляется контроль действий работников полиции, которые выполняют возложенные на них обязанности.

Служебная работа

Правовые основы административной деятельности полиции крайне важны. Ведь деятельность внутренних органов предполагает властный характер и заключается в реализации полицией в рамках своих полномочий внешних административных, процедурных, юрисдикционных мероприятий, а также в проведении внутриорганизационной работы для осуществления надежного функционирования всех структур полиции.

В процессе своей работы органы полиции выполняют значительное количество административных функций, при реализации которых они, в соответствии со своими компетенциями, вступают в особые правовые взаимоотношения с государственными или муниципальными службами, разными объединениями, учреждениями или гражданами.

Административные задачи полиции выполняются в рамках административной работы, которая вместе с уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью относится к числу наиболее важных и емких по содержанию видов работ.

Буква закона

Характерная особенность, которая отличает правовые нормы внутренних органов от других структур, — большое число возможных субъектов правонарушений. Именно поэтому существует так много актов, регулирующих деятельность полиции. Ниже обозначим ключевые документы, закрепляющие определенные аспекты организационно-правовых основ деятельности полиции. Все они в содержательном плане отличаются друг от друга, потому что характеризуют разнонаправленные аспекты разрешаемых сотрудниками полиции задач.

Законодательство

Правовую основу деятельности полиции составляют следующие документы:

Контроль на посту

Определение «патрульно-постовая структура» на практике имеет два смысла. В первом значении понимается комплекс структур, подразделений, частей, которые осуществляют контроль обеспечения охраны порядка (безопасности) в общественных местах. Во втором варианте это понятие рассматривается как вид работы особых подразделений в полиции по пресечению преступных деяний с охраной порядка (безопасности) в общественных местах. Оба представленных описания с разных сторон раскрывают содержание понятия службы патрульно-постовой полиции.

Правовые основы деятельности патрульно-постовой службы полиции определяются Конституцией РФ, концепциями и актами МВД России, международными договорами, государственными конституционными нормами, президентскими и правительственными нормами.

В рамках рабочего режима выполняется подсчет групп и средств, распределяются наряды патрульных групп, занимающиеся обеспечением правопорядка. Все выполняемые функции во время дежурства закреплены приказом, общим распорядком осуществления правопорядка, графиком расстановки личного состава.

Помощь рядом

Участковые органы уполномоченных ведомств имеют большое значение для всей структуры внутренней службы. Они, находясь на дежурстве на определенном территориальном участке, выполняют работу по защите легитимных свобод, прав и интересов, как любого гражданина России, так и лиц, не получивших гражданство.

Правовая основа деятельности участковых уполномоченных полиции состоит из норм Конституции России, принципов, признанных во всем мире, ратифицированных международных договоров России, государственных конституционных норм, актов МВД России, а также государственных законов, президентских и правительственных актов. При выполнении рабочего задания участковый в рамках своих полномочий придерживается норм региональных органов, затрагивающих вопросы осуществления охраны порядка, общественной безопасности.

Одной из самых значимых и важных задач его деятельности является работа с заявлениями граждан по возникшим вопросам либо персональный прием. Эта деятельность является одним из основных методов конструктивного налаживания взаимоотношений участкового с различными общественными институтами. Вместе с тем она выступает способом реализации полномочий внутренних органов по оказанию помощи населению, защите законных свобод, прав, интересов каждого человека и предупреждению противоправных поступков.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://businessman.ru/printsipyi-i-organizatsionno-pravovyie-osnovyi-deyatelnosti-politsii.html

Основы работы полиции
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here