Международные правовые акты о трудовых спорах

Сегодня мы ответим на вопросы по теме: "Международные правовые акты о трудовых спорах" с профессиональной точки зрения с комментариями и выводами. Просьба все вопросы задавать дежурному специалисту.

Билет № 19. Основные международные правовые акты о труде

· Международно-правовое регулирование труда — установленная международным актом и ратифицированная государством система стандартов регулирования труда, оказывающая влияние на национальное трудовое законодательство

· П. 4 ст. 15 Конституции РФ: общепризнанные принципы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы

· П. 9 ППВС о применении ТК: 9. При рассмотрении трудовых дел суд обязан разрешать дела на основании …. общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, являющихся составной частью ее правовой системы.

Субъекты, осуществляющие регулирование:

ООН, МОТ, Совет Европы (акты, регулирующие трудовую деятельность)

· Устав ООН (ст. 55 этого документа указывает, что деятельность ООН содействует повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития);

· Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ст. 23 закрепляет право на труд, свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия труда, на защиту от безработицы, на равную оплату за равный труд без какой-либо дискриминации; на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное существование для работника и его семьи, право создавать профессиональные союзы, право на отдых);

· Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (ратифицирован СССР в 1973 г.) (ст. 6 указывает, что государства, ратифицировавшие этот документ, признают право на труд, включающее право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает и на который свободно соглашается).

· Конвенции МОТ, конкретизирующие положения указанных актов (из тех, что ратифицированы Россией):

§ Конвенция N 29 о принудительном или обязательном труде;

§ Конвенция N 47 о сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю;

§ Конвенция N 52 о ежегодных оплачиваемых отпусках;

§ Конвенция N 59 о минимальном возрасте приема детей на работу в промышленность;

§ Конвенция N 79 об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

§ Конвенция N 81 об инспекции труда в промышленности и торговле;

§ Конвенция N 87 о свободе ассоциации и защите права на организацию;

§ Конвенция N 95 об охране заработной платы;

§ Конвенция N 98 о применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров;

§ Конвенция N 100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности;

§ Конвенция N 103 об охране материнства;

§ Конвенция N 105 об упразднении принудительного труда;

§ Конвенция N 111 о дискриминации в области труда и занятий;

§ Конвенция N 120 о гигиене в торговле и промышленности;

§ Конвенция N 138 о минимальном возрасте для приема на работу;

§ Конвенция N 142 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов;

§ Конвенция N 148 о защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах;

§ Конвенция N 150 о регулировании вопросов труда: роль, функции и организация;

§ Конвенция N 155 о безопасности и гигиене труда и производственной среде;

§ Конвенция N 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов;

§ Конвенция N 160 о статистике труда;

§ Конвенция N 156 о трудящихся с семейными обязанностями;

§ Конвенция N 182 о запрещении наихудших форм детского труда;

· Рекомендации МОТ (не являются обязательными для исполнения)

Европейская Социальная хартия (пересмотренная) от 3 мая 1996 года (ратифицирована РФ, вступил в силу с 1 декабря 2009 года)

— право на труд, право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, право на справедливое вознаграждение, право мужчин и женщин на равную оплату труда, право на объединение в организации и право на заключение коллективных договоров (включая право на забастовку), право на социальное обеспечение;

право на равные возможности и равные условия в том, что касается занятости и профессии, без дискриминации по признаку пола; право трудящихся на то, чтобы их информировали и с ними консультировались в рамках предприятия; право трудящихся принимать участие в определении условий труда и производства на предприятии; право лиц преклонного возраста на социальную защиту.

Наиболее важный орган

МОТ — разрабатывает согласованную политику и программы, направленные на решение социально-бытовых проблем; разрабатывает и принимает международно-трудовые нормы для осуществления принятой политики; оказывает помощь странам — членам МОТ в решении проблем занятости и сокращения безработицы; защищает трудовые права человека, направленные на улучшение условий, охрану труда, взаимоотношение работников с работодателем, разрабатывает меры по особой защите в труде и занятости слабозащищенных групп населения.

Билет № 20. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

Охрана труда

— система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 ТК РФ)

Система охраны труда

:

· Производственная санитария

· Гигиена труда

· Электробезопасность

· Пожарная безопасность

· Промышленная безопасность

· Безопасность жизнедеятельности

· Управление безопасностью труда

· Управление профессиональными рисками

Положение о системе управления профессиональными рисками утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ТК РФ).

Правовая основа:

· Конвенция МОТ о безопасности и гигиене труда и производственной среде (№155; 1981)

· Ст. 2 ТК РФ, предусматривающая, что каждый работник имеет права на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, соответствующие требованиям охраны труда.

Читайте так же:  Как получить алименты после 18 лет

· Ст. 219 ТК РФ, предусматривает право работника на:

§ – рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

§ – обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством РФ;

§ – получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций:

а) об условиях и охране труда на рабочем месте;

б) о существующем риске повреждения здоровья;

в) о принимаемых мерах по его защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;

г) о полагающихся ему компенсациях за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда и средствах индивидуальной защиты.

§ – отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ, до устранения такой опасности;

§ – обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты работников в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;

§ – обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;

§ – дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;

§ – запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте ФОИВ, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другими федеральными органами осуществляющими государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, ОИВ, осуществляющими государственную экспертизу условий труда, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

§ – обращение в органы государственной власти РФ, ОГВ субъектов РФ и ОМСУ, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные

§ – органы по вопросам охраны труда;

§ – личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания;

§ – внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и на компенсации, установленные законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом), если он занят на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.

При невыполнении работодателем указанных обязанностей работник вправе, например, сделать запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте государственными органами соответствующего надзора и контроля или органами общественного контроля и принять лично или через своих представителей участие в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте.

· Ст. 220, содержит следующие гарантии:

§ Сохранение за работником места работы (должность) и среднего заработка, если на организацию наложено наказание в виде административного приостановления деятельности или в виде временного запрета деятельности (по причине нарушения государственных нормативных требований охраны труда не по вине работника)

§ Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда

§ Перевод работника на другую работу работодателем с его согласия, с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе (по причинам указанным в предыдущем пункте)

§ Работник вправе отказаться выполнять работу в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья (за исключением некоторых случаев). В таком случае работодатель обязан предоставить ему другую работу

§ Работник имеет право на оплату времени простоя в размере не менее 2/3 среднего заработка, если предоставление другой работы невозможно (ст. 157 ТК РФ)

§ Работник имеет право отказаться от выполнения работы, если он не обеспечен средствами индивидуальной и коллективной защиты. Работодатель не имеет право требовать от работника исполнения трудовых обязанностей в этом случае, и обязан оплатить время простоя. Отказ не влечет привлечение к дисциплинарной ответственности

§ Работник имеет право на возмещение вреда, причиненного при исполнении трудовых обязанностей в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (во взаимосвязи со ст. 184 ТК).

· Кроме того, государство обеспечивает организацию и осуществление федерального государственного надзора за их соблюдением и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований

В целях предупреждения и устранения нарушений законодательства об охране труда государство обеспечивает организацию и осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований охраны труда и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований.

Работодатель обязан обеспечить за свой счет приобретение, хранение, стирку, чистку, ремонт, дезинфекцию и обезвреживание средств индивидуальной защиты работников.

На работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты.

На работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание.

Так, работодатель обязан обеспечивать работнику безопасность и условия труда, отвечающие государственным нормативным требованиям охраны труда, а также обеспечить оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; Нарушение авторского права страницы

Источник: http://infopedia.su/16xa867.html

5.Международные правовые акты о трудовых спорах

Международно-правовые акты по трудовому праву, предусматривающие определенный порядок разрешения споров при коллективных переговорах, появились лишь после второй мировой войны.

Так, в 1949 г. МОТ приняла Конвенцию №98 о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров, которая предусматривает свободу и право ведения коллективных переговоров. В 1951 г.

МОТ приняла специальный акт по разрешению коллективных трудовых споров – Рекомендацию №92 о добровольном примирении и арбитраже.

Конвенция МОТ №154 и ее Рекомендация №163 1981 г. о коллективных переговорах предусмотрели порядок разрешения разногласий (споров) при ведении коллективных переговоров. Эти международно-правовые акты по коллективным трудовым спорам являются основой для разработки и принятия национального законодательства.

Читайте так же:  Призыв в армию с судимостью

6.Законодательство о трудовых спорах. Подзаконные нормативные акты о рассмотрении трудовых споров.

Конституция России в ст. 6, 7, 15, 17, 18, 19, 32, 37, 45, 46, 48 128 содержит основы порядка рассмотрения трудовых споров, которые конкретизированы в других законах.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется гл. 60 (ст. 381–397) ТК РФ.

Порядок разрешения коллективных споров регулируется Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. “О порядке разрешения коллективных трудовых споров” // СЗ РФ. 1995. №48. Ст. 4557 и гл. 61 (ст. 398-418) Кодекса.

Установленный гл. 60 ТК РФ порядок не распространяется на споры о досрочном освобождении от выборной платной должности работников общественных организаций и других объединений граждан по решению их органов, на споры судей, прокуроров, их заместителей и помощников, а также следователей прокуратуры и государственных служащих по вопросам перевода, увольнения (в том числе изменения даты и формулировки причин увольнения), оплаты вынужденного прогула при восстановлении на работе и наложения на них дисциплинарных взысканий. Особенности рассмотрения этих споров устанавливаются иными законодательными актами, в частности специальными законами об этих категориях работников. Но государственные служащие могут со спором обратиться и в суд, так как ст. 9 установлена альтернативная подведомственность споров по их выбору.

При рассмотрении трудовых споров суд применяет не только соответствующие нормы трудового, но и гражданского процессуального права (ст. 3-6, 17, 25, 39, 80, 126, 141, 144, 197, 210 и 407 ГПК РФ).

Большое значение для единообразного применения законодательства при рассмотрении индивидуальных трудовых споров имеют руководящие постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Эти акты не являются источниками права. Но это – вид судебного толкования трудового законодательства, дающий судам руководящие разъяснения по единообразному его применению по конкретным нормам. Во многих случаях эти постановления восполняют пробелы трудового законодательства. Так, есть постановления Пленума Верховного Суда РСФСР по применению судами норм о труде женщин (1990 г.) и о труде молодежи (1993 г.) (Бюллетень Верховного Суда РФ. 1991. №3; 1993. №9) от 20 декабря 1994 г. “Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда” (там же. 1995. №3. С. 9), от 28 апреля 1994 г. №3 “О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья” (там же. 1994. №7).

Для применения норм трудового права при разрешении трудовых споров определенное значение имеют соответствующие решения Конституционного Суда России, а также обобщения судебной практики по трудовым делам (см., например, Комментарий судебной практики. Вып. 2. М., 1995, с. 3–41).

— Постановления Правительства РФ;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

— Нормативные акты Министерств и иных федеральных органов исполнительной власти:

а. Приказ Минздравсоцразвития РФ №180н от 01.03.2012 г. «Об утверждении административного регламента, предоставления Фед.службой по труду и занятости государственной услуги по регистрации в уведомительном порядке коллективных трудовых споров»

б. Приказ Минздравсоцразвития РФ «223н от 13.03.2012 г. «Об утверждении Административного регламента предоставления гос.услуги по содействию в урегулировании коллективных трудовых споров.»

в. Постановление Министерства труда и социального развития РФ №57 от 14.08.2002 г. «Об утвреждении рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссии».

г. Постановление —//— №58 от 14.08.2002 г. «Об —//— с участием посредников».

д. Постановление —//— №58 от 14.08.2002 г. «Об —//— в трудовом арбитраже».

— Нормативные акты субъектов РФ (Например, Закон г.Москвы «О социальном партнерстве в г.Москве» от 11.11.2009 г.

— Соглашения (Например, Московское трёхстороннее соглашение между Московскими объединениями Профсоюзов, работодателей и Правительства г.Москвы на 2013-2015 год.)

Источник: http://studfile.net/preview/3649055/page:5/

9.Международно-правовые акты, регламентирующие процедуры рассмотрения трудовых споров. Международно-правовые акты, регламентирующие процедуры рассмотрения и разрешения трудовых споров

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Следовательно, в случае возникновения коллизии между нормами национального законодательства и международного права применяются нормы международного права. В то же время признание приоритета принципов и норм международного права не может служить основанием для игнорирования положений Конституции РФ. Нормы международного права применимы в России лишь постольку, поскольку это не противоречит Конституции РФ.

Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (ст. 22) закреплена норма о том, что, если международный договор содержит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции РФ, решение о подписании такого договора возможно только после внесения поправок в Конституцию РФ или пересмотра ее положений в установленном порядке.

В связи с этим важнейшее значение имеют международноправовые акты, затрагивающие вопросы рассмотрения трудовых споров. Прежде всего это конвенции и рекомендации МОТ.

Рекомендация МОТ № 130 «О рассмотрении жалоб на предприятии с целью их разрешения» от 29 июня 1967 г. определяет порядок разрешения индивидуальных трудовых споров и его основные принципы (доступность без ущерба для обратившегося с жалобой, своевременность рассмотрения требования, установление порядка его рассмотрения коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, которые могут предусмотреть и порядок рассмотрения жалоб). Рекомендация ориентирует на урегулирование конфликта путем непосредственных переговоров между спорящими сторонами в рамках организации. Однако подача жалобы не ограничивает право на обращение с трудовым спором в какой-либо другой компетентный орган по труду, в трудовой суд или иной орган судебной власти. Данный международный принцип защиты трудовых прав и законных интересов признает большинство государств.

Конвенция МОТ № 158 «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя» от 2 июня 1982 г. предусматривает возможность и процедуру обжалования увольнения. При этом трудящийся вправе обратиться с жалобой на решение об увольнении в такие органы, как суд, трибунал по трудовым вопросам, арбитражный комитет или к арбитру.

Рекомендация МОТ № 92 «О добровольном примирении и арбитраже» от 29 июня 1951 г. устанавливает, что в целях предупреждения и разрешения трудовых конфликтов между предпринимателями и трудящимися должны создаваться органы по добровольному примирению, куда необходимо включать равное число представителей от предпринимателей и трудящихся. Примирительная процедура должна быть бесплатной и оперативной. Конфликт может быть передан на разрешение арбитражного органа. Если по соглашению между сторонами конфликт передан на разрешение арбитражного органа, то сторонам следует рекомендовать воздерживаться от забастовок и локаутов в течение времени рассмотрения вопроса арбитражным органом и признать его решение.

Читайте так же:  Как оформить списание недостачи при инвентаризации

Источник: http://studfile.net/preview/6705261/page:12/

9.Международно-правовые акты, регламентирующие процедуры рассмотрения трудовых споров. Международно-правовые акты, регламентирующие процедуры рассмотрения и разрешения трудовых споров

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Следовательно, в случае возникновения коллизии между нормами национального законодательства и международного права применяются нормы международного права. В то же время признание приоритета принципов и норм международного права не может служить основанием для игнорирования положений Конституции РФ. Нормы международного права применимы в России лишь постольку, поскольку это не противоречит Конституции РФ.

Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (ст. 22) закреплена норма о том, что, если международный договор содержит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции РФ, решение о подписании такого договора возможно только после внесения поправок в Конституцию РФ или пересмотра ее положений в установленном порядке.

В связи с этим важнейшее значение имеют международноправовые акты, затрагивающие вопросы рассмотрения трудовых споров. Прежде всего это конвенции и рекомендации МОТ.

Рекомендация МОТ № 130 «О рассмотрении жалоб на предприятии с целью их разрешения» от 29 июня 1967 г. определяет порядок разрешения индивидуальных трудовых споров и его основные принципы (доступность без ущерба для обратившегося с жалобой, своевременность рассмотрения требования, установление порядка его рассмотрения коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, которые могут предусмотреть и порядок рассмотрения жалоб). Рекомендация ориентирует на урегулирование конфликта путем непосредственных переговоров между спорящими сторонами в рамках организации. Однако подача жалобы не ограничивает право на обращение с трудовым спором в какой-либо другой компетентный орган по труду, в трудовой суд или иной орган судебной власти. Данный международный принцип защиты трудовых прав и законных интересов признает большинство государств.

Конвенция МОТ № 158 «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя» от 2 июня 1982 г. предусматривает возможность и процедуру обжалования увольнения. При этом трудящийся вправе обратиться с жалобой на решение об увольнении в такие органы, как суд, трибунал по трудовым вопросам, арбитражный комитет или к арбитру.

Рекомендация МОТ № 92 «О добровольном примирении и арбитраже» от 29 июня 1951 г. устанавливает, что в целях предупреждения и разрешения трудовых конфликтов между предпринимателями и трудящимися должны создаваться органы по добровольному примирению, куда необходимо включать равное число представителей от предпринимателей и трудящихся. Примирительная процедура должна быть бесплатной и оперативной. Конфликт может быть передан на разрешение арбитражного органа. Если по соглашению между сторонами конфликт передан на разрешение арбитражного органа, то сторонам следует рекомендовать воздерживаться от забастовок и локаутов в течение времени рассмотрения вопроса арбитражным органом и признать его решение.

Источник: http://studfile.net/preview/10075977/page:12/

Международные трудовые споры

Международно-правовое регулирование трудовых споров

Международные правовые акты, в которых урегулирован порядок рассмотрения трудовых споров, появляются в середине ХХ века. Как правило, они относятся к разрешению коллективных трудовых споров, вязанных с соблюдением и улучшением социально-экономических прав работников.

Основные виды международных актов, регулирующих порядок трудовых споров:

  • Конвенция Международной организации труда № 98. Предусматривает право проведения коллективных переговоров между работниками и работодателем;
  • Рекомендация Международной организации труда №92, регулирующая порядок примирения сторон коллективного трудового спора;
  • Конвенция Международной организации труда №154 о правилах проведения коллективных переговоров.

Указанные международные акты учитываются при разработке национального законодательства, регулирующего трудовые споры, в том числе и Трудового Кодекса РФ. Международное законодательство направлено на расширение применения мировых соглашения при урегулировании трудовых споров.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Основные средства решения трудового спора в соответствии с международным законодательство:

  • мировое соглашение;
  • экономическое давление (забастовки и промышленные акции);
  • процедуры медиации;
  • использование коллективных трудовых переговоров;
  • судебное решение.

При этом предпочтение отдается внесудебным процедурам, основанным на переговорном процессе, позволяющим найти компромисс между интересами работников и работодателей.

Совокупность международных правовых актов в области регулирования трудовых правоотношений и решения трудовых споров получила название международных трудовых стандартов.

Выделяют следующие типы международных правовых стандартов:

  • нормы международного права, являющиеся общепризнанными (императивные);
  • нормы международных договоров с участием РФ;
  • рекомендации в сфере трудового права, принимаемые международными организациями;
  • международные конвенции и оговоры в области трудового договора, к которым России не присоединилась.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

При рассмотрении трудовых споров, суды учитывают международные трудовые стандарты.

Порядок рассмотрения трудовых споров с участием иностранных граждан

Иностранные работники имеют право на защиту своих трудовых интересов наравне с гражданами России. На них распространяются правила российского трудового законодательства, за исключением тех случаев, когда в международном договоре предусмотрено иное.

Трудовые споры с участием иностранных граждан могут быть рассмотрены:

  • в досудебном порядке;
  • во внесудебном порядке, в том числе в органах федеральной инспекции труда;
  • в судебном порядке.

Трудовые споры по заявлению иностранных граждан рассматриваются судами РФ в следующих случаях:

  • работодатель находится на территории РФ;
  • на территории России находится представительство иностранной компании – ответчика;
  • ответчик имеет имущество на территории России;
  • в основании иска лежит трудовой договор или договор гражданского характера на выполнение работ (услуг), которые должны быть выполнены на территории России;
  • трудовой спор связан с требованием возмещения вреда, причиненного на территории России.

По согласию сторон подсудность может быть изменена.

При рассмотрении трудового спора с участием иностранных лиц в качестве письменных доказательств могут быть использованы документы иностранных государства, которые подлежат легализации. В соответствии с положениями Гаагской Конвенции легализация осуществляется путем проставления апостиля. Перевод документов на русский язык обязателен.

Читайте так же:  Работа на соискание ученой степени

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источник: http://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/trudovoy_spor/mezhdunarodnye_trudovye_spory/

Роль международных нормативно-правовых актов в регулировании трудовых отношений в Российской Федерации

Рубрика: Юриспруденция

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(65)

Роль международных нормативно-правовых актов в регулировании трудовых отношений в Российской Федерации

Аннотация. Российская Федерация, являясь участником различных международных объединений и организаций, обязана осуществлять национальное правовое регулирование согласно общепринятым принципам и нормам международного права, в том числе сфере трудовых отношений. В настоящей статье будет рассмотрен вопрос значения и влияния международных нормативно – правовых актов на формирование российской правовой системы, в частности отрасли трудового права.

Ключевые слова: международные нормативно – правовые акты, трудовое право России, влияние норм международного права на российское законодательство.

Keywords: international legal acts, Russian labour law, impact of international law on Russian legislation.

Российская Федерация имеет значительный перечень ратифицированных договоров международного характера, в том числе в области трудовых отношений. Данное обстоятельство обусловлено, прежде всего, наличием заинтересованности в нормативном закреплении и соблюдении общепризнанных принципов и норммеждународного права в Российской Федерации.

Трудовые отношения всегда были важной сферой правового регулирования российской законодательства. Правовое регулирование, основанное не только на актах национального законодательства, но и международного права, позволяет существенно снизить вероятность нарушения прав как работников, так и работодателей.

Трудовой кодекс Российской Федерации является центральным и основополагающим источником правового регулирования трудовых отношений. Особую важность имеет факт закрепления в нем положений о статусе международные актов и договоров, заключенных и ратифицированных в Российской Федерации.

В частности, в статье 10 Трудового кодекса РФ [1] сформулировано значение международных правовых актов в правовой системе Российской Федерации: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.

Не менее важным нормативно – правовым актом российского законодательства, посвященным обозначению статуса международных договоров Российской Федерации, является Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» [2], которым установлено, что международные договоры – существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства. Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права – принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

Кроме того, высшим судебным органом Российской Федерации – Верховным судом в Постановлении Пленума от 28.12.2006 г. № 63 «О внесении изменений и дополнений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»[3] также подчеркнута значимость норм международного права в сфере трудовых отношений и установлено следующее: «если суд при разрешении трудового спора установит, что нормативный правовой акт, подлежащий применению, не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим наибольшую юридическую силу (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ, ст. 5 ТК РФ, ч. 2 ст. 11 ГПК РФ)».

Международные договоры могут иметь различные названия и форму: соглашение, протокол, договор, декларация, трактат, конвенция, рекомендация, коммюнике, пакт, хартия и иные виды договоров, предусмотренные международным правом. При этом различные названия и форма не влияют на юридическую силу международного договора как такового [4].

Проанализировав действующие и ратифицированные в Российской Федерации международные правовые акты в сфере трудовых отношений, необходимо выделить две основные категории – акты Организации объединенных наций (ООН) и Международной организации труда (МОТ).

В первую категорию входят такие международные документы как Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Нации резолюцией 217 А (III) от 10.12.1948 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах(Нью-Йорк, 16.12.1966 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16.12.1966 г.).

Безусловно, роль каждого из вышеуказанных международных нормативных правовых актов как источника российского законодательства трудно недооценить. Практически любой российский закон, касающийся правового регулирования трудовых отношений, содержит в себе нормы из международных актов ООН.

Вторую категорию образуют документы Международной Организации Труда:Филадельфийская декларация (Филадельфия, 10.05.1944 г.), Декларация об основополагающих принципах и правах в сфере труда (Женева, 18.06.1998 г.).

Исследуем влияние международных правовых актов на формирование российского законодательства в сфере трудового права, в частности, Трудового кодекса РФ.

К примеру, в статье 24 Всеобщей декларация прав человека [5]содержится норма следующего содержания: «каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск».

В свою очередь, в части 5 статьи 37 Конституции Российской Федерации [6] указано: «Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск».

Также, в статьях 106-107 Трудового кодекса РФ указано на право работника на отдых и его виды, в том числе отпуск.

Таким образом, можно сделать вывод о значительном влиянии норм международных правовых актов на российское законодательство, в том числе посредством наличия схожих норм правового регулирования различных институтов трудовых отношений.

Другим аналогичным примером отражения норм международного права в российском законодательстве может послужить содержание пункта bстатьи 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах [7], которым закреплено право работника на условия труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Так, в части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации указано:«каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены».

В Трудовом кодексе Российской Федерации в статье 2 также закреплено обеспечение работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.

Читайте так же:  Алименты документы в бухгалтерию

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод осложившейся практике нормативного закрепления вроссийском законодательстве положений международных нормативно – правовых актов, что обуславливает высокую значимость и влияние последних на российскую правовую систему в сфере трудовых отношений.

Учитывая активную интеграцию в Российской Федерации различных международных институтов, в том числев сфере трудовых отношений, можно сделать следующий прогноз: роль и значение международных нормативно – правовых актов для формирования российских законодательных актов будет возрастать, что в свою очередь сделает необходимым созданиеконструктивных и эффективных механизмовконтроля за исполнением закрепленных в российском национальном законодательстве норм международного права.

Источник: http://nauchforum.ru/journal/stud/65/50111

Трудовые споры

Понятие трудовых споров

Исполняя свои трудовые обязанности, работник имеет право на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов. Конституция РФ и трудовое законодательство признают за работником право разрешать индивидуальные и коллективные трудовые споры, используя установленные законодательством способы их разрешения.

Трудовым спором считается разногласие между работодателем и работниками по вопросам регулирования трудовых отношений, которые поступают на разрешение специального юрисдикционного органа.

Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров регламентируется гл. 60 ТК РФ, коллективных – гл. 61 ТК РФ.

Традиционно причиной трудового спора являются трудовые правонарушения.

Динамику возникновения трудового спора можно представить следующим образом:

  • трудовое правонарушение;
  • разногласие субъектов – различная оценка возникшего правонарушения;
  • попытка урегулировать спор самостоятельно с помощью переговоров;
  • обращение в специальный орган по разрешению трудовых споров.

Бывает так, что трудовой спор возникает и без правонарушения. Это происходит в тех случаях, если субъект обратился в юрисдикционный орган с просьбой оспорить отказ другого субъекта в установлении новых или изменении существующих социально-экономических условий труда.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Классификация и виды трудовых споров

Все трудовые споры классифицируются по различным основаниям.

По спорящим субъектам трудовые споры бывают:

  • индивидуальные (если затрагиваются интересы отдельных работников);
  • коллективные (когда затрагиваются интересы всего коллектива).

Трудовые споры по правоотношениям бывают:

  • возникающие в результате нарушения трудовых отношений;
  • возникающие из правонарушения отношений, связанных с трудовыми.

По характеру спора бывают:

  • споры о применении норм трудового законодательства (в т.ч. и о заключении, изменении или выполнении коллективных договоров и соглашений);
  • споры об установлении либо изменении существующих условий труда.

Виды трудовых споров по предмету спора:

  • споры о признании права, которое нарушается другой стороной договора;
  • споры о присуждении выплат и возмещении вреда.

По способу разрешения трудовые споры бывают:

  • исковые;
  • споры неискового характера.

К исковым спорам относят разногласия, которые возникают в связи с применением нормативных актов, договоров и соглашений о труде. Во время их разрешения работник предъявляет иск, которым хочет добиться восстановления его нарушенных прав. Эти споры индивидуальны, рассматриваются комиссией по трудовым спорам, вышестоящими органами и судами.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Споры неискового характера – это разногласия, которые возникают в результате изменения действующих или установленных новых условий труда. Неисковый характер всегда присущ коллективным трудовым спорам, поэтому их разрешают в особой процессуальной форме.

Виды органов, способных разрешить трудовой спор

Индивидуальные трудовые споры могут быть рассмотрены комиссиями по трудовым спорам либо судом. Решая, где должен быть разрешен возникший индивидуальный трудовой спор – в комиссии по трудовым спорам или в суде, следует исходить из подведомственности возникшего спора.

Подведомственностью трудового спора является распределение компетенции по их разрешению между органами, которые наделены правом рассматривать данные споры и выносить соответствующие решения. Правильное определение подведомственности трудового спора имеет важное значение, потому что разрешение спора некомпетентным органом не имеет юридической силы и не может быть исполнено.

Говоря о подведомственности трудовых споров, целесообразно делить их на споры, рассматриваемые:

  • в общем порядке комиссией по трудовым спорам;
  • в суде.

Отнесение трудового спора к одной из этих групп говорит о том, что остальные органы некомпетентны и неправомочны рассматривать данный спор, либо могут рассмотреть его только после того, как он будет рассмотрен комиссией по трудовым спорам.

Государство и правоохранительные органы обязаны защищать права работников. Поэтому, если нарушены права работника, то он имеет полное право на квалифицированную юридическую помощь и на защиту нарушенного права в суде.

Коллективным трудовым спором являются неурегулированные разногласия между работниками и работодателем или же его представителями по поводу изменения условий труда, заработной платы, изменения выполнения коллективных договоров и соглашений.

Работодатели обязаны рассмотреть все требования работников.

Этапы разрешения коллективного трудового спора:

  • рассмотрение возникшего коллективного трудового спора примирительной комиссией;
  • рассмотрение коллективного трудового спора при помощи посредника;
  • рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

Рисунок 1. Органы, рассматривающие трудовые споры

Трудовым законодательством, а в частности ст. 407 ТК РФ закреплено урегулирование коллективных трудовых споров специальной службой, создаваемой в системе государственных органов федеральной или муниципальной власти. Функции службы по урегулированию коллективных трудовых споров следующие:

  • осуществлять регистрацию коллективных трудовых споров;
  • проверять полномочия представителей сторон коллективного трудового спора, если в этом есть необходимость;
  • формировать список трудовых арбитров и проводить их подготовку;
  • выявлять причины, послужившие возникновению коллективных трудовых споров;
  • оказывать методическую помощь сторонам на всех этапах разрешения спора;
  • организовывать финансирование примирительных процедур;
  • способствовать взаимодействию представителей работников и работодателей с органами государственной власти и местного самоуправления.

Если между сторонами коллективного трудового спора достигнуто соглашение, оно оформляется в письменной форме и обладает обязательной силой для его сторон.

Если соглашение не достигнуто и коллективный трудовой спор не разрешен, работники, в соответствии с законодательством, имеют право прибегнуть к забастовке.

Право на забастовку, ее порядок, обязанности сторон, гарантии, правовое положение работников и запрет незаконных забастовок регламентируются Трудовым кодексом РФ.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/trudovye_spory/

Международные правовые акты о трудовых спорах
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here