Коллективных трудовых споров с участием посредника

Сегодня мы ответим на вопросы по теме: "Коллективных трудовых споров с участием посредника" с профессиональной точки зрения с комментариями и выводами. Просьба все вопросы задавать дежурному специалисту.

Постановление Минтруда РФ от 14 августа 2002 г. N 58 «Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника»

Постановление Минтруда РФ от 14 августа 2002 г. N 58
«Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника»

В связи с приведением нормативных правовых актов в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ч. 1, ст. 3) Министерство труда и социального развития Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника согласно приложению.

2. Признать утратившим силу постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 марта 1997 г. N 16 «Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника».

Министр труда и социального развития РФ

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника является одним из этапов примирительных процедур. Посредник для рассмотрения коллективного трудового спора приглашается по согласованию сторон в течение трех рабочих дней после составления примирительной комиссией протокола разногласий. Устанавливаются права и обязанности посредника, а также рекомендуемые формы протоколов при рассмотрении коллективных трудовых споров.

Постановление Минтруда РФ от 14 августа 2002 г. N 58 «Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника»

Текст постановления опубликован в еженедельном приложении к газете «Учет. Налоги. Право» — «Официальные документы» от 18 сентября 2002 г., N 34, в Бюллетене Министерства труда и социального развития Российской Федерации, 2002 г., N 8, в журнале «Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов», октябрь 2002 г., N 40, в журнале «Экспресс-закон», ноябрь 2002 г., N 41

Источник: http://base.garant.ru/12128170/

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Приложение. Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника

от 14 августа 2002 г. N 58

Рекомендации
об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника

ГАРАНТ:

См. Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 14 августа 2002 г. N 57

См. Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 14 августа 2002 г. N 59

1. Посредник в своей деятельности по урегулированию коллективных трудовых споров руководствуется Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и урегулирования коллективных трудовых споров, настоящими Рекомендациями.

2. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника является одним из этапов примирительных процедур.

3. Основная цель привлечения посредника — разрешение сторонами коллективного трудового спора (далее — стороны) разногласий, возникших между ними по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров и соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников организации при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

4. Главная функция посредника — оказание помощи сторонам в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога.

5. Посредник для рассмотрения коллективного трудового спора приглашается по согласованию сторон в течение трех рабочих дней после составления примирительной комиссией протокола разногласий.

6. Посредником может быть любой независимый специалист, приглашаемый как сторонами, так и по рекомендации Службы по урегулированию коллективных трудовых споров (далее — Служба).

7. Служба в целях обеспечения оперативного подбора квалифицированных посредников ежегодно составляет списки лиц, предлагаемых к привлечению в качестве посредников при рассмотрении коллективных трудовых споров. Списки составляются с учетом предложений представителей работников и работодателей после согласования с лицами, предлагаемыми в качестве посредников. Они должны содержать о них следующие сведения: фамилию, имя, отчество, год рождения, образование, место работы, специальность, занимаемую должность и другие сведения, отражающие практический опыт работы в области социально-трудовых отношений и урегулирования трудовых споров.

8. Соглашение сторон об участии конкретного лица в качестве посредника и условиях его участия в разрешении коллективного трудового спора после предварительного соглашения с будущим посредником, руководителем организации, где он работает, должно быть оформлено протоколом заседания представителей сторон коллективного трудового спора, примерная форма которого предусмотрена приложением N 1 к настоящим Рекомендациям.

Возможная компенсация затрат лицу, привлекаемому к рассмотрению коллективного трудового спора в качестве посредника, может осуществляться по соглашению сторон.

Общая продолжительность участия посредника в разрешении коллективных трудовых споров не может быть более трех месяцев в году.

Это положение не распространяется на работников, для которых участие в рассмотрении коллективных трудовых споров входит в их должностные обязанности, и на лиц, не имеющих постоянного места работы.

9. Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон с участием посредника.

Вопросы организационного обеспечения рассмотрения коллективного трудового спора решаются сторонами.

10. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи рабочих дней со дня приглашения посредника.

В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур с участием посредника, могут быть продлены по согласованию сторон.

11. Согласованное решение представителей сторон и посредника оформляется протоколом совместного заседания представителей сторон коллективного трудового спора и посредника, примерная форма которого предусмотрена приложением N 2 к настоящим Рекомендациям, и подписывается представителями сторон и посредником. В протоколе фиксируются конкретные договоренности и указывается, что спор считается урегулированным.

Если соглашение достигнуто лишь по некоторым вопросам или не достигнуто вовсе, составляется протокол разногласий совместного заседания представителей сторон коллективного трудового спора и посредника, примерная форма которого предусмотрена приложением N 3 к настоящим Рекомендациям, в котором должны быть отражены дальнейшие намерения одной из сторон (например, создание трудового арбитража). Протокол разногласий подписывается представителями сторон и посредником.

12. Посредник имеет право:

запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения, касающиеся данного коллективного трудового спора;

Читайте так же:  Алименты судебный приказ исковое

в процессе рассмотрения коллективного трудового спора по необходимости проводить совместные и раздельные заведения представителей сторон;

предлагать возможные варианты разрешения коллективного трудового спора;

подписывать решения, принятые сторонами при его участии.

13. Посредник обязан сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную, охраняемую законом тайну при осуществлении своих функций во время участия в примирительных процедурах.

14. Памятка лицам, привлекаемым в качестве посредника к участию в рассмотрении коллективных трудовых споров, дана в приложении N 4 к настоящим Рекомендациям.

Источник: http://base.garant.ru/12128170/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

Статья 403. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 ноября 2011 г. N 334-ФЗ в статью 403 настоящего Кодекса внесены изменения

Статья 403. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 403 ТК РФ

Не позднее следующего рабочего дня после дня составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника. При недостижении согласия сторон коллективного трудового спора оформляется протокол об отказе сторон или одной из сторон от данной примирительной процедуры и они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

ГАРАНТ:

См. Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 14 августа 2002 г. N 58

При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника заключается соответствующее соглашение, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны в срок не более двух рабочих дней согласовать кандидатуру посредника. При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться за рекомендацией кандидатуры посредника в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров. Если в течение указанного срока стороны коллективного трудового спора не достигли согласия относительно кандидатуры посредника, то они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон коллективного трудового спора с участием посредника.

Посредник имеет право запрашивать у сторон коллективного трудового спора и получать от них необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется на локальном уровне социального партнерства в срок до трех рабочих дней, а на иных уровнях социального партнерства — в срок до пяти рабочих дней со дня приглашения (назначения) посредника и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.

Источник: http://base.garant.ru/12125268/179436dd98364ae0aeafe235ffbfc32f/

Порядок разрешения коллективного трудового спора с участием посредника

Порядок разрешения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон коллективного трудового спора с участием посредника.

Посредник имеет право запрашивать у сторон коллективного трудового спора и получать от них необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи рабочих дней со дня его приглашения (назначения) и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.

Источник: http://lawbook.online/kniga-grajdanskoe-pravo-rossii/poryadok-razresheniya-kollektivnogo-trudovogo-16972.html

Лекция №5. Рассмотрение спора с участием посредника.

Рассмотрение спора с участием посредника.
Чем эффективна данная процедура?
Соглашение сторон о кандидатуре посредника.
Кто может быть посредником?
Каковы его функции?
Какими правами он наделен?
Механизм рассмотрения спора с участием посредником.
Форма принимаемых решений .

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника является одним из этапов примирительных процедур. Основная цель привлечения посредника — разрешение сторонами коллективного трудового спора разногласий, неурегулированных примирительной комиссией. После составления протокола разногласий стороны коллективного трудового спора не позднее следующего рабочего дня приступают к переговорам по урегулированию конфликта с участием посредника.

Данная процедура не является обязательной, и проводится только в том случае, если:

1)стороны не достигли соглашения при рассмотрении коллективного трудового спора примирительной комиссией;

2)стороны приняли решение о приглашении посредника;

3) стороны заключили соглашение об его кандидатуре.

Чем эффективна данная процедура?

Эффективность данной процедуры заключается в том, что посредник оказывает помощь сторонам коллективного трудового спора в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога с соблюдением принципа равноправия сторон. Его участие в рассмотрении коллективного трудового спора предоставляет сторонам дополнительные возможности для его урегулирования

Посредник предлагает сторонам спора альтернативы по процедуре и существу переговорного процесса для того, чтобы помочь успешному ходу переговоров.

Выбор посредника.

Стороны коллективного трудового спора в течение двух рабочих дней могут пригласить посредника.

Посредником может быть любой независимый специалист, приглашаемый как сторонами, так и по рекомендации соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров,

За рекомендацией кандидатуры посредника стороны могут обратиться государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

Стороны коллективного трудового спора могут обратиться в Учреждение «Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров», созданного социальными партнерами г. Москвы 11 сентября 2001 г. (постановление № 840-ПП Правительства Москвы). Учреждение может предложить социальным партнерам выбрать посредника из списка трудовых арбитров, которые прошли обучение и являются квалифицированными специалистами в области рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров. В регионах при трехсторонней комиссии может быть создан постоянно действующий трудовой арбитраж, который может оказать содействие в подборе трудового арбитра и выработке регламента процедуры урегулирования спора с участием посредника.

Соглашение сторон о кандидатуре посредника.

Соглашение об участии конкретного лица в качестве посредника и условиях его участия в разрешении коллективного трудового спора, оформляется соглашением сторон коллективного трудового спора.

Возможная компенсация затрат лицу, привлекаемому к рас­смотрению коллективного трудового спора в качестве посредника, может осуществляться по соглашению сторон коллективного трудового спора.

Если в течение двух рабочих дней стороны коллективного трудового спора не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, то они приступают к переговорам о создании трудового арбитража.

Функции и права посредника.

Посредник в своей деятельности по урегулированию кол­лективных трудовых споров руководствуется Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и урегулирования коллективных трудовых споров, Регламентом принятым сторонами коллективного трудового спора.

Главная функция посредника — оказание помощи сторонам коллективного трудового спора в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога с соблюдением принципа равноправия сторон.

Посредник не должен оказывать давления на стороны при принятии того или иного решения.

Посредник имеет право:

Читайте так же:  Помощь в получении военного билета

запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения, касающиеся данного коллективного трудового спора;

в процессе рассмотрения коллективного трудового спора по необходимости проводить совместные и раздельные заседания представителей сторон;

предлагать возможные варианты разрешения коллективного трудового спора;

подписывать решения, принятые сторонами при его участии.

Посредник обязан сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную, охраняемую законом тайну при осу­ществлении своих функций во время участия в примирительных процедурах.

Порядок рассмотрения спора с участием посредника.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до 3-х рабочих дней со дня его утверждения сторонами.

В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур с участием посредника, могут быть продлены по согласованию сторон коллективного трудового спора.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, обязательность исполнения принятого решения оформляется соглашением сторон коллективного трудового спора с участием посредника. «Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров» разработал и утвердил типовой Регламент примирительных процедур – трудовым арбитражем и с участием посредника, который стороны могут использовать при рассмотрении коллективного трудового спора.

Форма принимаемых решений

Согласованное решение сторон оформляется протоколом сов­местного заседания сторон и посредником.

Если соглашение не достигнуто или достигнуто лишь по некоторым вопросам составляется протокол разногласий, который подписывается сторонами и посредником, в котором должны быть отражены дальнейшие намерения одной из сторон (например, создание трудового арбитража).

Позиции каждой из сторон коллективного трудового спора на переговорах, их предложения, высказанные посреднику кон­фиденциально в ходе переговоров, не должны передаваться другой.

Схема рассмотрения спора с участием посредника.

Соглашение сторон о кандидатуре посредника.

Регламент сторон о порядке рассмотрения спора с участием посредника.

Нормативно- правовые акты. Ст.403 ТК РФ

Источник: http://study.trudsud.ru/programs/3/5/

Лекция №6. Разрешение коллективных трудовых споров с участием посредника или трудовым арбитражем.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Порядок разрешения коллективных трудовых споров регулируется положениями Главы 61 Трудового Кодекса РФ. Рассмотрение такого спора судами – органами судебной власти РФ законодательством не предусмотрено.

Коллективный трудовой спор это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями). Коллективными трудовыми спорами могут быть споры, связанные с установлением и изменением условий труда (включая заработную плату), споры, связанные заключением, изменением и выполнением коллективных договоров и соглашений, а также споры, в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов (правил внутреннего трудового распорядка, графика сменности, графика отпусков, положение об оплате труда и др.).

В коллективном трудовом споре на уроне предприятия

сторонами спора являются:
• с одной стороны , работники, их представители, то есть первичные профсоюзные организации и их органы, уполномоченные положениями о первичной профсоюзной организации или решением общего собрания (конференции) работников, а также иные представители работников, уполномоченные решением общего собрания (конференции) в случаях, когда работники не объединены в первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена представлять интересы всех работников;
• с другой стороны , руководитель организации в соответствии с законодательством РФ или уставом организации либо лица, уполномоченные руководителем в соответствии с законодательством РФ на основании приказа, доверенности, положения о структурном подразделении.

При трудовом конфликте на более высоком уровне

, чем предприятие, сторонами конфликта будут являться, с одной стороны, соответствующие профсоюзы, их территориальная организация, объединение профессиональных союзов, уполномоченные уставом соответствующих организаций, с другой стороны, объединения работодателей, уполномоченные уставом объединения.

При рассмотрении коллективного трудового конфликта разбирательство осуществляется на основании использования процедур, приведенных в Главе 61 ТК РФ (ст.401-404 ТК РФ):
• рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией ,
• рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника,
• рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже .

Результатом разрешения спора является заключение сторонами соответствующего соглашения.

Началом коллективного трудового спора на уровне предприятия считается день сообщения работодателем (его представителем) своего решения об отклонении всех или части требований работников (их представителей), либо несообщение работодателем своего решения в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня получения указанных требований.

При коллективном трудовом споре на более высоком уровне, чем предприятие, днем начала трудового спора является день письменного сообщения решения представителей работодателей, их объединений об отклонении всех или части требований профсоюзов или их объединений, либо уклонение объединения работодателей от принятия решений по существу требований по истечению одного месяца.

Если работодатель в установленный срок не сообщил своего решения или отклонил все или часть требований работников, каждая из сторон вправе обратиться к другой стороне в письменной форме с предложением об образовании примирительной комиссии, ее количественном и персональном составе, как со стороны работников, так и со стороны работодателя.

Рассмотрение спора начинается в примирительной комиссии. Это обязательная процедура, которую стороны должны использовать при рассмотрении коллективного трудового спора. ТК РФ запрещает сторонам уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.

Примирительная комиссия формируется сторонами коллективного трудового спора (далее стороны) в срок до двух рабочих дней с момента начала спора и оформляется на локальном уровне социального партнерства приказом (распоряжением) работодателя и решением представительного органа работников.

Решение о создании примирительных комиссий при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства оформляются соответствующими актами (приказом, распоряжением, постановлением) представителей работодателей и представителей работников.

Срок рассмотрения спора примирительной комиссией до трех рабочих дней с момента ее создания. Указанный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон. Данное решение оформляется протоколом, в котором фиксируются конкретные договоренности и указывается, что спор считается урегулированным. Протокол для сторон коллективного трудового спора имеет обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии.

Члены примирительной комиссии на время работы примирительной комиссии освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка. Время работы в примирительной комиссии не может превышать трех месяцев в течение одного года.

Если при рассмотрении коллективного трудового спора примирительной комиссией соглашение не достигнуто или достигнуто лишь по некоторым вопросам составляется протокол разногласий.

При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора принимают решение о приглашении посредника и (или) создании трудового арбитража, которое оформляется соответствующим протоколом.

Рассмотрение коллективного трудового спора, как с участием посредника, так и трудовым арбитражем осуществляется на основании предварительного соглашения, заключаемого сторонами коллективного трудового спора о применении названной примирительной процедуры.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника является одним из этапов примирительных процедур. Данная процедура не является обязательной, и проводится только в том случае, если:
• стороны не достигли соглашения при рассмотрении коллективного трудового спора примирительной комиссией;
• стороны приняли решение о приглашении посредника;
• стороны заключили соглашение об его кандидатуре.

Читайте так же:  Можно ли по военной ипотеке

На приглашение посредника и достижение соглашений о регламенте его работы законодатель отвел три рабочих дня. При необходимости стороны могут обратиться в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по урегулированию коллективных трудовых споров за рекомендацией кандидатуры посредника.

В Москве стороны коллективного трудового спора могут обратиться в Учреждение «Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров», созданного социальными партнерами г. Москвы В 2001 г. Учреждение может предложить социальным партнерам выбрать посредника из списка трудовых арбитров, которые прошли обучение и являются квалифицированными специалистами в области рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров.

«Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров» разработал типовой Регламент примирительных процедур – трудовым арбитражем и с участием посредника, который стороны могут использовать при рассмотрении коллективного трудового спора.

Основная цель привлечения посредника — разрешение сторонами коллективного трудового спора разногласий, неурегулированных примирительной комиссией.
Главная функция посредника — оказание помощи сторонам в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога.

Соглашение об участии конкретного лица в качестве посредника и условиях его участия в разрешении коллективного трудового спора, порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, обязательность исполнения принятого решения оформляется протоколом заседания сторон коллективного трудового спора.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до трех рабочих дней со дня его утверждения сторонами. Согласованное решение сторон оформляется протоколом совместного заседания сторон и посредником.
Если соглашение достигнуто лишь по некоторым вопросам или не достигнуто вовсе составляется протокол разногласий, который подписывается сторонами и посредником, в котором должны быть отражены дальнейшие намерения одной из сторон (например, создание трудового арбитража).

Трудовой арбитраж – временно действующий орган, который создается в срок не позднее двух рабочих дней решением сторон коллективного трудового спора и соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров.
В Москве стороны коллективного трудового спора могут обратиться в Учреждение «Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров».
Учреждение окажет помощь сторонам спора в создании временного трудового арбитража с предоставлением помещения для проведения его заседаний, обеспечит трудовых арбитров необходимой оргтехникой и правовой документацией, окажет сторонам необходимую консультационную помощь, а также помощь в подготовке регламента.

В регионах могут создаваться при региональной трехсторонней комиссии постоянно действующий трудовой арбитраж, который окажет содействие в урегулировании колективного трудового спора, поможет подобрать посредникков или трудовых арбитров и провести процедуру трудового арбитража.

Создание временного трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются совместным решением сторон коллективного трудового спора.
В случаях, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 ТК РФ в целях разрешения коллективного трудового спора не может быть проведена забастовка, создание трудового арбитража является обязательным и его решение имеет для сторон обязательную силу. При этом если стороны не приходят к соглашению о создании трудового арбитража, его составе, регламенте и полномочиях, то решение по этим вопросам принимает государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

Срок рассмотрения спора в трудовом арбитраже до двух рабочих дней.
Созданный трудовой арбитраж может:
• изучать документы и материалы, представленные сторонами;
• заслушивать представителей сторон;
• заслушивать экспертов, если в этом есть необходимость,
• выработать решение по существу спора.

Решение трудового арбитража, обязательное для исполнения сторонами, составляется в письменной форме, подписывается трудовыми арбитрами и передается сторонам.

В поддержку своих требований в период рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров работники имеют право в установленном федеральным законом порядке проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование.

После трех календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель предупреждается в письменной форме и не позднее чем за два рабочих дня. При этом орган, возглавляющий забастовку, обеспечивает минимум необходимых работ.

Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора, а также в случае, если работодатель (его представитель) уклонился от участия в примирительных процедурах, не выполнил соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, не исполнил решение трудового арбитража, обязательное для сторон, работники имеют право приступить к организации забастовки.

Забастовка есть крайняя мера разрешения коллективного трудового конфликта. Меры, предшествующие забастовке, как раз и существуют для того, чтобы разрешить конфликт цивилизованным путем, не прибегая к забастовке.

Источник: http://study.trudsud.ru/programs/2/6/

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

rassmotrenie_kollektivnogo_trudovogo_spora_s_uchastiem_posrednika_.jpg

Похожие публикации

Коллективные трудовые споры (КТС) возникают между работодателями и работниками по поводу защиты трудовых прав в части условий труда и его оплаты, а также при заключении коллективных договоров. Процедура урегулирования подобных трудовых споров приведена в главе 61 ТК РФ. Первым шагом в разрешении спора являются примирительные процедуры, а крайней мерой, направленной на защиту прав коллектива, при игнорировании требований работников — забастовка. Примирительные мероприятия включают создание примирительной комиссии, привлечение посредника, рассмотрение спора в трудовом арбитраже.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

На стадии примирительных процедур формируется специальная примирительная комиссия, в которой имеют право состоять представители обеих конфликтующих сторон. На практике именно грамотное проведение и оформление примирительных процедур связано со значительными трудностями. Согласно ст. 403 ТК РФ стороны в процессе примирительных действий имеют право пригласить посредника для разрешения трудовых споров, о чем составляется соответствующее соглашение между сторонами. Порядок данной процедуры расписан также в Рекомендациях Минтруда об организации работы по рассмотрению КТС (постановление № 58 от 14.08.2002).

Примирительная комиссия при недостижении договоренности о разрешении спора, оформляет протокол разногласий, и не позднее следующего рабочего дня стороны проводят переговоры о приглашении посредника или инициировании трудового арбитража. При рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника он приглашается в течение 3-х рабочих дней, следующих за подписанием протокола разногласий. Если 3 дня прошли, а согласование кандидатуры посредника не произошло, представители работодателя и работников начинают договариваться о начале процесса трудового арбитража.

Требования к кандидатуре посредника

Посредник — независимая третья сторона, помогающая работодателям и работникам найти приемлемое для обеих сторон решение через конструктивный диалог благодаря своим знаниям психологии и профессиональному опыту. Кандидатуру посредника может предложить любая сторона спора. Также, при поиске посредника участники трудового спора могут направить запрос в Федеральную службу по труду и занятости (Роструд) или соответствующим службам по труду в регионах. Роструд ежегодно подготавливает списки кандидатов в качестве посредников при подобных конфликтах с согласия данных лиц и конфликтующих сторон. Такие данные содержат:

Читайте так же:  Журнал грубых дисциплинарных проступков

возраст и год рождения кандидата;

профессию и текущую должность в данный момент;

фактический опыт работы в социально-трудовой сфере.

На практике роль посредника часто выполняют представители вышестоящих профсоюзных органов, представители органов государственной власти, трудовые инспекторы, а также специалисты в области психологии, конфликтологии, трудового права и т.п.

Стоит отметить: основное требование, предъявляемое законодательством к посреднику при разрешении коллективных трудовых споров — это гражданская дееспособность физического лица. Стороны должны признавать его беспристрастность, компетентность и объективность. Посредник должен обладать достаточным опытом для поиска решения конфликтной ситуации, проявлять заинтересованность, уметь убеждать и аргументировать свои доводы, а также владеть методами переговорного процесса. Правила поведения посредника при разрешении трудовых конфликтов приведены в Памятке, прилагаемой к Рекомендациям Минтруда.

Права и обязанности посредника

В ч. 3 ст. 403 ТК РФ и Рекомендациях Минтруда от 14.08.2002 подробно рассмотрен комплекс прав, обязанностей и правовой статус посредника при трудовых конфликтах. Посредник вправе:

истребовать для оценки, рассмотрения и анализа необходимую ему документацию и информацию по данному коллективному трудовому спору;

организовывать общие или отдельные закрытые заседания с представителями конфликтующих сторон;

рекомендовать различные способы разрешения трудового конфликта, удовлетворяющие требованиям спорящих сторон;

подписывать достигнутые договоренности в форме решений и постановлений вместе с представителями участников спора.

В круг обязанностей посредника входит неразглашение коммерческой, служебной и государственной тайны. Посреднику запрещено оказывать давление на стороны конфликта.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника на предприятии происходит в течение 3-х рабочих дней после того как он был приглашен к разрешению конфликта, а на более высоких уровнях соцпартнерства – 5 рабочих дней (ч. 5 ст. 403 ТК РФ). Результатом работы посредника является достижение договоренности и принятие сторонами соответствующего письменного решения либо составление протокола разногласий.

Источник: http://spmag.ru/articles/rassmotrenie-kollektivnogo-trudovogo-spora-s-uchastiem-posrednika

Статья 404 ТК РФ. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже

Новая редакция Ст. 404 ТК РФ

Трудовой арбитраж представляет собой орган по рассмотрению коллективного трудового спора. Временный трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров для рассмотрения данного коллективного трудового спора. Решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при ней может создаваться постоянно действующий трудовой арбитраж для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, передаваемых ему для рассмотрения по соглашению сторон.

Не позднее следующего рабочего дня после дня составления протокола разногласий по завершении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, либо после истечения срока, в течение которого стороны коллективного трудового спора должны достичь соглашения относительно кандидатуры посредника, либо после оформления протокола об отказе сторон или одной из сторон коллективного трудового спора от рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже ими заключается соответствующее соглашение, содержащее условие об обязательном выполнении сторонами решений трудового арбитража, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства в срок до двух рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства в срок до четырех рабочих дней создать совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров временный трудовой арбитраж для рассмотрения данного коллективного трудового спора либо передать его на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, созданный при соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Состав и регламент временного трудового арбитража устанавливаются решением работодателя (представителя работодателей), представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров. В постоянно действующем трудовом арбитраже порядок формирования состава трудового арбитража для разрешения конкретного трудового спора и его регламент определяются положением о постоянно действующем трудовом арбитраже (уставом постоянно действующего трудового арбитража), утверждаемым соответствующей трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может утверждаться типовое положение о постоянно действующем трудовом арбитраже (типовой устав постоянно действующего трудового арбитража).

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон данного спора при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства в срок до трех рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства — в срок до пяти рабочих дней со дня создания временного трудового арбитража или передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж.

Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора; получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора; информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора; принимает решение по существу коллективного трудового спора.

Решение трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передается сторонам этого спора в письменной форме.

В случаях, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 настоящего Кодекса в целях разрешения коллективного трудового спора не может быть проведена забастовка, рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже является обязательным и решение трудового арбитража имеет для сторон обязательную силу независимо от наличия соглашения сторон по данному вопросу. При этом, если стороны не приходят к соглашению о создании временного трудового арбитража, его составе и регламенте либо о передаче коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

Комментарий к Статье 404 ТК РФ

Трудовой арбитраж — это временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора. Он создается в случае, если стороны этого спора заключили письменное соглашение о том, что они берут на себя обязательство выполнить вынесенное им решение.

Трудовой арбитраж создается в течение трех дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией. В его формировании принимают участие стороны спора и соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров. Его участники решают вопросы относительно состава, регламента и полномочий трудового арбитража.

В трудовом арбитраже спор рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня его создания. Кодекс наделил этот орган досудебного рассмотрения коллективных споров следующими полномочиями:

Читайте так же:  Военная травма контузия

рассматривать обращения сторон;

истребовать и получать все необходимые и имеющие отношения к делу документы и сведения;

информировать органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных неблагоприятных социальных последствиях коллективного трудового спора;

принимать решение по существу рассматриваемого спора.

Принятое трудовым арбитражем решение передается его сторонам в письменной форме.

Обратите внимание, что в некоторых случаях рассмотрение коллективного трудового спора требует обязательного участия трудового арбитража. В частности, это установлено статьей 406 Кодекса, если одна из сторон (прежде всего работодатель) уклоняется от участия в создании или работе примирительной комиссии.

В организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок создание трудового арбитража также является не правом, а обязанностью спорящих сторон.

Другой комментарий к Ст. 404 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Трудовой арбитраж — один из трех возможных вариантов досудебного развития коллективного трудового спора. Трудовой арбитраж является временно действующим органом, создаваемым для рассмотрения конкретного коллективного трудового спора в случае, если стороны использовали другие процедуры (ad hoc).

Как и все остальные формы примирительных процедур, он носит, как правило, добровольный характер, так как создается при наличии одновременно двух условий: согласия сторон на рассмотрение спора в трудовом арбитраже и соглашения сторон в письменной форме об обязательном выполнении решений арбитража.

Добровольный характер трудового арбитража проявляется в том, что он может быть создан только по соглашению сторон. Исключение предусмотрено для организаций, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок, создание трудового арбитража обязательно (см. ч. 2 ст. 407, ч. ч. 1 и 2 ст. 413 ТК РФ).

2. Процедура создания трудового арбитража может начаться реализовываться в случаях, предусмотренных законодательством:

— при недостижении согласия в примирительной комиссии (ч. 8 ст. 402 ТК РФ);

— в случае уклонения одной из сторон коллективного трудового спора от участия в создании или работе примирительной комиссии (ч. 1 ст. 406 ТК РФ);

— в случае сознательного выбора сторонами коллективного трудового спора варианта рассмотрения его в трудовом арбитраже, минуя стадию рассмотрения с участием посредника;

— в случае если на первом этапе рассмотрения коллективного трудового спора (три рабочих дня) стороны не пришли к соглашению по его кандидатуре (ч. 1 ст. 403 ТК РФ);

— в случае если участие посредника в рассмотрении коллективного трудового спора не принесло результата и стороны по-прежнему имеют несогласованные позиции;

— в случае, когда его создание является обязательным, — для некоторых категорий работников, которые не имеют права на забастовку (ст. 413 ТК РФ).

3. Если работодатель уклоняется от создания трудового арбитража, а также в случае отказа от выполнения его решений работники могут приступить к организации и проведению забастовки (см. ст. 406 ТК РФ и комментарий к ней). Представляется, что эта ситуация возможна, когда трудовой арбитраж является второй стадией рассмотрения коллективного трудового спора, т.е. при отказе сторон от посредника. Если же предложение о создании трудового арбитража выдвигается представителями работников после рассмотрения спора с помощью посредника, то работодатель вправе отказаться от рассмотрения этого же спора еще и в арбитраже. Естественно, что право перейти к следующей стадии (забастовке) у работников при этом остается.

4. В создании и функционировании трудового арбитража активную роль играет Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), являющаяся государственным органом. Она на равных со сторонами спора участвует как в создании трудового арбитража, так и в определении его состава, выработке регламента, определении полномочий. Таким образом, трудовой арбитраж фактически является неким тройственным органом, который может урегулировать коллективный трудовой спор.

5. На создание трудового арбитража и рассмотрение в нем спора сторонам отводится максимум 8 рабочих дней: 3 дня с момента окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником для создания арбитража и 5 дней для рассмотрения спора. В рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже участвуют представители сторон спора.

6. Трудовой кодекс в общих чертах определяет полномочия трудового арбитража при рассмотрении коллективного трудового спора.

Поскольку рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже никогда не является его первой стадией (этому предшествует как минимум рассмотрение спора в примирительной комиссии, а возможно, и при участии посредника), то арбитраж не должен рассматривать (и пересматривать) вопросы, по которым стороны пришли к согласию.

Кроме того, теперь трудовой арбитраж принимает не рекомендации, а решение. Данное решение арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передается его сторонам в письменной форме.

7. Поскольку стороны сами избирают арбитров, то в случае заключения письменного соглашения об обязательности выполнения его решения стороны обязаны его выполнить.

8. На время разрешения коллективного трудового спора арбитры освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка (см. ст. 405 ТК РФ и комментарий к ней).

9. Трудовые арбитры обязаны сохранять государственную, служебную и коммерческую тайну, ставшую им известной при осуществлении примирительных процедур. Конфиденциальная информация, доверенная им в процессе рассмотрения спора, не должна распространяться и использоваться ими — прямо или косвенно — для личной или иной выгоды.

10. С целью оказания практической помощи территориальным органам по урегулированию коллективных трудовых споров федеральным подразделениям органов исполнительной власти субъектов РФ, на которые возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров, Постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г. N 59 утверждены Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже. Они могут применяться в той части, в которой не противоречат действующей редакции ТК РФ.

11. Комментируемая статья дополнена важным положением, в соответствии с которым создание трудового арбитража является обязательным и его решение имеет для сторон обязательную силу в случаях, когда законодательством запрещено проведение забастовки в целях разрешения коллективного трудового спора (см. ст. 413 ТК РФ и комментарий к ней).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если же стороны в данном случае не приходят к соглашению о создании трудового арбитража, его составе, регламенте и полномочиях, то решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров (Роструд).

12. Необходимо отметить, что законодательство не предусматривает механизма принудительного исполнения решения трудового арбитража. С одной стороны, имеется возможность привлечь работодателя к административной ответственности, с другой — у работников (в случае неисполнения решения трудового арбитража) появляются все основания для перехода к следующей стадии коллективного трудового спора — забастовке.


Источник: http://tkodeksrf.ru/ch-5/rzd-13/gl-61/st-404-tk-rf
Коллективных трудовых споров с участием посредника
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here