Федеральными законами коммерческая тайна сведения

Сегодня мы ответим на вопросы по теме: "Федеральными законами коммерческая тайна сведения" с профессиональной точки зрения с комментариями и выводами. Просьба все вопросы задавать дежурному специалисту.

Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ
«О коммерческой тайне»

С изменениями и дополнениями от:

2 февраля, 18 декабря 2006 г., 24 июля 2007 г., 11 июля 2011 г., 12 марта 2014 г., 18 апреля 2018 г.

Принят Государственной Думой 9 июля 2004 года

Одобрен Советом Федерации 15 июля 2004 года

ГАРАНТ:

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

29 июля 2004 года

Федеральным законом регулируются отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности и предупреждением недобросовестной конкуренции. Действие Закона распространяется на информацию, составляющую коммерческую тайну, независимо от вида носителя, на котором она зафиксирована.

Под коммерческой тайной понимается конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Устанавливается законодательное ограничение на отнесение информации к коммерческой тайне в интересах общества, государства и граждан. Так, режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении сведений о численности, составе работников, системе оплаты труда, об условиях труда, показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, наличии свободных рабочих мест, а также задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам.

Также устанавливается обязательность предоставления на безвозмездной основе органам государственной власти и местного самоуправления по их мотивированному требованию информации, составляющей коммерческую тайну.

Законом определяются права обладателя коммерческой тайны, регулируются отношения, связанные с коммерческой тайной, полученной при выполнении государственного контракта для государственных нужд. Также устанавливаются требования к охране конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе при трудовых отношениях и в гражданско-правовых отношениях.

Предусматривается ответственность за нарушение законодательства РФ о коммерческой тайне.

Грифы, нанесенные до вступления в силу Закона на материальные носители и указывающие на содержание в них информации, составляющей коммерческую тайну, сохраняют свое действие при условии, если меры по охране конфиденциальности указанной информации будут приведены в соответствие с требованиями Закона.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»

Текст Федерального закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 9 августа 2004 г. N 32 ст. 3283, в «Российской газете» от 5 августа 2004 г. N 166, в «Парламентской газете» от 5 августа 2004 г. N 144

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 35-Ф3

Изменения вступают в силу с 1 октября 2014 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/12136454/

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ пункт 1 статьи 3 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2008 г.

1) коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ пункт 2 статьи 3 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 октября 2014 г.

2) информация, составляющая коммерческую тайну, — сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны;

3) утратил силу с 1 января 2008 г.;

Информация об изменениях:

4) обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, — лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны;

5) доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, — ознакомление определенных лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну, с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации;

6) передача информации, составляющей коммерческую тайну, — передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем контрагенту на основании договора в объеме и на условиях, которые предусмотрены договором, включая условие о принятии контрагентом установленных договором мер по охране ее конфиденциальности;

Читайте так же:  Платит алименты бабушка

7) контрагент — сторона гражданско-правового договора, которой обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, передал эту информацию;

8) предоставление информации, составляющей коммерческую тайну, — передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления в целях выполнения их функций;

9) разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, — действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона

Источник: http://base.garant.ru/12136454/5ac206a89ea76855804609cd950fcaf7/

Федеральный закон о коммерческой тайне

Закон о коммерческой тайне определяет основные требования к составу и мерам защиты конфиденциальной информации, образующейся в процессе предпринимательской деятельности. О структуре и содержании этого нормативного акта узнайте из нашего материала.

Закон РФ о коммерческой тайне № 98-ФЗ (действующая редакция 2016 года)

Закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 № 98-ФЗ (ред. от 12.03.2014) регулирует отношения, связанные с соблюдением (установлением, изменением и прекращением) режима коммерческой тайны — специального порядка работы с информацией, позволяющей ее обладателю:

  • увеличить доход при существующих или возможных обстоятельствах;
  • сократить или свести к минимуму неоправданные расходы;
  • сохранить свое положение на рынке товаров (работ, услуг);
  • получить иную коммерческую выгоду.

Когда налоговая выгода признается необоснованной, узнайте из материалов:

Федеральный закон № 98-ФЗ о коммерческой тайне определяет алгоритмы работы с информацией, составляющей коммерческую тайну (ИКТ).

ИКТ — это сведения любого характера (технические, производственные и иные), обладающие следующими свойствами:

  • коммерческой ценностью (действительной или потенциальной) в силу неизвестности их третьим лицам;
  • недоступностью для третьих лиц на законных основаниях.

сфера и цели применения закона

расшифровка примененных в законе терминов и определений

порядок отнесения информации в разряд ИКТ

перечень сведений, которые не могут помещаться под режим коммерческой тайны

алгоритм предоставления ИКТ

перечисление прав обладателя ИКТ

описание мероприятий, защищающих ИКТ:

  • в рамках трудовых отношений;
  • при ее предоставлении госорганам

детализация видов ответственности:

  • за нарушение закона № 98-ФЗ;
  • непредоставление ИКТ госорганам

Закон № 98-ФЗ о коммерческой тайнеприменяется к ИКТ вне независимости от того, на каком носителе она зафиксирована. Носителями ИКТ могут быть:

  • бумага;
  • компьютерные накопители (внешние и внутренние);
  • оптические носители (лазерные диски и др.).

На каких накопителях фиксируется информация, необходимая для расчета налоговых обязательств, — см. в материалах:

Специфика терминологии закона № 98-ФЗ

В федеральном законе о коммерческой тайне привычная для субъектов рыночных отношений терминология применяется в специфической трактовке.

К примеру, термин «контрагент» в контексте данного закона означает сторону договора, получившую ИКТ от ее обладателя. Обладателем ИКТ закон называет лицо:

  • владеющее ИКТ на законных основаниях;
  • ограничившее доступ к ИКТ;
  • установившее в отношении ИКТ режим коммерческой тайны.

Отдельно расшифрованы термины «передача» и «предоставление», относящиеся к ИКТ:

  • под передачей ИКТ понимается получение контрагентом информации от ее обладателя в объеме и на условиях, предусмотренных договором (важное специфическое условие договора — контрагенту необходимо обеспечить охрану конфиденциальности полученной информации);
  • предоставление ИКТ — это процесс ее передачи от обладателя госорганам для выполнения их функций.

Кроме того, в законе выделено 2 специфичных термина, неразрывно связанных с ИКТ:

1. Доступ к ИКТ — это ознакомление определенных лиц с информацией при соблюдении следующих условий:

  • наличие согласия обладателя ИКТ на такое ознакомление (или иного законного основания);
  • обязательное соблюдение конфиденциальности в отношении полученной информации.

2. Разглашение ИКТ — это доступ к ней третьих лиц:

  • без согласия обладателя ИКТ;
  • в нарушение условий договора (трудового или гражданско-правового).

Нюансы оформления и специфику применения различных договоров узнайте из наших материалов:

Законное и незаконное обладание информацией (ст. 4 закона № 98-ФЗ)

Вопрос законности или незаконности получения ИКТ зависит в первую очередь от того, какие сведения попали в разряд коммерческой тайны.

В список ИКТ в зависимости от производственно-организационной специфики работы предпринимателей может попадать информация следующего характера:

  • учетная (сведения из учетных регистров и отчетности);
  • информационная (клиентские базы, условия сделок);
  • методологическая (алгоритмы ценообразования, нормативы расходов);
  • техническая (описание разработанных или находящихся в стадии разработки технологий и способов, промышленные образцы и модели);
  • охранно-обеспечительная (о средствах и методах обеспечения охраны имущества и интеллектуальной собственности).

Если информация не попала в перечень ИКТ, ее получение любым заинтересованным лицом не будет считаться незаконным.

Вторым важным аспектом законного или незаконного получения ИКТ является способ ее приобретения. ИКТ может быть получена заинтересованным в ней лицом двумя способами:

  1. С оформлением факта передачи договором с обладателем ИКТ (или на другом законном основании) — это путь законного получения ИКТ.
  2. Без оформления договора, при этом:
  • получение ИКТ было сопряжено с умышленным нарушением мер по охране ее конфиденциальности;
  • получатель информации знал о том, что приобретенные сведения относятся к ИКТ и передающее ее лицо не обладает полномочиями и законными основаниями для ее передачи.

Способ получения ИКТ «без оформления договора» является незаконным — за его использование предусмотрена ответственность (о ее видах читайте в одном из следующих разделов материала).

Законом № 98-ФЗ определен состав сведений, которые не могут быть определены как ИКТ вне зависимости от желания ее обладателя (см. далее).

Что невозможно засекретить (ст. 5 закона № 98-ФЗ)

Перечень сведений, которые не могут быть отнесены к ИКТ, приведен в ст. 5 закона о коммерческой тайне. Их можно объединить в следующие группы:

  • регистрационно-учредительные (информация из учредительных документов юрлица; документов, подтверждающих факт внесения записей о юрлицах и ИП в госреестры; списки лиц, имеющих право действовать от имени юрлица без доверенности);
  • разрешительные (сведения из документов, предоставляющих право на осуществление предпринимательской деятельности);
  • статистические (о численности и составе работников, о показателях деятельности НКО и др.);
  • социально-долговые (о долгах работодателей по зарплате и иным социальным выплатам);
  • административные (о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за их нарушение);
  • отчетно-бюджетные (об использовании бюджетных средств госучреждениями, ГУПами и МУПами, а также о составе их имущества);
  • конкурсные (об условиях аукционов и конкурсов по приватизации объектов государственной и муниципальной собственности);
  • общебезопасные (о факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасности населения и производственных объектов);
  • ограничительно-обязательные (сведения, недопустимость ограничения доступа к которым или обязательность раскрытия которых установлена федеральными законами).
Читайте так же:  Ст 98 о коммерческой тайне

Таким образом, статья 5 ФЗ о коммерческой тайне не позволяет обладателю коммерческой информации «засекретить» абсолютно все связанные с предпринимательской деятельностью сведения.

Как и когда предоставляются налоговикам сведения о численности работников и для чего они им нужны — узнайте из материала «Подаем сведения о среднесписочной численности работников».

Получатели конфиденциальной коммерческой информации (статья 6 закона № 98-ФЗ)

Привилегией по получению ИКТ обладают госорганы — в ст. 6 закона о коммерческой тайне определены условия и порядок такого предоставления ИКТ.

Обладатель ИКТ дает ее:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

1. На безвозмездной основе.

2. По мотивированному требованию госоргана, содержащему:

  • указание цели и правовое основание затребования ИКТ;
  • срок предоставления ИКТ;
  • подпись уполномоченного лица госоргана.

Если госорган, оформивший указанное требование, не получит затребованную информацию от ее обладателя, он имеет право запросить ее через судебные органы.

В п. 3 ст. 6 ФЗ о коммерческой тайне установлена обязанность обладателя ИКТ (и госорганов, ее получивших) предоставить ее по запросу:

  • органов предварительного следствия;
  • органов дознания;
  • судов.

При предоставлении информации на документах, содержащих ИКТ, наносится гриф «Коммерческая тайна» с указанием реквизитов ее обладателя:

  • для ИП — Ф. И. О. и место жительства;
  • для юрлиц — полное название и адрес местонахождения.

О значении для налогообложения термина «адрес местонахождения» узнайте из размещенных на нашем портале сообщений:

Обеспечительные меры по защите и неразглашении секретных сведений (последняя редакция закона № 98-ФЗ)

Для сохранения конфиденциальности ИКТ ее обладателю необходимо (п. 1 ст. 10 закона о коммерческой тайне):

  • уточнить список сведений, относимых к коммерческой тайне;
  • разработать алгоритмы обращения с ИКТ и контроля за их соблюдением;
  • учитывать получивших доступ к ИКТ лиц;
  • регулировать процесс использования ИКТ (включать особые условия в трудовые договоры с работниками и договоры ГПХ с контрагентами);
  • снабжать носители ИКТ грифом «Коммерческая тайна» с расшифровкой реквизитов обладателя.

Предпринятые обладателем «охранные» меры признаются разумно достаточными, если:

  • без согласия обладателя доступ к ИКТ невозможен;
  • обеспечивается возможность использования ИКТ работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.

За нарушение конфиденциальности полученной ИКТ предусмотрена ответственность 4 видов (ст. 14 закона № 98-ФЗ):

  • дисциплинарная;
  • гражданско-правовая;
  • административная;
  • уголовная.

Помимо ответственности за нарушение конфиденциальности, ст. 15 закона № 98-ФЗ предусматривает наказание:

  • за невыполнение обладателем ИКТ законных требований госорганов о предоставлении информации;
  • воспрепятствование получению ИКТ должностными лицами госорганов.

Итоги

Информация может попасть в разряд коммерческой тайны, если ее обладатель посчитает недопустимым ее распространение для широкого круга лиц (клиентские базы, новые технологии в стадии разработки и т. д.) и обеспечит ее охрану.

Знание требований закона о коммерческой тайне позволяет обладателям информации сохранить свои коммерческие секреты, а получателям сведений избежать ответственности за незаконное их разглашение.

Источник: http://nalog-nalog.ru/spravochnaya_informaciya/federalnyj_zakon_o_kommercheskoj_tajne/

Статья 6. Предоставление информации, составляющей коммерческую тайну

Статья 6. Предоставление информации, составляющей коммерческую тайну

1. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами.

2. В случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставить ее органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ в часть третью статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 7 сентября 2007 г.

3. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, а также органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие такую информацию в соответствии с частью 1 настоящей статьи, обязаны предоставить эту информацию по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

4. На документах, предоставляемых указанным в частях 1 и 3 настоящей статьи органам и содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну, должен быть нанесен гриф «Коммерческая тайна» с указанием ее обладателя (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 6 настоящего Федерального закона

Источник: http://base.garant.ru/12136454/8b7b3c1c76e91f88d33c08b3736aa67a/

Коммерческая тайна: защищаемся от изъятия

В каждой организации есть информация, которая обладает коммерческой ценностью, и разглашение которой является нежелательным. В различных ситуациях в состав такой информации могут включаться сведения о деятельности фирмы, ее контрагентах (наименование, ИНН, адрес), условия заключаемых ею сделок, различные внутренние проекты, расчеты и т.д.

При этом, желая ограничить доступ к подобным сведениям, компании обычно не выходят за рамки устных указаний своим сотрудникам, установления паролей на отдельных офисных компьютерах, а в крайнем случае – приобретения сейфа для хранения документов. Однако всех этих мер оказывается недостаточно, когда речь заходит о контрольных мероприятиях, проводимых различными государственными органами в отношении организации: при наличии соответствующих оснований компьютеры ими могут быть изъяты, сейфы вскрыты, а пароли – расшифрованы. В результате организация оказывается незащищенной перед лицом проверок со стороны различных контролирующих структур (налоговые органы, органы МВД и прокуратуры и т.п.)

Читайте так же:  Судебный порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров

О том, существуют ли правовые механизмы для защиты коммерческой информации от изъятия контролирующими органами, и пойдет речь в нашей сегодняшней рассылке.

Для особой информации – особый режим…

Возможность легальными способами защитить коммерческую информацию от разглашения появилась в российском законодательстве уже давно. Так, в соответствии с логикой главы 75 ГК РФ каждая организация вправе ограничить доступ к информации, связанной с ее предпринимательской деятельностью, а также установить в отношении нее режим коммерческой тайны, и тогда у этой организации возникнет исключительное право на использование соответствующих сведений, то есть, исключительное право на секрет производства (ноу-хау).

Но какая конкретно информация может быть защищена с помощью режима коммерческой тайны?! Ответ на этот вопрос содержится в Федеральном законе от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее – Закон о коммерческой тайне), согласно которому режим коммерческой тайны может быть распространен на любые сведения, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу их неизвестности третьим лицам. К их числу может быть отнесена информация любого характера, в том числе результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, сведения о способах осуществления профессиональной деятельности – например, содержание сделок с контрагентами, результаты исследований рынка, отчеты сотрудников, содержание деловой переписки и т.д. Исключения составляют сведения, содержащиеся в учредительных документах, численность и состав работников, задолженность по выплате заработной платы и некоторые другие сведения.

Главная задача, которая достигается после установления организацией режима коммерческой тайны, заключается в том, что с этого момента конфиденциальность подпадающих под действие этого режима сведений охраняется законом, также как и интересы организации, связанные с неразглашением этих сведений (в т.ч. из-за необоснованного изъятия со стороны контролирующих органов, доведения до сведения контрагентов и т.п.). Ведь согласно п. 1 ст. 14 Закона о коммерческой тайне лица, необоснованно получившие доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, могут понести за это дисциплинарную, гражданско-правовую, материальную, административную или уголовную ответственность.

Давайте разберемся: могут ли государственные органы на законных основаниях получить при проведении контрольных мероприятий доступ к информации, составляющей коммерческую тайну.

От чего защитит коммерческая тайна?

Общее правило, регламентирующее порядок предоставления государственным органам информации, составляющей коммерческую тайну, закреплено в ст. 6 Закона о коммерческой тайне. С одной стороны, в ней говорится, что по мотивированному требованию государственного органа о предоставлении информации, составляющей коммерческую тайну, обладатель этой информации предоставляет ее на безвозмездной основе. Вместе с тем, законом также предусмотрена возможность обладателя конфиденциальной информации отказаться от ее представления. В случае такого отказа соответствующий государственный орган вправе затребовать необходимую ему информацию только в судебном порядке.

Иными словами, если организация сочтет, что истребование у нее «засекреченной» информации может навредить ее интересам (например, из-за повышения риска ее утечки), она может отказаться от ее предоставления административному органу. И тогда насильственное изъятие соответствующей информации без санкции суда будет являться незаконным и станет основанием для привлечения виновных лиц к ответственности.

Например, информацию, составляющую коммерческую тайну, не вправе изымать правоохранительные органы – для ее получения им необходимо будет обратиться за санкцией суда, который и должен будет принять решение об обоснованности такого изъятия. При этом даже если силовики осуществят насильственное изъятие той или иной информации у налогоплательщика в нарушение закона, впоследствии они все равно не смогут использовать ее в качестве доказательств, поскольку такие доказательства будут считаться полученными с нарушением закона.

Однако из общего правила есть одно обидное исключение, которое касается изъятия у налогоплательщика информации налоговыми органами. Дело в том, что действующее российское законодательство не препятствует налоговикам осуществлять выемку документов и предметов в порядке ст. 94 НК РФ, даже если на них зафиксирована информация, составляющая коммерческую тайну, и для этого им не надо получать специальную санкцию суда. Предпосылки для возникновения у налоговых органов особого статуса при работе с «засекреченной» информацией состоят в следующем.

Так, в налоговом законодательстве предусмотрен специальный институт, направленный на защиту конфиденциальности информации о налогоплательщиках – институт налоговой тайны. Согласно ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике (за некоторыми исключениями). Все эти сведения имеют специальный режим хранения и доступа и не подлежат разглашению, в противном случае виновных лиц можно привлечь к ответственности. Это в полной мере обеспечивает соблюдение интересов проверяемого лица по сохранению конфиденциальности полученной налоговыми органами информации.

Вместе с тем, выемка документов и предметов налоговыми органами производится только на основании мотивированного постановления, причем исключительно в случае непредставления затребованных документов либо при наличии реальной угрозы уничтожения, сокрытия, изменения или замены этих документов. Доказать необходимость произведения выемки при отсутствии указанных выше обстоятельств достаточно трудно, поэтому налоговым органам проще привлечь для проведения выемки предметов милиционеров, для которых подобных ограничений нет. Тем более, что при проведении выездных налоговых проверок в состав проверяющих часто включаются представители МВД России, которые активно участвуют в ней, а при необходимости «содействуют» в изъятии предметов. Единственным препятствием для них может стать введение режима коммерческой тайны.

Однако для этого необходимо потрудиться. Посмотрим, в чем состоит порядок внедрения режима коммерческой тайны в организации.

Нюансы внедрения режима коммерческой тайны

На деле внедрение коммерческой тайны является весьма трудоемким процессом и требует профессионального подхода, поскольку данная процедура подвержена тщательной законодательной регламентации, и при несоблюдении каких-либо формальностей режим коммерческой тайны не будет считаться установленным, а соответствующая информация не получит защиты. Чтобы «режим секретности» начал действовать, необходимо выполнение нескольких обязательных условий, связанных с обращением конфиденциальной информации. Их лучше всего закрепить в специально разработанном Положении, которое утверждается приказом генерального директора. Что же это за условия?!

Читайте так же:  Муж говорит что не будет платить алименты

Прежде всего, необходимо определить перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, исходя из существующих потребностей. Например, судя по опыту работы Консалтинговой группы «Экон-Профи», целесообразно отнести к числу информации, составляющей коммерческую тайну, любые сведения об условиях сделок между организацией и ее контрагентами, содержащиеся в договорах, актах и иных сопутствующих документах, внутренние отчеты о проделанной работе, бухгалтерские справки и т.п.

Обратите внимание: при определении перечня информации, составляющей коммерческую тайну, не всегда обязательно ссылаться на видовые признаки соответствующих сведений – обычно можно ограничиться их общими характеристиками: например, содержание электронной переписки сотрудников организации с представителями бизнес-партнеров.

Во-вторых, к информации, составляющей коммерческую тайну, необходимо ограничить доступ. Выполнение данного условия достигается за счет введения специальных правил хранения материальных носителей информации, составляющей коммерческую тайну (например, документы – в сейфе, жесткие диски ЭВМ – в общедоступных местах, но при условии установления пароля), а также за счет наделения работников организации полномочиями по работе с такой информацией. При этом вопрос о полномочиях работников можно решить двумя путями: либо наделять каждого конкретного сотрудника определенными правами и обязанностями по работе с конфиденциальной информацией, либо в общем виде оговорить ограничения, вводимые для отдельных категорий сотрудников в связи с введением в организации режима коммерческой тайны. Не следует также забывать, что в трудовые договоры с ответственными сотрудниками следует внести дополнения об обязанности по соблюдению действующего в организации режима коммерческой тайны (в этом случае проще будет добиться выполнения установленных правил, а при необходимости – привлечь работника к дисциплинарной или материальной ответственности).

В-третьих, владелец конфиденциальной информации обязан вести учет лиц, которым она предоставляется или передается. В нашей практике ведение подобного учета обычно достигается путем утверждения соответствующих ведомостей (табелей), обязанности по ведению которых возлагаются на конкретных сотрудников организации.

Четвертым обязательным условием сохранности коммерческой информации является установление ограничений на использование такой информации работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров. Иными словами, работники и контрагенты, в случае получения доступа к такой информации должны быть уведомлены о статусе данных сведений, о порядке и условиях их использования.

Наконец, в-пятых, владелец информации должен обеспечить нанесение на материальные носители (документы, компьютеры и т.д.), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна» с указанием на полное наименование организации и место ее нахождения (для нанесения грифов лучше заказать ненаборный штамп в специализированной организации). Несмотря на кажущуюся формальность данного требования, его соблюдение также обязательно, поскольку сам факт отсутствия грифа на материальных носителях является достаточным основанием для признания режима коммерческой тайны неустановленным. В то же время предназначение грифа вполне ясно: он сигнализирует посторонним лицам об особом статусе информации, зафиксированной на конкретном материальном носителе.

Только при реализации всех вышеперечисленных мер режим коммерческой тайны будет считаться установленным, и у организации появится возможность защищать информацию от разглашения. Еще раз отметим: соблюсти все тонкости в данном случае непросто, поэтому если у налогоплательщика существует реальная потребность в защите конфиденциальности информации, доверить проведение соответствующих процедур обязательно нужно специалистам соответствующего профиля.

Источник: http://www.klerk.ru/law/articles/186145/

​​ФЗ 98 о коммерческой тайне

​Информация, касающаяся предпринимательской деятельности и не подлежащая, по мнению её обладателя, раскрытию широкому кругу лиц, защищена законом. Она хранится и передается контролирующим органам согласно установленному регламенту.

Общая характеристика

Хозяйствующие субъекты, действующие на территории РФ, создают и хранят информацию, касающуюся собственной деятельности. Она отражает сведения о:

  • финансовом положении;
  • производственных процессах;
  • управленческих технологиях.

Такие сведения признаются коммерческой тайной, т. к. их раскрытие может нанести вред предпринимательской деятельности.

Что регулирует закон

ФЗ N 98 регулирует отношения и действия, касающиеся введения, пересмотра и отмены режима КТ. Речь идёт именно о процессе сохранения ценной информации недоступной, и о мерах наказания за нарушение установленного порядка использования и передачи закрытых данных.

Данный закон регламентирует порядок предоставления субъектом такой информации в уполномоченные органы.

Текст документа

Закон состоит из ряда статей, каждая прописывает различные сферы его применения.

Статья из ФЗ N 98 Что регулирует
ст. 1 Цели и сфера действия ФЗ
ст. 2 Основные термины, применяемые в тексте Закона
ст. 4 Порядок отнесения сведений к категории коммерческой тайны и способы получения данной информации
ст. 5 Исключения, при которых данные не могут быть признаны КТ
ст. 6 Предоставление информации, содержащей коммерч. тайну
ст. 6.1 Права владельца информации, составляющей КТ
ст. 10, 11 и 13 Регламент охраны конфиденциальности сведений, содержащих КТ
ст. 14 и 15 Ответственность за нарушение положений ФЗ, отказ в передачи данных органам госвласти

В ст. 10, 11 и 13 описываются мероприятия, проводимые для защиты КТ в ходе трудовых отношений и при подаче отчетности органам госвласти.

Что является коммерческой тайной

Закон распространяется на всю информацию, признанную КТ, независимо от типа носителя, на котором она содержится. Она может храниться на;

  • бумаге;
  • внешних и внутренних устройствах хранения;
  • оптических носителях (дисках и пр.).

К такого рода информации относят все данные, которые позволяют субъекту:

  • получать и увеличивать доход при текущих или ожидаемых обстоятельствах;
  • сокращать издержки;
  • сохранять свои позиции на занятой сфере рынка;
  • извлекать коммерческую выгоду или преимущества другого характера.

Сюда относят сведения любого вида, которые обладают:

  • коммерческой ценностью (поскольку неизвестны другим субъектам);
  • закрытостью от третьих лиц по закону.

Поскольку рыночные отношения подразумевают конкуренцию между субъектами, то доступ к сведениям, дающим преимущество, ограничивается.

Закрытая информация может быть запрошена контролирующими органами (ФНС, МВД, судом и пр.), если возникла необходимость проверить законность деятельности и достоверность отчётности предпринимателя. Но она ни в коем случае не должна быть доступна сторонним субъектам.

Читайте так же:  Для оформления санитарной книжки необходимо

Какие сведения не могут быть коммерческой тайной

Хозяйствующий субъект не может скрыть все данные. К неразглашаемым сведениям нельзя отнести те, что относятся к одной из следующих групп:

  • регистрационно-учредительные (о самом субъекте, наёмных работниках, представителях, партнёрах и пр.);
  • долговые (о задолженностях перед персоналом и проводимым соцвыплатам);
  • разрешительные (о правоустанавливающих документах, дающих возможность вести деятельность, заключать сделки и пр.);
  • административные (свидетельствующие о привлечении к ответственности);
  • отчёты об использовании бюджетных средств и имущества;
  • конкурсные (о проведённых аукционах);
  • данные о соблюдении общественной безопасности (о вредных производственных факторах и пр.);
  • сведения ограниченного характера (данные, которые не должны быть ограничены или, наоборот, раскрыты согласно законодательству);
  • статистические (перечень нанятых сотрудников, показатели доходов и расходов и т. д.).

Отдельные нюансы режима коммерческой тайны

Безотказным доступом к КТ обладают только госорганы, занимающиеся:

  • предварительным следствием;
  • дознанием;
  • судебными разбирательствами.

Сведения им передаются бесплатно. На носителях должен быть проставлен гриф «Коммерческая тайна» и реквизиты субъекта.

Получить сведения, связанные с КТ, контролирующие инстанции вправе только после подачи требования о предоставлении сокрытых сведений. В направляемом запросе госорган обязан обозначить цель обращения, основание для получения информации, конкретную дату отправки и пр.

Регулирование режима коммерческой тайны в рамках трудовых правоотношений в РФ

В ФЗ используется схожая терминология, что применяется в других законах, регулирующих деятельность коммерческих организаций и ИП.

  • коммерческая тайна — это режим неразглашения информации, дающей конкурентное преимущество;
  • контрагентом считается лицо, получившее информацию, составляющую КТ;
  • передачей КТ признается открытие доступа к закрытым сведениям согласно договоренности, достигнутой сторонами;
  • предоставление КТ — это сам процесс передачи данных от их владельца другим лицам или госорганам.
  • доступом к КТ признается факт ознакомления определённых лиц с тайной информацией, если на это было получено согласие от обладателя и будет сохранена конфиденциальность.

Охрана конфиденциальности информации

Согласно ст. 10 ФЗ N 98, для обеспечения конфиденциальности КТ обладателю таких сведений требуется:

  • составить список информации, признанной неразглашаемой;
  • обозначить перечень лиц, которые наделены доступом к информации такого рода, и прописать в трудовых соглашениях с ними пункт о соблюдении режима конфиденциальности;
  • проставить на носителях КТ соответствующие грифы;
  • подготовить алгоритмы действий по обращению и контролю за соблюдением конфиденциальности КТ.

Все перечисленные меры должны быть отражены в специальном локальном акте — Положении о коммерческой тайне. Он утверждается соответствующим приказом начальника организации, после чего считается вступившим в силу.

Соблюдение неразглашения КТ прописывается в трудовых соглашениях, заключаемых с новыми работниками (ч. 4. ст. 57 ТК). Если режим конфиденциальности пересматривается, то с уже принятыми на работу сотрудниками подписываются дополнительные соглашения (согл. ч. 3 ст. 57 ТК). Если трудящийся получил доступ к КТ, это должно быть отражено в его личной карточке.

Нарушителя могут привлечь к ответственности:

  • дисциплинарной (ст. 81 и 192 ТК);
  • административной (ст. 13.14 КоАП);
  • гражданско-правовой (ст. 1472 ГК);
  • уголовной (ст. 183 УК).

Все обозначенные виды ответственности не являются взаимоисключающими, наоборот, они дополняют друг друга. Не позднее 6 месяцев после обнаружения нарушения работника могут уволить в одностороннем порядке, а также запросить возмещение нанесённого им ущерба (но только прямого действительного ущерба, т. е. упущенную выгоду).

Ответственность за разглашение коммерческой тайны

Чтобы наказать нарушителя за раскрытие закрытых данных, нужно сначала установить, какие именно сведения были признаны КТ. К примеру, в рамках производственно организационной деятельности это могут быть данные;

  • учётные (клиентские базы, условия договоров, регистры, отчётность и пр.);
  • методологические (алгоритмы ведения разного рода деятельности, применяемые субъектом);
  • технические (уже созданные или разрабатываемые технологии и иные техсредства);
  • охранные и обеспечительные (используемые способы охраны имущества и интеллектуальной собственности).

Другой критерий, используемый при рассмотрении дел об утечке КТ — способ получения таких данных. Заинтересованные субъекты могут заполучить её:

  • в рамках соглашения с обладателем;
  • без договора.

Второй способ признается незаконным, поскольку он, как правило подразумевает, что:

  • не были соблюдены меры неразглашения или они были нарушены умышленно;
  • получатель знал о том, что полученные им сведения являлись КТ, но не был вправе передавать или не был наделён доступом к сокрытым данным.

Независимо от способа, благодаря которому конфиденциальность данных была потеряна и к ним получили доступ третьи лица, если на то не было получено согласие держателя, такие действия признаются незаконными.

Последние изменения

В рассматриваемый нормативный акт в 2019 году внесли ряд поправок. В новой редакции Закона убрали формулировку, согласно которой заработная плата, выплачиваемая работникам, считалась социальной выплатой.

Введение новой статьи 6.1

Добавленная статья расширила перечень прав обладателя неразглашаемой информации. Он вправе:

  • вводить и прекращать режим КТ, менять условия его действия;
  • пользоваться закрытой информацией в собственных целях;
  • давать и закрывать доступ к ней сторонним лицам;
  • требовать от лиц, наделенных правом получить сокрытые данных, сохранения условий их охраны (актуально как в отношении тех, кому сведения предоставил сам владелец, так и тех, кому она стала известна по ошибке);
  • отстаивать свои при разглашении и использовании КТ, запросить возмещение понесённых убытков.

По сути, эта статья позволяет субъекту требовать от наёмных работников и контрагентов соблюдать режим КТ и требовать покрыть убытки, возникшие в результате его нарушения.

Итак, информация считается КТ, если она даёт преимущество или раскрывает подробности осуществляемой предпринимательской деятельности. Её держатель может ограничить к ней доступ для других лиц в рамках закона. Такие сведения должны охраняться и предоставляться таким образом, чтобы они оставались втайне от других лиц.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://zakonoved.su/fz-98-o-kommercheskoj-tajne-sut.html

Федеральными законами коммерческая тайна сведения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here