Методы управления охраной труда на предприятии

Сегодня мы ответим на вопросы по теме: "Методы управления охраной труда на предприятии" с профессиональной точки зрения с комментариями и выводами. Просьба все вопросы задавать дежурному специалисту.

В Поездку

Все для локомотивной бригады

Организация управления охраной труда на предприятии

  • Основные элементы системы управления охраной труда в ОАО «РЖД»
  • Основные цели и задачи системы управления охраной труда (СУОТ) в ОАО «РЖД»
  • Организация работ по охране труда
  • Совершенствование СУОТ.Внедрение новых методов СУОТ в ОАО «РЖД»
  • Организация контроля и порядок его проведения
  • КСОТ-П
  • Политика ОАО «РЖД» в области охраны труда
  • Профессиональные риски

Основные элементу системы управления охраной труда (СУОТ) в ОАО «РЖД»:

  • политика в области охраны труда;
  • организация работ по охране труда;
  • основные функции по осуществлению политики ОАО «РЖД» в области охраны труда, оценке и управлению профессиональными рисками, достижению целей и решению задач СУОТ;
  • оценка состояния охраны труда и эффективность функционирования СУОТ;
  • совершенствование СУОТ.

Основные элементы системы управления охраной труда в ОАО «РЖД» показаны на рисунке 1.

Рисунок 1 – Основные элементы системы управления охраной труда в ОАО «РЖД»

Основные цели системы управления охраной труда:

  • Повышение эффективности управления охраной труда;
  • Создание безопасных и благоприятных условий труда;
  • Предупреждение и сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
  • Снижение размера финансовых расходов и потерь от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • Привлечение к участию в управлении охраной труда работников и их представителей;
  • Формирование корпоративной культуры охраны труда и пропаганда здорового образа жизни.

Основные задачи системы управления охраной труда:

  • Обеспечение безопасности технологических процессов;
  • Обеспечение безопасной эксплуатации производственного оборудования, железнодорожного подвижного состава и автотранспорта;
  • Обеспечение безопасной эксплуатации зданий, строений и сооружений инфраструктуры;
  • Обеспечение безопасности и улучшение труда работников;
  • Обеспечение работников СИЗ, имеющими декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия;
  • Обеспечение санитарно-бытовым и лечебно-профилактическим обслуживанием работников;
  • Обучение работников по охране труда и совершенствование форм и методов обучения;
  • Информационное обеспечение в области охраны труда;
  • Проведение научных исследований в области охраны труда.

Организация работ по охране труда.

Организация работ по охране труда в СУОТ регламентируют стандартами, правилами, положениями и другими нормативными документами по охране труда ОАО «РЖД».

Организация работ по охране труда предусматривает:

  • разработку и совершенствование структуры управления охраной труда в ОАО «РЖД»;
  • установление обязанностей руководителей и специалистов ОАО «РЖД»;
  • установление порядка проведения работ подрядными организациями;
  • установление порядка проведения работ на территориях и объектах сторонних организаций;
  • установление порядка мотивации и стимулирования работников за работой по охране труда.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Совершенствование системы управления охраной труда. Внедрение новых методов СУОТ в ОАО «РЖД».

Совершенствование СУОТ осуществляет руководство ОАО «РЖД» путем принятия управляющих и корректирующих воздействий на соответствующие элементы системы управления охраной труда и СУОТ в целом.

Мероприятия по совершенствованию СУОТ и ее соответствующих элементов должны учитывать:

  • цели по охране труда;
  • результаты выявленных опасностей и оценки профессиональных рисков;
  • результаты расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выявленных случаев ухудшения здоровья, болезней и других опасных происшествий, связанных с производственной деятельностью;
  • результаты проверок, наблюдения, анализа, учета условий и охраны труда;
  • результаты анализа руководством эффективности функционирования СУОТ;
  • предложения по совершенствованию, поступающие от руководителей всех уровней управления, работников общества, включая членов комитетов (комиссий) по охране труда и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда;
  • изменения в законодательных и нормативных правовых актах по охране труда;
  • передовой отечественный и зарубежный опыт в области улучшения условий и охраны труда.

По результатам анализа эффективности СУОТ принимают решения, направленные на ее совершенствование, которые оформляют протоколом совещания у президента ОАО «РЖД», первых вице-президентов ОАО «РЖД», старшего вице-президента, организующего работы по охране труда, протоколом заседания правления ОАО «РЖД» и, при необходимости, приказом, распоряжением ОАО «РЖД».
Руководители подразделений аппарата управления ОАО «РЖД», филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» распорядительным документом назначают ответственных за выполнение решений совещания, заседания правления, приказа, распоряжения ОАО «РЖД» и организуют разработку мероприятий по выполнению принятых решений.

Организация контроля и порядок его проведения.

Контроль состояния охраны труда в подразделениях ОАО «РЖД» включает внутренний аудит, комплексные, целевые, оперативные проверки и многоуровневый контроль при комплексной системе оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П), а также контроль функционирования СУОТ.
Контроль состояния охраны труда в ОАО «РЖД» осуществляют руководители и специалисты ЦБТ, филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД», НБТ, региональных дирекций и структурных подразделений в порядке, установленном организационно-распорядительными документами ОАО «РЖД».
Контроль функционирования СУОТ осуществляют одновременно с контролем соблюдения требований охраны труда.
Результаты проверок оформляют актами, а внутренних аудитов – протоколами и отчетами, которые доводят до руководителей проверяемых подразделений.

В актах проверок (аудитов) отражают:

  • Нарушения и недостатки, выявленные в процессе проверки;
  • Эффективность функционирования элементов СУОТ в проверяемом подразделении;
  • Результативность деятельности руководителей проверяемых подразделений;
  • Соответствие проводимых в подразделении мероприятий принятой политике, поставленным целям и задачам СУОТ;
  • Соответствие организации работ по охране труда трудовому законодательству, нормативным правовым актам Российской Федерации и нормативным документам ОАО «РЖД»;
  • Эффективность участия работников подразделения в управлении охраной труда, проводимых проверках и анализе их результатов;
  • Рекомендации по повышению эффективности и совершенствованию СУОТ.

Надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда и трудового законодательства в ОАО «РЖД» проводят федеральные органы исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда в ОАО «РЖД» осуществляет РОСПРОФЖЕЛ, техническая инспекция труда профсоюза, внештатные технические инспекторы труда, комитеты (комиссии) по охране труда и уполномоченные (доверенные) лица по охране труда.

КСОТ — П
Комплексная система оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П) включает в себя 3 ступени контроля.

Ежедневный (ежесменный) контроль

– проводят непосредственно сами рабочие. Результаты контроля вносятся в ведомость несоответствий и визуально отражаются в бланке КСОТ-П путем закрашивания одной ячейки соответствующим цветом (зеленым, синим, желтым, оранжевым или красным цветом) (Таблица №2). Также в бланк КСОТ-П вносятся данные о количестве дней работы подразделения без травм. Заполненные ведомости рассматривает руководитель производственного подразделения при проведении ежемесячного и руководитель структурного подразделения при проведении ежеквартального контроля, для принятия необходимых мер по устранению выявленных нарушений. Ведомости и бланки КСОТ-П размещаются на специальных стендах или в уголках по охране труда. По завершению месяца заполненные бланки КСОТ-П и ведомости несоответствий (Таблица №3) не позднее 3 числа, направляются специалисту по охране труда структурного подразделения, а копии хранятся у руководителя производственного подразделения.
Перечень опасностей и предупреждений для ежедневной (ежесменной) оценки состояния охраны труда приведены в таблице №2.

Читайте так же:  Уведомление центра занятости о сокращении работника

Таблица №2.
Ведомость несоответствий

Таблица 3

Ежемесячный контроль

— проводит руководитель производственного подразделения. В проверке может принимать участие уполномоченный по охране труда. По результатам проверки заполняется контрольный лист №1 (Таблица №4) и хранятся у руководителя производственного подразделения в течение года в одной папке с ведомостями несоответствия и бланками КСОТ-П.

Таблица 4

Ежеквартальный контроль

Сводный отчет направляется в региональную дирекцию для дальнейшего анализа, принятия мер и разработки корректирующих мероприятий, не позднее 10 числа месяца следующим за отчетным периодом. После анализа полученных результатов дирекция направляет информацию в службу охраны труда и промышленной безопасности железной дороги ив установленном порядке центральные дирекции, для осуществления контроля и профилактической работы в срок до 15 числа месяца следующим за отчетным периодом.

Политика ОАО «РЖД» в области охраны труда.

Политика в области охраны труда ОАО РЖД» построена на основе государственной политики в области охраны труда, установленной статьей 210 Трудового кодекса Российской Федерации, с учетом политики ОАО «РЖД», специфики производственной деятельности и включает в себя основные направления политики, основные цели и задачи, участие работников в управлении охраной труда.

Основные направления политики в области охраны труда ОАО «РЖД»:

В соответствии с основными направлениями политики в области охраны труда
ОАО «РЖД» определяет основные цели и задачи для определенного периода времени с учетом выявленных опасностей и профессиональных рисков, результатов анализа производственного травматизма, профессиональных заболеваний, а также изменяющихся потребностей и приоритетов.
Политику в области охраны труда ОАО «РЖД» периодически анализируют, корректируют, оформляют документально, одобряют на заседании правления ОАО «РЖД» и доводят до сведения всех работников, конкретизируют в разделе «Улучшение условий и охраны труда» коллективного договора, а также количественно отражают в программах и планах мероприятий по улучшению условий и охраны труда и предусматривают необходимое финансирование для их реализации.

Профессиональные риски

В ОАО «РЖД» , исходя из специфики деятельности филиалов, устанавливают порядок реализации следующих мер по управлению профессиональными рисками:

  • выявление опасностей;
  • расчет и оценка значений профессиональных рисков;
  • мероприятия по снижению значений профессиональных рисков.

Перечни (классификаторы) опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, устанавливают с учетом особенностей и специфики выполняемых работ в филиалах ОАО «РЖД».
Расчет и оценку профессиональных рисков проводят для рабочего места, профессии и технологического процесса. Оценку профессиональных рисков проводят для подразделений ОАО «РЖД» на всех уровнях управления.

Руководители филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД», региональных дирекций и структурных подразделений назначают должностных лиц, ответственных за проведение идентификации опасностей и оценку рисков, а также устанавливают обязанности должностных лиц, на которых возложена ответственность по управлению рисками в структурных подразделениях с привлечением службы (специалиста) охраны труда, комитета (комиссии) по охране труда, работников или уполномоченных ими выборных профсоюзных органов.
Процедуры выявления опасностей и оценки профессиональных рисков необходимо постоянно совершенствовать и поддерживать в рабочем состоянии с целью обеспечения эффективной реализации мер по их снижению.

Снижение значений профессиональных рисков осуществляют следующими мерами:

  • Исключение выполнения опасной работы, операции;
  • Замена опасной работы, технологического процесса (операции) менее опасной;
  • Реализация и внедрение технических средств и методов ограничения времени воздействия опасностей на работников;
  • Использование административных методов ограничения времени воздействия опасностей на работников;
  • Использование средств индивидуальной и коллективной защиты.

Источник: http://xn--80abla7dhnr.xn--p1ai/%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4/

Охрана труда

Субъекты, объекты, функции управления

Органы (субъекты) управления охраной труда призваны материализовать цели и задачи управления, используя для этого соответствующие методы и механизмы.

Главными органами (субъектами) управления являются руководитель предприятия (начальник, директор, управляющий), его заместители и помощники по заведованиям. В функциональных отделах (службах), производственных и структурных подразделениях, на конкретных участках, в качестве субъектов управления выступают руководители соответствующих отделов (служб), подразделений и руководители конкретных (перегрузочных, ремонтных, строительных, судовых) работ и терминальных комплексов, другие организаторы и производители работ.

В качестве объекта управления различные авторы называют непосредственно условия труда, деятельность функциональных служб и структурных подразделений по обеспечению безопасных и безвредных условий на рабочих местах, производственных участках, в цехах и на предприятии в целом, риски повреждения здоровья работников предприятия вследствие воздействия на них опасностей, создаваемых производственными процессами и оборудованием.

По-видимому, правильно будет, если рассматривать в качестве объектов управления все слагаемые, формирующие охрану труда, и, в первую очередь, деятельность человека или трудового коллектива, как поддающиеся управлению, а человек и коллектив (персонал), кроме того, ещё и обучению. То-есть, главным объектом управления, безусловно, является человек, а также риски, связанные с его деятельностью и неадекватными действиями.

Функции управления. Инициирующие воздействия органа управления на управляемые объекты осуществляются посредством реализации определенных функций, направленных на решение конкретных задач, вытекающих из анализа поступающей информации о состоянии охраны труда на рабочих местах, производственных участках и в цехах, в целом на предприятии.

Решение задач обеспечения профессиональной безопасности, достижение целей СУОТ в рамках функционального подхода реализуется выполнением более, чем 20-ти функций, вытекающих из требований соответствующих статей Закона Об охране труда и других НПА.

При этом различают:

  1. общие управленческие функции, определяющие состояние и развитие системы;
  2. специальные общеорганизационные функции, обеспечивающие организацию воздействия на отдельные факторы функционирования производства;
  3. вспомогательные функции, обеспечивающие обслуживание процессов общего и специального управления.

Распределение функций управления между субъектами управления является специфическим для каждого конкретного предприятия. Оно зависит от масштабов и характера производства, состава подразделений и других особенностей.

При процессном подходе многие функции могут быть представлены соответствующими процессами. Но в любом случае (при функциональном, процессном или процессно-функциональном подходах) такие категории как организация и координация работы, прогнозирование и планирование, учёт, оценка, анализ состояния ОТ и функционирования СУОТ, управление персоналом и мотивационное регулирование, осуществление контрольно-надзорной деятельности и ряд других должны найти отражение в СУОТ в виде общих, специальных или вспомогательных функций либо в виде основных, управленческих или поддерживающих процессов (подпроцессов, субпроцессов).

Методы управления

Методы управления характеризуется совокупностью целенаправленных воздействий органов (субъектов) управления на объекты управления с целью решения поставленных задач.

Управляющие воздействия (регулирование) с целью реализации принятых решений по отдельным процессам, задачам и функциям управления охраной труда могут осуществляться при помощи следующих мер:

  1. административных (организационно-распорядительных);
  2. мотивационных (экономические, моральные, материальные и др. стимулы);
  3. социально-психологических; -комбинированных.
Читайте так же:  Дополнительный отпуск выехавшему из зоны отселения

Выбор того или иного метода зависит от решаемых задач.

При осуществлении трудоохранной деятельности в целом и организации производства работ следует исходить из того, что исходными предпосылками производственного травматизма являются:

  1. объективное и реальное наличие на рабочих местах опасных и вредных условий труда, обусловленные физическими, химическими, биологическими, психофизиологическими, производственными факторами нередко превышающими установленные значения;
  2. преднамеренные или непреднамеренные и во многом непредсказуемые опасные действия исполнительского и организующего персонала, которые создают дополнительный, повышенный риск травмирования работников.

Последнее обстоятельство свидетельствует о том, что система управления безопасностью уже не может обойтись без учета социально-психологических факторов. Социально-психологические методы в рамках функции управления персоналом, направленные на решение задач, связанных с созданием в коллективах бригад, цехов предприятия хорошего морально-психологического климата, на формирование у каждого работника чувства высокой ответственности за соблюдение трудовой и технологической дисциплины, культуры производства, являются необходимыми условиями снижения производственного травматизма, а функция управления персоналом относится к числу наиболее важных. Организационные, психологические, мотивационные методы позволяют через систему управления людьми достичь безопасности технологических и трудовых процессов, эксплуатации производственного оборудования.

Таким образом, человек в охране труда является главным действующим лицом, а его личностные и психофизиологические особенности относятся к наиболее значимым элементам системы и играют важнейшую роль в формировании предпосылок для безопасного или, наоборот, опасного производства работ.

От того, насколько адекватны действия работников технологическим регламентам, другим нормативным требованиям, насколько надёжным является «этот элемент» (имеется в виду человек), настолько надёжно будет функционировать вся система.

Несоблюдение технологической и трудовой дисциплины, нарушение установленных норм и правил, несоответствие профессиональных, психологических и личностных качеств характеру выполняемой работы -вот тот состав субъективных факторов, который подлежит регулированию и управлению.

В этой связи особое внимание в системе управления должно быть уделено механизму мотивационного регулирования трудоохранной деятельности.

Система должна предусматривать достаточно простой, практически приемлемый, но эффективный метод и показатели, на основании которых производится поощрение и наказание соответственно за положительные результаты работы и за наличие несчастных случаев или профзаболеваний.

В последнее время специалистами уделяется большое внимание методу управления на основе риск-анализа. Как утверждается, анализ риска должен стать частью системного подхода к планированию и реализации практических мер по предупреждению или уменьшению производственной опасности. Т.е. основным критерием эффективности работы по управлению безопасностью должна стать фактическая величина риска, которому подвергаются работники на своих рабочих местах.

Эта величина должна постоянно оцениваться и сопоставляться с нормативно-допустимым уровнем. Процесс практического применения анализа риска включает три составляющих (фазы) действий: выявление -оценка величины — противодействие опасности.

В плане общих рекомендаций можно принять утверждение, что основные акценты должны быть расставлены на тех рисках, которые представляют наибольшую опасность. Риски, которые могут приводить к серьезным последствиям, хотя и не часто, должны рассматриваться как приоритетные по сравнению с рисками, которые приводят к незначительному ущербу. Тем не менее, их нельзя игнорировать. Одним из источников получения информации о рисках является анализ выявляемых нарушений требований безопасности исполнительским персоналом.

При проектировании СУ следует регламентировать также управленческие и организационные меры, снижающие негативное влияние трудовой деятельности на окружающую природную среду, а также действия персонала предприятия, функционирующего как в штатном режиме, так и в условиях чрезвычайных ситуаций.

Наконец, на предприятии должна действовать не только система управления охраной труда, но и система анализа эффективности ее функционирования.

Необходимым условием успешного функционирования любой системы является получение обратной информации о ее состоянии и эффективности принимаемых решений.

Это может быть сделано только на основе осуществления постоянно действующего мониторинга, анализа и оценки показателей (диагностики), сравнения их с заданными или базовыми значениями. При выборе критериев следует исходить не только с точки зрения количественного проявления и количественной характеристики системы, но и с позиции социальной и экономической значимости последствий травматизма (профессиональных заболеваний).

Источник: http://ohrana-bgd.ru/slujba/slujba4_16.html

Охрана труда

В числе категорий, которые характеризуют предприятие, обычно называют экономические и технологические показатели. Однако, они занимают ведущее положение лишь в том случае, если соблюдено основное условие — при осуществлении производственной и трудовой деятельности на предприятии обеспечивается безопасность процессов и человека. В то же время, несмотря на те меры, которые предпринимаются на государственном, отраслевом и производственном уровнях в области охраны труда (обеспечения профессиональной безопасности), уровень производственного травматизма, в том числе со смертельным исходом, продолжает оставаться достаточно высоким. Это обусловлено наличием ряда проблем. Они существуют и со временем не становятся менее острыми. Это свидетельствует о том, что старые, традиционные методы и формы работы, установившиеся стереотипы управления не дают желаемого эффекта. А новые на производственном уровне внедряются крайне медленно.

Это связано с тем, что во многом не учитывают требования международных стандартов управления, современные тенденции и практику управления, сложившуюся во многих зарубежных компаниях и на некоторых передовых отечественных предприятиях. На базовом уровне (предприятие), по выражению одного из специалистов продолжает существовать «реальная система с конфликтами, демотивированностью, поиском виновных и наказанием непричастных». Поэтому изменения, которые уже произошли в охране труда и будут происходить в дальнейшем, требуют совершенствования системы управления и всех составляющих, связанных с обеспечением профессиональной безопасности человека на всех этапах производственных, трудовых процессов и уровнях управления.

Кроме того, совершенствование (развитие) систем управления охраной труда является необходимым условием и составляющей практически всех современных моделей управления гигиеной и безопасностью труда (аналог охраны труда).

Задача состоит в том, чтобы вывести систему управления охраной труда на уровень современных методов на основе принципиально новых концептуальных подходов, наработанного опыта отечественных предприятий, международной практики, прежде всего, на самом важном -производственном уровне, т.е. там, где формируются условия для безопасного производства работ, где происходят несчастные случаи, профессиональные заболевания и аварии. Эти обстоятельства обязывают специалистов искать такие формы и методы регулирования, которые были бы адекватными сложившейся ситуации и, с помощью которых можно было бы, если не исключать случаи травматизма (к сожалению, это практически невозможно), то хотя бы активно влиять на ситуацию и удерживать ОТ в устойчивом управляемом состоянии.

Нельзя не согласиться с такой постановкой. Вопрос — в другом. В чём должны заключаться новые подходы? В чём их отличие от существующих? В чём их достоинства? Это важно знать, приступая к проектированию новых или переработке действующих систем управления (СУ).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Анализ публикаций по этому вопросу известных учёных, специалистов Украины и России, рекомендаций МОТ, действующих международных и национальных стандартов, моделей управления безопасностью и здоровьем, качеством свидетельствует о том, что на этот счёт уже сформировались определённое мнение и тенденции.

Читайте так же:  Расчет суммы алиментов

Однако, прежде чем ответить на эти и ряд других вопросов, необходимо обозначить круг существующих в охране труда проблем.

К числу наиболее актуальных проблем, не позволяющих решить главную целевую задачу- сохранение жизни и здоровья людей, относятся:

  1. объективное наличие на большинстве рабочих мест условий труда, когда уровень опасных и вредных производственных факторов превышает допускаемые, граничные значения;
  2. недостаточный профессиональный уровень (профессиональное несоответствие) и ответственность некоторых категорий работников;
  3. неадекватная идеология производственного персонала, базирующаяся на ложных мотивационных установках и, связанные с этим, неадекватные (опасные) действия;
  4. неудовлетворительная организация работ и процессов на стадии подготовки производства;
  5. недостаточная результативность функционирования систем управления охраной труда и систем надзора за производством работ;
  6. пассивное отношение к охране труда собственников, руководителей подразделений, производственных участков, бригад;
  7. отсутствие механизма мотивации (стимулирования), разумно сочетающего в себе бизнес-интересы, экономическую успешность и высокую безопасность персонала;
  8. дефицит финансовых и материальных ресурсов, выделяемых на цели охраны труда;
  9. и др.

В числе причин и факторов, обуславливающих проблемы охраны труда, в Концепции общегосударственной программы улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды на 2006-2011 гг., утвержденной Распоряжением КМУ от 11.05.06 №269-Р, названы несовершенство (добавим — и связанная с этим недостаточная результативность функционирования) систем управления охраной труда на производственном уровне, неудовлетворительное состояние машин, механизмов, оборудования и ряд других. Все это влечет за собой необходимость формирования принципиально нового подхода к решению вопросов обеспечения профессиональной и промышленной безопасности.

Уже только это обуславливает необходимость поиска и внедрения более эффективных подходов, отвечающих реалиям времени. Но дело не только в этом. Необходимость поиска путей совершенствования ОТ связана также с рядом других причин. На смену старым приходят новые принципы и подходы к решению проблем обеспечения профессиональной безопасности и охраны здоровья, которые базируются на новой трудоохранной идеологии, в основе которой лежат социальные, экономические, психологические и другие мотивационные методы регулирования, анализа и прогнозирования степени производственного риска (управления рисками), наработанная международная практика (международно признанные стандарты и рекомендации), при этом на первый план выдвигаются задачи поиска более эффективных форм управления персоналом, организационных механизмов, мотивирующих собственника вкладывать средства в улучшение условий труда, в обновление техники, совершенствование технологий и т.д.; одновременно расширяются интеграционные процессы.

Поэтому совершенствование механизма управления охраной труда (профессиональной безопасностью и здоровьем) при выполнении трудовых и производственных обязанностей на основе решения существующих проблем, снижения производственных рисков, обобщения и внедрения практического опыта лучших отечественных предприятий и зарубежных компаний, международных стандартов, принятие других адекватных мер является на данном временном этапе весьма актуальной задачей.

Вопрос первый: почему не действуют или действуют нерезультативно существующие СУОТ?

Второй вопрос: в чем заключаются недостатки традиционной модели управления и почему нужна новая система управления?

Между тем, за время, прошедшее с момента разработки, в стране существенно изменился состав нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы охраны труда как базовой основы СУОТ; действует уже вторая редакция Закона Украины «Об охране труда», принята Государственная Концепция управления охраной труда (утверждена приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 29.10.01 №432), введен ряд новых межотраслевых нормативно-правовых актов (НПА).

Принципиально изменилась иерархическая структура СУ: разрушилась действовавшая долгие годы вертикаль управления (государственный уровень, отрасль, предприятие), уже не существует партии и профсоюзов как субъектов управления и др.

Появились совершенно новые принципы, функции, формы и методы управления; к примеру методы мотивационного регулирования — как функция управления персоналом, аудит — как норма закона и функция контроля, метод управления рисками и т.д.

Вместе с тем, в существующих системах на многих предприятиях отсутствует такая важная категория как политика в охране труда, не обозначены необходимость развития систем и структура (количество, наименование, содержание) внутренних стандартов предприятия (организации), формирующих целостную систему управления безопасностью. Нет указаний на связь с международными стандартами управления профессиональной безопасностью и здоровьем, другими сферами деятельности предприятий (охрана окружающей природной среды, эксплуатация объектов повышенной опасности) и др.

По этим причинам традиционные СУ во многом не отвечают современным требованиям и это во многом объясняет неэффективность их функционирования, а также необходимость разработки принципиально новой модели в рамках единой интегрированной Системы управления (ИСУ), основанной на требованиях национальной нормативно-правовой базы, международных стандартах, рекомендациях МОТ, наконец — на практическом опыте.

Третье: почему не внедряются или внедряются крайне медленно современные формы и методы управления ?

Казалось бы, исходя из недостатков существующих систем и современных тенденций, следовало давно приступить к разработке и внедрению новых моделей управления. К сожалению, эта работа проводится недостаточно активно. В первую очередь, это вызвано отсутствием на предприятиях специалистов, способных квалифицированно, профессионально создать такие системы; во-вторых, длительным отсутствием на этот счёт типовой модели и рекомендаций со стороны государственных и отраслевых органов; наконец, отсутствием желания или в большинстве случаев финансовых средств для того, чтобы привлечь профессиональных специалистов из учебных и научных организаций для разработки такой системы. Коротко это можно выразить так: причины медленного внедрения более совершенных форм и систем управления заключаются в профессиональной и психологической неготовности одних (управленческая категория персонала), профессиональном несоответствии других (категория организаторов) и неадекватной идеологии по отношению к безопасности труда (категория исполнителей).

По этим причинам мы во многом отстаем не только от передовых зарубежных компаний, но и от наших российских коллег.

Вместе с тем, несмотря на внешние обстоятельства, сегодня охрана труда находится на этапе, если не революционных, то, по крайней мере, эволюционных преобразований. Отдельные предприятия Украины (положительно то, что их становится все больше), сделали достаточно существенный шаг по пути внедрения современных стандартов управления и других новаций в области охраны труда. Они по своей инициативе внедрили, а некоторые довели до сертификации современные системы управления, исходя из базовых принципов, впервые изложенных в системах менеджмента качества.

В то время как в некоторых странах (например, Франция, Польша) такие системы внедрены на сотнях предприятий.

Между тем, уже сегодня есть специалисты и структуры, которые готовы и могут разработать любую из систем управления (качеством, профессиональной, промышленной или экологической безопасностью) на высоком профессиональном уровне с учётом современных требований. Но не все предприятия могут (по финансовым соображениям) и хотят привлечь этих специалистов для проектирования систем.

Поэтому для таких предприятий и компаний за основу при разработке новых или переработке существующих систем управления могут быть рекомендованы следующие документы:

  1. ДСТУ — П OHSAS 18001:2006 (OHSAS 18001:1999, IDT) Системи управління безпекою та гігієною праці. Вимоги.
  2. ДСТУ — П OHSAS 18002:2006 (OHSAS 18002:2000, IDT) Система управління безпекою та гігієною праці. Основні принципи виконання вимог OHSAS 18001.
  3. OHSAS 18001:2007 Системы менеджмента гигиены и безопасности труда. Требования.
  4. ДСТУ ГОСТ 12.0.230-2008 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования.
  5. Рекомендации МОТ СУОТ ILO — OSH 2001 Guidelines on occupational safety and health management system (IDT)».
  6. Рекомендации относительно построения, внедрения и усовершенствования системы управления охраной труда, утвержденные Госгорпромнадзором 07.02.08.
Читайте так же:  Что нужно судебным приставам для взыскания алиментов

Подводя итог, отметим, что переход к новой (более совершенной) модели управления охраной труда может быть осуществлен путем:

  1. принятия (провозглашения), реализации политики и целей предприятия в области трудоохранной деятельности;
  2. перехода от реагирования на страховые несчастные случаи к управлению рисками повреждения здоровья работников как основы планирования и реализации трудоохранных мер;
  3. внедрения процедур управления документами и записями;
  4. применения в качестве базовых международно признанных моделей, стандартов и рекомендаций в области менеджмента гигиены и безопасности труда;
  5. внедрения многоступенчатой поливариантной системы контроля;
  6. разработки соответствующего положения и внедрения аудита системы управления и мониторинга процессов;
  7. анализа и оценки функционирования СУОТ на основе системы аналитических и оценочных показателей, а также последующих корректирующих действий;
  8. перехода от локальных систем к интегрированным системам управления профессиональной, промышленной и экологической безопасности.

Источник: http://ohrana-bgd.ru/slujba/slujba4_02.html

Современные методы управления охраной труда на предприятии

Существенно повысить эффективность мероприятий по охране труда можно, создав систему управления охраной труда предприятия (организации).

Система управления охраной труда (СУОТ)

– это целая система процедур и документов, регламентирующих организацию управления охраной труда в организации, в том числе должностные обязанности по охране труда всех руководителей и специалистов.[7] Данная система может быть создана на предприятиях любого размера. Ее осуществление везде приносит существенную пользу охране труда.

В России внедрение систем управления охраной труда в виде единых систем управления охраной труда (ЕСУОТ) началось еще в середине 70-х годов ХХ века. К сожалению, накопленный в те годы опыт создания ЕСУОТ так и не получил своего продолжения и развития в условиях 90-х годов. Во многих российских организациях этот опыт был утерян с ликвидацией служб охраны труда или уходом соответствующих специалистов, а на вновь созданных предприятиях его неоткуда было приобрести.

Сейчас, когда в рамках действующего законодательства и зарубежного опыта появилось правовое поле для создания и функционирования СУОТ, пришло время внедрять эти системы, но уже опираясь на зарубежный опыт.

В настоящее время разработка систем управления охраной труда возможна на основе российского законодательства и международных стандартов в области управления. К ним относятся: ГОСТ Р 12.0.006-2002 «Общие требования к системе управления охраной труда в организации», Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 ССБТ «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда. Общие требования», OHSAS 18001-2007 «Occupational Health and Safety Assessment Series», ILO OSH-2000 «Руководство по управлению охраной труда».

Основные задачи системы управления охраной труда (СУОТ)

вытекают из основной цели обеспечения охраны труда – предотвращения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Поскольку и то и другое происходит в результате работы оборудования, управляемого работниками, и взаимодействия работников с условиями труда, то основными «сверхзадачами» СУОТ становятся:

  • во-первых, обеспечение надежной и безаварийной работы оборудования, техническое и санитарно-гигиеническое обеспечение безопасных и гигиенически допустимых условий труда, включая средства так называемой коллективной защиты работников;
  • во-вторых, организационное обеспечение безопасного течения всех производственных процессов и поведения (приемов работы) работника, включая (при необходимости) использование средств индивидуальной защиты;
  • в-третьих, организация внешних для учреждения, но необходимых для реализации первой и второй задач мероприятий по лицензированию, сертификации, страхованию и т.п.

В силу исключительной роли персонала (наемных работников), без которых ни первая, ни вторая, ни третья сверхзадачи не могут быть выполнены, все СУОТ специально выделяют подготовку, профессиональную квалификацию и внутреннюю мотивацию работников в особую «подзадачу». Все остальные задачи и мероприятия лишь конкретизируют эти основные положения. [7]

Основная идея СУОТ заключается в том, что любая управляемая деятельность, направленная на достижение каких-либо целей, использующая человеческие, материальные и финансовые ресурсы и осуществляемая путем преобразования исходных (начальных) элементов в результирующие (конечные, выходные), может рассматриваться как «процесс». При этом результаты одного процесса являются исходным элементом для следующего процесса.

Такое понятие управления как процесса опирается на принцип четырехэтапного цикла Деминга (планирование – действие – контроль — доработка), разработанного в 1950-х гг. для постоянного повышения качества корпоративного управления. [9] В отечественной литературе встречается и такая интерпретация принципов, положенных в основу методологии СУОТ: «планируй – выполняй – контролируй – совершенствуй». [3]

В случае управления охраной труда «Планирование»

означает разработку соответствующей политики, выделение ресурсов и специалистов, структурную проработку системы, выявление опасных факторов и оценку рисков. «Действие» – это фактическая реализация и применение программы. «Контроль» предполагает измерение активных и реактивных показателей программы по охране труда. Наконец, «Доработка» завершает цикл путем пересмотра работы системы в целях непрерывного совершенствования и отработки системы во время следующего цикла.

Организация, создающая эффективную систему управления охраной труда должна:

  • создать систему управления охраной труда;
  • обеспечивать внедрение, функционирование и последовательное совершенствование системы управления охраной труда;
  • проводить сертификацию системы управления охраной труда;
  • проводить самооценку и самодекларацию соответствия функционирующей системы управления охраной труда требованиям охраны труда и стандарта ГОСТ Р 12.0.006-2002 «Общие требования к системе управления охраной труда в организации».

Руководство организации, несущее ответственность за охрану труда, должно обеспечивать разработку, внедрение и функционирование системы управления охраной труда в соответствии с установленными требованиями. При создании СУОТ необходимо

:

  • определять законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации;
  • выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами деятельности организации;
  • определять политику организации в области охраны труда;
  • определять цели и задачи в области охраны труда, устанавливать приоритеты;
  • разрабатывать организационную схему и программу для реализации политики и достижений ее целей, выполнения поставленных задач.

Система управления охраной труда должна предусматривать

:

  • планирование показателей условий и охраны труда;
  • контроль плановых показателей;
  • возможность осуществления корректирующих и предупредительных действий;
  • внутренний аудит системы управления охраной труда и анализ ее функционирования, с тем чтобы обеспечивать соответствие этой системы принятой политике и ее последовательное совершенствование;
  • возможность адаптации к изменяющимся обстоятельствам;
  • возможность интеграции в общую систему управления (менеджмента) организации в виде отдельной подсистемы.
Читайте так же:  Выплата алиментов до 3 лет

Разработка политики организации, планирование условий и охраны труда завершается созданием «Программы улучшения условий и охраны труда»

на предприятии, которая должна предусматривать:

  • распределение ответственности за достижение целей и задач, нормативных показателей условий и охраны труда для каждого подразделения и уровня управления в организации;
  • обеспеченность необходимыми ресурсами;
  • средства и сроки, в которые должны быть достигнуты цели и решены задачи программы.

Внедрение и обеспечение функционирования СУОТ предусматривает

:

Контроль результативности системы управления охраной труда (СУОТ) включает в себя

:

  • определение и своевременную корректировку методов периодической оценки соответствия состояния охраны труда действующему законодательству, государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • выявление и анализ несоответствий, принятие мер для смягчения последствий их проявления, а также по инициированию и выполнению проверочных, корректирующих и предупредительных действий;
  • разрабатывать процедуры и обеспечивать выполнение сбора данных и проведения анализа аварий, несчастных случаев, происшествий и других несоответствий, смягчения их последствий, анализа результативности предпринятых корректирующих и предупредительных действий, обязательного социального страхования работников от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;
  • разрабатывать и осуществлять методы ведения записей по охране труда, отражая в них сведения об обучении и инструктажах работников, результатах внутренних аудитов охраны труда, анализа руководством системы управления охраной труда;
  • разрабатывать и своевременно корректировать планы и методы проведения аудитов системы управления охраной труда.

Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляет федеральная инспекция труда

в соответствии с законодательством. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляют профсоюзы и иные уполномоченные работники представительных органов.

Руководство организации обязано через определенные промежутки времени анализировать функционирование системы управления охраной труда с целью обеспечения ее результативности, соответствия требованиям ГОСТ Р 12.006-2002, а также обеспечения реализации принятой политики в области охраны труда. Процесс анализа системы должен основываться на уверенности в том, что вся необходимая информация собрана и позволяет руководству вынести объективную оценку системы.

Результаты анализа системы используют для проведения необходимых изменений в политике, целях и задачах управления охраной труда, учитывая данные внутренних аудитов системы управления охраной труда, изменений внешних обстоятельств и требований последовательного совершенствования системы.

Конечно СУОТ не решает всех проблем повышения эффективности охраны труда на предприятии и обеспечения безопасной и здоровой производственной среды. Как и любому другому методу, СУОТ присущи свои преимущества и недостатки, а ее эффективность в большой степени зависит от качества ее понимания и применения.

Эффективность СУОТ не может быть выше эффективности управления предприятием в целом. Подобно всем методам, у нее есть свои сильные и слабые стороны, которые нужно знать. Поэтому важно иметь представление как о проблемах, которые могут затруднить работу СУОТ, так и об элементах, которые необходимы для обеспечения эффективности и использования ключевых преимуществ СУОТ для охраны труда и здоровья.

При этом следует помнить, что сильные и слабые стороны действуют, в основном, на средних и крупных предприятиях, имеющих необходимый технический и финансовый потенциал для полномасштабного внедрения СУОТ.[9]

В настоящее время признано, что подход на основе систем управления дает целый ряд важных преимуществ

, некоторые из которых были указаны выше. Прочие важные преимущества включают:

Хотя СУОТ обладает безусловным потенциалом для улучшения охраны труда, существует много проблем, которые в случае их игнорирования могут быстро подорвать эффективность системы

. К ним относятся:

  • Оборот документов и иной письменной отчетности следует держать под тщательным контролем во избежание подмены целей системы бюрократическими процедурами. Ориентация на человека может быть легко потеряна при смещении центра тяжести на соблюдение документарных требований, а не на людей;
  • Следует избегать дисбаланса управленческих процессов (по управлению качеством, охраной труда, окружающей средой) во избежание размывания требований и их неравного положения. Отсутствие тщательного планирования и полноценной коммуникации до внедрения программы СУОТ могут вызвать подозрение и сопротивление переменам;
  • СУОТ, как правило, уделяет больше внимание безопасности, чем охране здоровья, что создает опасность пропустить начало профессиональных заболеваний. Поэтому надзор за состоянием здоровья работников следует включать в состав системы как важное и эффективное средство контроля в долгосрочной перспективе;
  • В зависимости от размера предприятия, СУОТ может требовать выделения крупных средств и быть предметом реалистичной оценки совокупных затрат в плане сроков реализации, навыков и кадров, требуемых для создания и работы СУОТ. Это имеет тем более важное значение при привлечении подрядчиков.

В последние годы подход на основе СУОТ получил широкое распространение и был внедрен как в развитых, так и в развивающихся странах. Как показывает опыт, СУОТ является логичным и полезным средством, способствующим постоянному росту эффективности управления охраной труда на уровне предприятия.

Главные элементы, необходимые для его успешной реализации, включают в себя заинтересованность руководства и активное участие работников в совместной реализации. Кроме того, в связи с огромным объемом прямых и косвенных затрат, которые несут общество, предприятия и люди вследствие плохих условий труда, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, лучше и дешевле предотвращать их, чем выплачивать компенсацию ущерба и тратить средства на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

Другие статьи по данной теме:

Список использованных источников

  1. Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) от 30.12.2001, №197-ФЗ, гл. 33-36.;
  2. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002, N 184-ФЗ;
  3. ГОСТ Р 12.0.006-2002 «Общие требования к системе управления охраной труда в организации»;
  4. ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию»;
  5. Басаков М.И. Охрана труда (безопасность жизнедеятельности в условиях производства): Учебно-практическое пособие. – М.: Феникс, 2008.;
  6. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда: учебное пособие / П.П.Кукин и др. – М.: «Высшая школа», 2002.;
  7. Охрана труда: Учебное пособие для специалистов и руководителей служб охраны труда организаций / Файнбург Г.З., Овсянкин А.Д., Потемкин В.И. – Под ред. проф. Г.З. Файнбурга. – Изд. 8-е, испр. и дополн. – Владивосток, 2007
  8. Система управления охраной труда: путь к непрерывному совершенствованию. Доклад МОТ к Всемирному дню охраны труда, Москва МОТ, 2011.;
  9. Информационный сайт: Международная организация труда ООН в России: www.unrussia.ru.

2012 © Лана Забродская. При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.ekonomika-st.ru/ekonomika/ekonomika-truda/ekonomika-truda-11-3.html

Методы управления охраной труда на предприятии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here