Долговые обязательства стран

Сегодня мы ответим на вопросы по теме: "Долговые обязательства стран" с профессиональной точки зрения с комментариями и выводами. Просьба все вопросы задавать дежурному специалисту.

Ликбез. Государственный долг в странах ЕС и как он работает

Одной из основных статей бюджетных расходов стран Европейского союза являются расходы по обслуживанию государственного долга. В 2010 году проблема госдолга Греции стала настоящей проверкой на прочность как зоны евро, так и всего ЕС. На фоне кризиса даже звучали прогнозы о выходе Греции из зоны евро и крахе евро как валюты. Однако ЕС в очередной раз доказал свою гибкость и через 8 лет — 20 августа 2018 завершилась антикризисная программа кредитования Греции. Спасение греческой экономики стоило около 400 млрд.евро, привело к введению мер жесткой экономии и обострению социальных проблем в стране. Но как устроена система государственного долга в других европейских странах и на что влияют параметры этого экономического феномена? Разбирались в нашей традиционной рубрике «Ликбез»

ЧТО ТАКОЕ ГОСДОЛГ?

Госдолг — это сумма, которая позволяет правительству, не дожидаясь появления собственных средств, покрывать стоимость бюджетных услуг, например, оказывать бесплатную медицинскую помощь, ремонтировать дороги или же выполнять иные социальные обязательства. Иными словами, госдолг — это разница между тем, сколько правительство потратило средств за год, и сколько денег у него на самом деле было в распоряжении.

Госдолг формируется за счет внутренних и внешних заимствований. Государство может выпускать специальные долговые бумаги, которые потом выкупаются ее гражданами, другими странами, бизнесом или финансовыми организациями. Правительство в ответ выплачивает проценты по этим облигациям, а самими деньгами может пользоваться на свое усмотрение. Отличие между внутренними и внешними заимствованиями в управлении — внутренняя задолженность в менеджменте значительно проще для страны, к примеру, проведя доп.эмиссию национальной валюты или же используя финансовый инструмент. В случае с внешним долгом все сложнее, так как условия его погашения прозрачны, а невозможность выплаты процентов приводит к тяжелым последствиям для страны.

На национальном уровне регулирование внешней задолженности осуществляется различными национальными институтами: министерством финансов, центральным банком, а также специализированными организациями (так называемыми «агентствами по управлению долгом»). Для оценки внешнедолговой устойчивости страны используются различные коэффициенты. Наиболее распространенным показателем является соотношение величины совокупного внешнего долга и ВВП. Данный показатель, по мнению МВФ, отражает степень рисков непогашения внешней задолженности различными странами мира. Если соотношение «внешний долг/ ВВП» превышает 50 %, считается, что данная страна может столкнуться с серьезными проблемами при погашении внешнего долга.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

За последние двадцать лет объем международного долгового рынка увеличился на порядок, а совокупный объем внешнего долга в мировом масштабе, включающий как рыночные, так и нерыночные заимствования, согласно данным Всемирного банка, достиг в начале 2018 г. уже более 100 % мирового ВВП.

ЧТО ОСОБЕННОГО В УПРАВЛЕНИИ ГОСДОЛГОМ В ЕС?

Главная особенность системы госдолга в ЕС — госдолга Союза не существует, но у каждой страны есть свой собственный. При этом 19 из 28 стран-членов ЕС входят в зону евро, использую его в качестве расчетной валюты и составляют Еврогруппу. Подобная структура стала необходимой из-за того, что страны имея общую валюту, не выстраивают общую фискальную политику, которая все еще остается в ведении национальных государств. Поэтому необходимы постоянные консультации, которые и проводит Еврогруппа каждый месяц.

Подобная ситуация и в финансовой сфере. В ЕС действует Европейская система центральных банков (ESCB) задача которой формировать общую финансовую стратегию ЕС. Страны еврозоны при этом входят в сферу подчинения специальному финансовому институту — Европейскому центральному банку, который вырабатывает финансовую стратегию евро. При этом у каждой страны ЕС все равно есть собственный Центральный банк, который автономен в своих действиях.

Таким образом, финансовая система ЕС состоит из трех элементов:

  1. ЦБ каждой страны вне зоны евро,
  2. ЦБ каждой страны еврозоны
  3. Европейского ЦБ

Фискальная система стран ЕС. Источник

Сама же европейская валюта регулируется обязанностями стран-членов соблюдать строгую бюджетную дисциплину, финансовое указания ЕЦБ, а также разумно управлять госдолгом.

ЧТО ДАЛО ВВЕДЕНИЕ ЕВРО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСДОЛГОМ?

Введение евро в 1992-2002 годах позволило всем странам еврозоны разделить финансовые риски и получить чрезвычайно высокие кредитные рейтинги, что прямо отразилось на стоимости их заемных средств.

По классификации рейтингового агентства Standard & Poor’s, рейтинг Греции определялся как «A», Португалии — «АА-», а у Ирландии и Испании он был наивысшим — «ААА». И-за столь высоких рейтингов стоимость внешних заимствований для этих стран мгновенно снизилась в несколько раз по сравнению с действовавшим уровнем национальных процентных ставок накануне их вступления в еврозону. В ноябре 2007 г. Процентная ставка по государственным долгосрочным облигациям Греции лишь на 0,34 % превышала соответствующий уровень Германии — государства ЕС с наивысшим уровнем платежеспособности.

Долгосрочные процентные ставки (доходность вторичного рынка государственных облигаций со сроками погашения до 10 лет) всех стран еврозоны. Источник

Кроме того, несмотря на звучавшие прогнозы экономистов после введения евро асимметрия экономического развития в ЕС между самыми развитыми и отстающими странами только усилилась.

ПОЧЕМУ ПРОИЗОШЕЛ ДОЛГОВОЙ КРИЗИС И ПОЧЕМУ БОЛЬШЕ ВСЕХ ПОСТРАДАЛА ГРЕЦИЯ?

Основные факторы долгового кризиса в странах Евросоюза были заложены еще в Договоре о создании Европейского экономического и валютного союза, подписанном в Маастрихте в 1992 году. В соответствии с маастрихтскими критериями порог допустимого уровня государственного долга (включая внешний и внутренний) был установлен на отметке 60 % ВВП. На момент принятия решения о будущих членах Европейского экономического и валютного союза этот критерий был нарушен в 11 государствах. За период с 2009 по 2014 г. общий размер государственного долга стран зоны евро вырос с 70 до 92 % ВВП. При этом, по данным Европейской комиссии, в проблемных странах зоны евро объем госдолга в 2014 г. в 2–3 раза превысил установленный Маастрихтским соглашением лимит в 60 % ВВП, обеспечивающий финансовую устойчивость: в Греции — 177,1 % ВВП, в Португалии — 130,2 и в Италии — 132,1 % ВВП.

Растущая долговая нагрузка в совокупности привела к масштабному долговому кризису еврозоны.

Особенно критическая ситуация наблюдалась в Греции, которая летом 2015 г. оказалась на грани суверенного дефолта по внешним обязательствам перед ЕЦБ и МВФ. Как выяснилось впоследствии, показатели реальных доходов бюджета подтасовывались, страна не справлялась с требования ЕС. Бюджет многие годы был дефицитным, доходная часть не исполнялась. Для покрытия дефицита Греция была вынуждена постоянно принимать новые долговые обязательства, что вело к росту закредитованности страны. Нерегулярное обслуживание госдолга привело к падению кредитного рейтинга страны, и она потеряла доступ к дешёвым финансам на рынке. Так как к тому времени у страны уже не было собственной валюты, она не могла допечатывать деньги, чтобы справиться с проблемами хотя бы через запуск инфляционных механизмов.

Читайте так же:  Отсрочка платежа как называется

Все это привело страну на грань дефолта в 2010 и затем в 2015 году.

КАК СПАСАЛИ ГРЕЦИЮ?

Проблема с Грецией осложнялась и положением Договора о Евросоюзе, согласно которому Центральным банкам стран ЕС запрещается предоставлять любые кредиты или приобретать долговые инструменты у правительств государств-членов Евросоюза.

Поэтому все страны Евросоюза столкнулись с дилеммой. С одной стороны, нарушение договорных обязательств по внешним кредитам и займам ставило под сомнение дальнейший успех европейской интеграции, а с другой стороны, объявление дефолта любой страны с евро фактически означало дефолт еврозоны, что привело бы к катастрофическим последствиям для единой европейской валюты.

В марте 2010 г. на саммите ЕС в Брюсселе главы государств и правительств одобрили план спасения Греции от дефолта. Пакет первоначальной помощи Греции составил 110 млрд. евро. Две трети необходимой суммы страна получила в форме кредита от 15 других участников еврозоны через специально созданный механизм стабилизации и одну треть — от МВФ. Привлечение МВФ к решению проблем Греции объяснялось не только намерением переложить на этот международный институт часть расходов, но и стремлением применить стандарты и внешний надзор со стороны МВФ для принуждения Греции к жесткой бюджетной дисциплине и исполнению обязательств по сокращению бюджетного дефицита до параметров, согласованных с ЕС.

КАК РЕФОРМИРОВАЛИ СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ ГОСДОЛГОМ В ЕС ПОСЛЕ ГРЕЧЕСКОГО КРИЗИСА?

Греческий кризис вынудил руководство Евросоюза выступить с новыми инициативами. В 2015 г. был подготовлен так называемый «Доклад пяти председателей». Его подписали председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер, председатель Европейского совета Дональд Туск, председатель Еврогруппы Йерун Дейссельблум, президент ЕЦБ Марио Драги и председатель Европарламента Мартин Шульц. Доклад содержит план консолидации валютно-финансовой сферы ЕС и фактическое переформатирование ЕС в единое политико-экономическое пространство к 2025 г.

Концепция нового консолидированного экономического и валютного союза на основе реального и глубокого сближения стран-членов базировалась на идее, что регулирование различных видов рисков, в том числе рисков суверенных дефолтов, требует создания соответствующих институциональных структур: Банковского, Налогового, Финансового союзов, Союза рынков капитала, а также Экономического и Политического союзов. Однако в 2015-2017 годах этот амбициозный план был фактически забыт из-за новых проблем ЕС: Брексита, миграционного вопроса, а также кризиса единства стран-членов Союза. Тем не менее, по прогнозу МВФ, к 2020 году еще более половины сегодняшних членов Еврозоны будут нарушать положение о не превышении 60% порога госдолга.

Государственный долг, первичное сальдо бюджета и рост реального ВВП в странах-членах ЭВС в 2014 и 2020 гг. (прогноз). Источник

КАК УСТРОЕНЫ ГОСДОЛГИ У ДРУГИХ СТРАН МИРА?

Долговое бремя несут все страны мира. Бесспорным лидером по величине внешнего долга являются США. Объем американского внешнего долга в 2015 г., по данным Всемирного банка, превысил 100 % национального ВВП и достиг 22 % мирового ВВП. В других странах-лидерах внешний долг еще больше превышал величину национального ВВП: в Германии в 1,5 раза, во Франции в 2,0 раза, в Великобритании в 3,1 раза, в Нидерландах в 4,7 раза. Если сравнивать соотношение между государственными и частными заимствованиями в структуре внешнего долга этих стран, то, к примеру, во Франции и Германии в 2015 г. удельный вес госсектора составлял около 30 %, а в США — 36,0 %.

В общем ряду стран выделяется Япония. При общем объеме государственного долга 240% ВВП более 90% долга, т.е. свыше 200% ВВП, принадлежит внутренним покупателям, что является одним из факторов устойчивости государственного долга, несмотря на столь высокий общий уровень данного показателя.

Устойчивый рост внешнего долга на фоне общей нестабильности последних лет в международном финансовом секторе уже стал отрицательно сказываться на кредитных рейтингах некоторых стран. К примеру, в сентябре 2016 года Moody’s понизило суверенный рейтинг Турции до «мусорного» уровня «B+», сославшись на повышение рисков, связанных с необходимостью увеличения внешних заимствований, и ослабление экономического роста и устойчивости институтов.

На этом фоне положительно выделяется Россия, общий объем внешнего долга которой на 1 января 2018 года сократился до 33% ВВП с 40% годом ранее. Однако только этих показателей для России недостаточно для

ЧТО В ИТОГЕ?

Проводя внутренние экономические преобразования, или реагируя на кризисные явления страны прибегают к внешним и внутренним источникам финансирования, увеличивая собственный госдолг. В большинстве случаев такое рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Полностью отказываться от заимствований как инструмента было бы стратегической ошибкой для многих государств. Однако, долговая нагрузка не должна быть фактором экономического торможения, как это получилось в случае с Грецией. Сама же величина долга по отношению к ВВп страны не является способом оценки его вреда для экономики, как показывает случай Японии.

Таким образом, ключевыми параметрами для формирования порога и структуры финансирования госдолга являются прозрачность финансовой системы и сбалансированная стратегия развития страны.

Редактор текста — Екатерина Пташкина

Рекомендуем также познакомиться с предыдущими материалами из рубрики «Ликбез»: о том, как функционирует санкционный механизм Евросоюза и как влияет на Россию членство в международных организациях

Источник: http://www.eedialog.org/ru/2018/09/26/likbez-gosudarstvennyj-dolg-v-stranah-es-i-kak-on-rabotaet/

МИРОВАЯ ВНЕШНЯЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ

В результате изучения материалов данной главы обучающийся должен:

знать

  • • определение внешнего долга, его структуру по кредиторам и заемщикам (дебиторам);
  • • структуру внешнего долга по формам инвестиций и по инструментам;
  • • структуру платежей по обслуживанию внешнего долга;
  • • источники накопления внешних долгов и способы урегулирования долговых обязательств по внешним заимствованиям;
  • • особенности внешней задолженности стран-эмитентов резервной валюты;

уметь

  • • определять динамику, объем и структуру внешнего долга по кредиторам и по дебиторам;
  • • определять долговую устойчивость национальной экономики по внешнему долгу и по платежам по его обслуживанию;
  • • выявлять и анализировать факторы, влияющие на формирование внешнего долга;

владеть

  • • методами классификации капитала по долговому фактору;
  • • методами определения внешней долговой устойчивости национальных экономик;
  • • навыками распределения внешних долгов по кредиторам и заемщикам (дебиторам).

Долговые проблемы развитых стран по внешним обязательствам

Бюджетные дефициты и государственные внешние долги

Мировая внешняя задолженность (мировой внешний долг) — это совокупные долговые обязательства стран мира, международных организаций, международных финансовых и оффшорных центров перед нерезидентами по государственным и частным долговым ценным бумагам, независимо от места их эмиссии, а также но государственным и частным займам, кредитам и другим долговым инструментам, номинированным в любых валютах. Источником увеличения мирового внешнего долга служат процентные платежи по ранее полученным кредитным средствам и новые внешние заимствования стран мира, международных организаций и др.

Читайте так же:  Молитва против долгов и кредитов

В условиях финансовой глобализации внешние заимствования, долги нерезидентам и их обслуживание прочно вошли в механизм функционирования национальных экономик, превратив страны мира в международных заемщиков и должников. Немногие из них привлекают внешние кредитные ресурсы, обладая достаточными и даже избыточными требованиями к нерезидентам-должникам, т.е. являются чистыми международными кредиторами. Абсолютное большинство стран мира — это чистые международные должники с превышением долговых обязательств резидентов перед кредиторами-нерезидентами над долговыми требованиями резидентов к нерезидентам.

Во второй половине первого десятилетия 2000-х гг. проблема мирового внешнего долга приобрела особую остроту, актуальность и значимость. В предыдущие годы в центре внимания мировых форумов, международных организаций, мировой общественности и властей находилась проблема урегулирования внешнего долга развивающихся стран, особенно стран с низким валовым доходом и чрезмерной задолженностью по внешним обязательствам.

Обострение проблемы мирового внешнего долга возникло в связи с нарастающим объемом суверенных долгов центрального правительства и кризисом ликвидности в развитых странах на фоне мирового финансово-экономического кризиса 2007—2009 гг., который возник в финансовой сфере США, быстро перекинулся в другие развитые страны и охватил производство. Через мировые товарные и финансовые рынки в результате резкого снижения мировых цен, чистого оттока капитала, ужесточения условий и удорожания международного кредита кризис пришел в развивающиеся регионы и страны с формирующимся рынком и приобрел общемировой характер.

Острый период кризиса с отрицательными темпами роста ВВП и международной торговли в основном был пройден в 2008 2009 гг. В 2010 г. США и ряд других стран восстановили положительные значения темпов роста ВВП и внешней торговли. Преодоление последствий кризиса в большинстве стран сопровождается неустойчивой динамикой экономического роста и рецессией.

Во многих развитых странах проблема государственного долга резко обострилась в результате роста бюджетного дефицита и нормы чистого заимствования. Совокупный бюджетный дефицит стран Большой семерки достигал 7,8% ВВП (2010), норма чистого заимствования поднималась до 10,8% ВВП в 2009 г.; в 2013 г. 4,3 и 5,9% ВВП соответственно. В США бюджетный дефицит поднимался до 10% ВВП (2010), норма чистого заимствования — до 14,7% ВВП (2009), в 2013 г. они составили 5,4 и 7,3% ВВП соответственно. В Великобритании бюджетный дефицит и норма чистого заимствования в 2009 г. превышали 10% ВВП, в 2013 г. — 3,8 и 5,3% ВВП соответственно.

Бюджетный дефицит Японии и в 2013 г. был наивысшим среди крупных развитых стран — 6,9%, норма чистого заимствования — 7,2% ВВП. Еврозона пережила тяжелые испытания в 2009—2010 гг., когда дефицит бюджета составлял 4,8%, норма чистого заимствования — 6,4—6,2% ВВП; в 2013 г. — 1,3 и 3% ВВП. Германия имеет наилучшие показатели, ее среднегодовые показатели по бюджету в 1998 2007 гг. равнялись минус 2,4% ВВП,в 2008 2012 гг. — минус 1,2% ВВП, в 2013 г. — плюс 0,3% ВВП; но чистому заимствованию в среднем за 1998—2011 гг. — минус 2% ВВП, в 2012— 2013 гг. — плюс 0,1% ВВП.

Государственные долги развитых стран увеличиваются. За 2008- 2012 гг. валовый государственный долг Японии увеличился с 191,8 до 243,2% ВВП, чистый государственный долг — с 89,3 до 112,4% ВВП; США — с 72,8 до 104,5% ВВП (с 50,4 до 81,3% ВВП); Великобритании — с 51,9 до 90,1% ВВП (с 48 до 83,1% ВВП); еврозоны — с 70,3 до 95,2% ВВП (с 54,1 до 72,4% ВВП); Германии — с 66,8 до 78,1% ВВП (с 50 до 55,7% ВВП).

Для развитых стран, не входящих в зону евро не существует предельных значений по государственному долгу, но они есть для стран — членов еврозоны, которые служат ориентиром и для других развитых стран. Пороговыми показателями считается государственный долг до 60% ВВП и бюджетный дефицит до 3% ВВП. Многие страны не выполняли эти нормы еще до кризиса, а во время кризиса в абсолютном большинстве стран предельные нормы по государственному долгу и по бюджетным дефицитам были значительно превышены.

Государственный долг США. Государственная политика США в отношении федерального (суверенного) долга страны имеет свои особенности, ибо США — эмитент резервной валюты, а американский доллар фактически является мировой валютой. Суверенный долг США (The United States government debt) — задолженность федерального правительства США перед своими кредиторами; к суверенному долгу США не относятся долги штатов, муниципалитетов, других государственных (общественных) институтов, они вместе с суверенным долгом образуют государственный (public) долг США.

В 2013 г. государственный долг США составил 17,45 трлн долл., что равнялось 106,6% ВВП (в 2007 г. 65,6% ВВП); при этом на душу населения приходилось более 53 тыс. долл. государственного долга, что превысило ВВП на душу населения (50,1 тыс. долл.). В структуре государственного долга США внутренний долг составляет более 70%. В марте 2012 г. внешний государственный долг США оценивался в 5,12 трлн долл. В первую десятку кредиторов входили: Китай (22,86%), Япония (21,16), ОПЕК (4,97), Бразилия (4,64), Карибский оффшорный центр (4,93), Тайвань (3,6), Швейцария (2,89), Россия (2,87), Гонконг (2,71), Люксембург (2,67%) и др.

С 1917 г. предельный размер федерального долга США определяется Конгрессом. За время кризиса США неоднократно находились на грани технического дефолта, и Конгресс после долгих и трудных дебатов каждый раз поднимал планку федерального долга. 2 августа 2011 г. за 12 часов до возможного объявления дефолта Конгресс проголосовал за увеличение госдолга; в тот же день президент Б. Обама подписал Закон о госдолге, и на другой день были размещены новые казначейские (государственные) ценные бумаги на несколько сот миллиардов долларов. На фоне роста государственного долга и дефицита государственного бюджета рейтинговое агентство Standard & Poor’s понизило кредитный рейтинг США с максимального «ААА» до «АА+».

30 января 2012 г. законодательный предел государственного долга США был поднят на 2,1 трлн долл. до 16,394 трлн долл. К концу года он превысил установленный уровень, и 31 января 2013 г. Конгресс США срочно одобрил Закон «О фискальном обрыве», в очередной раз предотвратив дефолт. Опасность дефолта вновь возникла осенью 2013 г., и мир снова замер в ожидании дефолта, что несколько странно, ибо власти США управляют дефолтом совершенно самостоятельно. Они сами определяют допустимый объем долга, сами печатают доллары, эмитируют казначейские бонды, которые охотно раскупают и резиденты, и нерезиденты.

Читайте так же:  Основная работа стала совместительством

Отличия государственного долга США от государственных долгов других стран весьма существенны и заключаются в следующем:

  • • основным кредитором выступает само государство (Федеральная резервная система, федеральные ведомства, штаты и муниципалитеты), доля которого в структуре держателей долга составляет более 45%, а задолженность казначейства перед нерезидентами обычно составляет 25—30%;
  • • долговые государственные обязательства перед резидентами и нерезидентами номинированы в национальной валюте; и они могут быть оплачены ее эмиссией;
  • • казначейские цепные бумаги продаются и обращаются на открытом рынке и доступны резидентам и нерезидентам, которые, особенно во время кризиса, предпочитают не доходность, а сохранность своих капиталов;
  • • весь объем выпущенных государственных обязательств более-менее равномерно распределен во времени — от одного месяца до 35 лет, и пики выплат не ожидаются;
  • • казначейские ценные бумаги выпускаются с различными сроками погашения, что фактически позволяет при высоком спросе заменять ценные бумаги, срок погашения которых наступил, новыми эмиссиями;
  • • динамика государственного долга имеет достаточно управляемый характер, она определяется бюджетным дефицитом, который резко возрос во время кризиса за счет огромных вливаний государства в оздоровление экономики, в том числе в поддержание потребительского спроса.

К 2013 г. ожидалось снижение бюджетного дефицита до 4,6% ВВП (но факту 5,4); к 2016 г. предполагается cm снизить до 3,4% ВВП за счет сокращения части социальных программ кризисного периода и расширения налоговой базы в условиях роста экономики.

Доля государства в лице органов государственного управления и денежно-кредитного регулирования во внешнем долге большинства развитых стран заметно увеличивается. За 2003—2012 гг. доля государства во внешнем долге США поднялась с 26,2 до 35,7%, соответственно доля корпораций снизилась с 73,8 до 64,2%; в Японии доля государства увеличилась с 18,2 до 35,2%; в Великобритании она возросла в 2,5 раза, но осталась на низком уровне (6,9%).

Источник: http://studme.org/77556/ekonomika/mirovaya_vneshnyaya_zadolzhennost

Госдолг стран мира 2018

Чтобы оценить реальную долговую нагрузку некоторой страны экономисты используют процентное отношение долгов к внутреннему валовому продукту (по аналогии с реальной жизнью это отношение долга к зарплате в процентах).

Следует отметить, что невсегда маленький госдолг является фактором того, что страна процветающая и хорошо развитая. В некоторых случаях это означает, что данной стране другие государства просто не дают в займы (например, подобным государством является Венесуэлла — 158 позиция в таблице ниже).

Кстати, на рост государственного долга США в реальном времени можно посмотреть по ссылке — http://fincan.ru/articles/13_gosdolg-ssha-v-realynom-vremeni/.

График:

Таблица. Госдолг стран мира 2018, % к ВВП:

По статистике, публикуемой Международным Валютным Фондом. Обновлено 21.07.2018.

Госдолг Российской Федерации на фоне других государств является относительно небольшим. По информации, которую предоставляет Центральный Банк Российской Федерации, он составляет чуть больше двухсот пятидесяти миллиардов долларов. Следует отметить, что эта цифра без учета корпоративных долгов (займов российских компаний). Но, если учесть факт, что многие крупные из них являются государственными, то госдолг в этом случе составляет уже больше пятисот миллиардов долларов.

Источник: http://fincan.ru/articles/15_gosdolg-stran-mira-2018/

Государственный долг стран мира

При необходимости прибегать к внешним заимствованиям при финансировании дефицита бюджета страны мира становятся участниками международных кредитных отношений, т.е. международными заемщиками и кредиторами.

Внешняя задолженность (внешние долги) — долговые обязательства стран-заемщиков перед внешними кредиторами и инвесторами, которые возникают при получении международных банковских кредитов, эмиссии облигаций и получении займов у официальных иностранных и международных учреждений, предполагают возврат кредита и процентов вне зависимости от экономической ситуации в стране-заемщике.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Баланс внешней задолженности — баланс активов и обязательств (пассивов) по международным инвестициям. Превышение активов над пассивами характеризует страну как чистого кредитора, превышение пассивов над активами — как чистого должника.

Государственный долг — накопленный объем основной суммы долга и процентов по нему (на определенную дату), выраженный в национальной или иностранной валюте.

Единство измерителя обязательно, поскольку долг может быть одновременно в национальной и в нескольких иностранных валютах.

Национальный внешний долг определяется как сумма государственного и частного долга к погашению нерезидентам в иностранной валюте, товарами или услугами.

Самый высокий уровень долговой нагрузки зафиксирован в Японии,

где объем государственного долга к ВВП составляет 229% (табл. 14.3). Следом за Японией по этому показателю идет Греция, на третьем месте находится Италия, которая использует все возможности, чтобы избежать участи Греции. Государственный долг США продолжал расти, и его отношение к ВВП уже превысило 100%. Но необходимо понимать, что американская экономика является крупнейшей в мире, кроме того, у Соединенных Штатов есть возможности для получения эмиссионного дохода.

ВВП и государственный долг по состоянию на декабрь 2015 г.

Государственный долг, % к ВВП

1 URL: http://top.rbc.ru/economics/ll/05/20l2/649810.shtml.

Государственный долг, % к ВВП

Источник: URL: http://www.tradingeconomics.com/country-list/government-debt- to-gdp.

Во время кризиса 2008 г. большая часть резко сократившегося мирового притока финансовых ресурсов направлялась в американскую экономику, а нерезиденты продолжали покупать казначейские обязательства США.

Финансовый кризис сопровождался резким сокращением мировых финансовых потоков в страны Центральной и Восточной Европы, СНГ. В 2007 г. совокупный приток финансовых ресурсов достиг 1,7 трлн долл. (9,8% ВВП этих стран), а отток — 2,35 трлн долл. (13,3% ВВП этих стран).

На грани дефолта оказалась Греция: в 2011 г. ее государственный долг превысил 150% ВВП, безработица — 16% (среди молодежи — 30%). Бюджетные дефициты имели также Португалия, Ирландия и Италия.

В 2010 г. был сформирован пакет финансовой помощи Греции в размере 110 млрд евро, в том числе от МВФ — 30 млрд, от стран — членов еврозоны — 80 млрд. Позднее помощь Греции была увеличена до 130 млрд евро. С 2010 г. Греция получает транши в обмен на резкое сокращение государственных расходов и увеличение налогов. В марте 2012 г. реализована договоренность с частными кредиторами о реструктуризации греческих суверенных долгов с дисконтом. 3 июля 2013 г. Греция получила 1 млрд евро кредитов от Европейского фонда финансовой стабильности. Держатели 85,8% греческих государственных облигаций в частном секторе согласились добровольно обменять их на новые долговые бумаги. В результате 106 млрд евро долга Греции списали, а остальную сумму инвесторы должны будут получить с 53,5%-ным дисконтом через 30 лет.

Страны еврозоны договорились о предоставлении Греции очередного кредита в 10,3 млрд евро и впервые сошлись во мнении о необходимости списания части 320-миллиардного греческого государственного долга не ранее 2018 г. и только при соблюдении ряда финансовых условий и макроэкономических показателей

В последние годы профицит счета текущих операций в еврозоне в абсолютном выражении вырос с 3,5 млрд в 2010 г. до 122,4 млрд евро в настоящий момент. Для еврозоны это результат снижения внутреннего спроса, которому способствовало ужесточение монетарной политики.

Читайте так же:  Увольнение из армии по несоблюдению условий контракта

Что касается Германии, монетарный союз пришел на помощь экономике страны, что позволило немецким банкам отправлять капитал в остальные страны еврозоны без риска изменения валютного курса, поскольку страны используют единую валюту.

Политика универсальных процентных ставок и сближение финансовой и экономической политики привели к интересному эффекту — правительственные облигации Греции торгуются с минимальной премией к облигациям Германии (тогда как на пике кризиса еврозоны спред (разрыв) был огромным, что более логично).

Монетарный союз позволил Германии достичь экономического роста за счет экспорта. В результате этого периферийные страны ЕС нарастили свою задолженность, а Германия выступила основным кредитором потребления. Германия выиграла от финансовой интеграции, на ней благоприятно сказались внутренние трудовые реформы, которые способствовали росту предложения рабочей силы в стране. Это, в свою очередь, привело к снижению реальных заработных плат, а следовательно, росту прибыли корпораций в Германии.

Реформы начала 2000-х гг. снизили налоги с фонда оплаты труда и уменьшили пособия по безработице. Это привело к сокращению удельных расходов на оплату труда, повысив конкурентоспособность экспорта и увеличив профицит торгового баланса Германии ценой увеличения его дефицита «на периферии».

С начала долгового кризиса в еврозоне (2010 г.) финансовая политика ЕС была направлена на уменьшение реальной заработной платы и повышение за счет этого конкурентоспособности стран европейской периферии. Снижение реальной заработной платы и социальных расходов привело к уменьшению доходов, что, в свою очередь, вызвало сокращение внутреннего спроса. Результатом этого стало сокращение номинального ВВП многих экономик ЕС.

Все это привело к тому, что Германия является причиной дисбалансов не только в еврозоне (что ставит под вопрос долгосрочные перспективы существования самого валютного союза), но и — в значительной степени — во всей мировой экономике, для которой огромный профицит счета текущих операций Германии служит одним из источников дефляционного давления. При этом темпы роста производительности труда в Германии на 25% ниже среднего показателя стран ОЭСР.

Значительный и продолжающий увеличиваться профицит счета текущих операций Германии, когда главной целью является увеличение экспорта, в итоге приводит к чрезмерному сбережению и отсутствию роста потребления. Некоторые исследователи считают, что страна не хочет признавать свою ответственность в качестве основной профицитной экономики в общем союзе. Стремление Германии к сбалансированному бюджету ведет к тому, что основное бремя корректировки ложится на дефицитные экономики. Нежелание профицитной экономики фокусироваться на международных проблемах в свое время привело к краху золотого стандарта и Бреттон-Вудской системы. Что касается развивающихся экономик, неизвестно, постигнет ли их та же судьба, что и периферийные страны евро- зоны в ответ на профицит в Германии.

Что же касается крупнейшей дефицитной экономики, то государственный долг США в 2016 г. вырос до 19 трлн долл., что составило 104,7% ВВП страны.

Государственный долг США или национальный долг США ) представляет собой задолженность, которую федеральное правительство США имеет перед своими кредиторами. К государственному долгу США не относятся долги отдельных штатов, корпораций или физических лиц, даже гарантированные государством, а также средства, принадлежащие получателям социальной помощи.


Рассматривая современный внешний долг США как составную часть общегосударственного долга у дефицитной, по существу, экономики, можно сказать, что на январь 2015 г. сумма внешнего долга США составила 17,1 трлн долл. (табл. 14.4).

Внешний долг США (на 31 декабря 2014 г.)

Государственные органы и экономические сектора

Источник: http://studme.org/125337/finansy/gosudarstvennyy_dolg_stran_mira

Что такое гос. долг страны?

Есть такой интересный показатель – государственный долг страны. Он вроде как вполне публичный, любой может посмотреть и узнать внутренний и внешний долг любого государства, но, к сожалению, немногие понимают, что означает эта цифра. Постараемся объяснить, что это за показатель и с чем его едят.

Государственный долг – это обязательство страны перед частными лицами, компаниями и другими странами. Госдолг бывает внутренним и внешним. Внутренний формируется за счет продажи экономическим агентам (компаниям и домохозяйствам) государственных облигаций, внешний – за счет размещения суверенных облигаций на открытом рынке и получения суверенных кредитов от иностранных государств.

Многие ошибочно считают, что если у страны много долгов, то ее экономика находится в заднице. Это не так. Совсем не так. Я бы даже сказал, что все наоборот – если у страны большой долг, значит, у нее всех хорошо. Ведь что означает большой долг? Он означает, что стране дают деньги. Поверьте, если вам кто-то дает деньги, то он уверен, что вы эти деньги в состоянии вернуть. Со странами тоже самое. Если условный МВФ или ЕБРР дает деньги Эстонии, то он уверен, что Эстония эти деньги вернет.

Перед нами карта стран мира по величине внешнего долга:

Не трудно увидеть, что у всех развитых стран огромная величина долга. У бедных же стран (взгляните на ту же Африку) долгов почти нет, ведь им никто не дает деньги. Их экономика не в состоянии вернуть.

Многие люди, называющие себя экономистами, аналитиками и экспертами, уже лет 20 прогнозируют крах экономики США. В качестве подтверждения своих слов они указывают на растущий показатель внешнего долга Штатов. И это правда, у Америки самый большой долг в мире и он продолжает расти. А все потому, что весь мир хочет одолжить им деньги, поскольку уверены, что в США не наступит кризис и они вернут всё. То есть наши «экономисты» говорят противоположное тому, что происходит в мире.

Примерно тоже самое происходит и с частными предприятиями. Кто крупнейший должник в Украине? Вне сомнений, это ПриватБанк. Потому что у него больше всех депозитов. Это деньги не банка, они чужие и банк их должен вернуть людям. На этом основании можно считать, что ПриватБанк самый большой должник и он находится в кризисном положении. Но ведь все знают, что это не так, и продолжают нести в него деньги, делая тем самым его еще большим должником. А между тем, это самый успешный банк Украины.

Если у страны много долгов, значит внутри нее много денег. Эти деньги всегда работают, они не могут лежать просто так. На них строятся заводы, покупаются товары, осуществляются исследования и т.д. И даже если эти деньги украдены, все равно они куда-то тратятся в стране, а значит, они работают. Интересная формула подсчета величины долга, которую может позволить себе страна. Она основывается на величие ВВП государства.

Если ваши доходы, обеспеченные взятыми кредитами, растут быстрее, чем долги, значит, вы ведете правильную финансовую политику.

До каких пор размер долга является приемлемым? До тех самых, пока рост вашего богатства (в случае страны – ВВП), обеспеченный им превышает объем текущих обязательств по погашению. Если вы растете со средним темпом 3% в год, а ежегодные выплаты составляют 2% от размера ВВП — это абсолютно нормальный показатель. Соединенные штаты на протяжении своей истории были самым большим, при этом – наиболее надежным заемщиком на планете. При том, что были периоды истории, когда дефицит бюджета доходил и превышал 100% ВВП. Тем не менее, американские суверенные облигации остаются самой тихой (потому и самой низкодоходной) гаванью планеты. Отчасти это доказывается простым эмпирическим примером: российское политическое руководство может сколько угодно не любить заокеанских капиталистов, но резервы предпочитает хранить в их бумагах.

Читайте так же:  Выдача разрешения на подготовку места работы

Таким образом, можно сделать вывод, что высокий размер государственного долга отнюдь не означает, что страна находится в кризисе. С практической точки зрения большой гос. долг часто является показателем доверия к государству. Часто страны с большим долгом имеют развитую экономику и высокий уровень жизни. Впрочем, нельзя утверждать, что долг – это какой-то абсолютный показатель развитой экономики, ведь вполне реально встретить страну, имеющую огромные долги и находящуюся в глубоком кризисе.

Источник: http://nonews.co/economica/takoe-gos-dolg-strany

Внешний государственный долг

Государственный долг – под этим термином подразумеваются долговые обязательства, которые принимает на себя государство перед международными организациями, иностранными государствами, юрлицами и физлицами.

Различают внешний и внутренний государственный долг.

Внешний государственный долг – обязательства, которые страна несет перед нерезидентами и выплачивает в иностранной валюте

Под внутренним государственным долгом понимаются обязательства перед резидентами, выраженными в национальной валюте.

Иными словами, деление на внешний и внутренний долг (по действующему Бюджетному Кодексу России) производится по валюте займа.

О государственном долге

Государственный долг может носить:

  • Краткосрочный характер (срок – до 1 года включительно)
  • Среднесрочный характер (интервал от 1 до 5 лет)
  • Долгосрочный характер (срок – от 5 до 30 лет).

Соответственно, государственный долг погашается должником, согласно установленным срокам – при этом, длительность займа не может быть более тридцати лет. Как следствие, управление государственным долгом возложено на действующее правительство.

На примере Российской Федерации

Существует порог – максимальный объем государственного внешнего государственного долга. Объем определяется законом о федеральном бюджете, что принимается на очередной год. Согласно действующего законодательства России, ст. 106 Бюджетного кодекса РФ предусмотрен предельный уровень объема внешних государственных займов. Он не может превысить 1-годовой объем платежей по погашению, а также обслуживанию долга.

Помимо максимального объема государственного долга, правительство также утверждает программу внешних государственных заимствований. Программа отображает общее количество внешних заимствований из федерального бюджета на финансовый год. Также здесь обязательно указываются источники заимствования, цели, объем займа, а также сроки возврата. Отдельно в программе оговариваются государственные гарантии и займы, размер которых превышает отметку в 10 миллионов американских долларов (эквивалентная сумма).

Государственная гарантия

Под термином «государственная гарантия» понимается способ обеспечения правовых обязательств. Таким образом, РФ, выступая гарантом, предоставляет письменное обязательство о несении ответственности перед лицом, гарантию получившим, а также обязательств перед третьими лицами.

Вышеприведенный Закон о Федеральном бюджете на будущий год определяет максимально возможный размер суммы государственной гарантии. Сумма государственных гарантий, которая выражается в иностранной валюте, будет включена в состав внешнего государственного долга.

Министерство финансов РФ ведет государственные книги внешнего (а также внутреннего) долга России.

Государственная долговая книга

Сюда вносятся данные про общий объем долговых обязательств, которые имеет РФ, субъекты федерации, а также муниципальные образования. Данные про займ вносят в Государственную долговую книгу не более чем через трое суток со дня возникновения обязательства.

Чтобы снизить долговое бремя, правительство РФ может принять решение о реструктуризации внешнего государственного долга. Реструктуризация – это погашение старых долговых обязательств путем взятия нового заимствования (размер нового заимствования не может превышать объема погашаемой задолженности) и согласие на новые условия долгового обслуживания.

Инструменты управления

Правительство страны имеет несколько эффективных инструментов, которые позволяют им управлять государственным долгом. Всего их 4:

  • Конверсия внешнего долга
  • Конверсия государственного займа
  • Консолидация
  • Новация

Под термином «новация» понимают замену первоначального обязательства сторон на новое обязательство с другим способом исполнения.

Термин «консолидация» означает объединение нескольких займов в один долгосрочный. При этом изменяется процентная ставка.

Конверсия внешнего долга – это инструмент, используемый для сокращения внешнего долга путем выполнения перед кредиторами долговых обязательств. Конверсия предусматривает передачу кредиторам акций, а также векселей, выраженных в национальной валюте.

Конверсия государственного займа – инструмент, с помощью которого можно изменить первичные условия займа, которые касаются доходности. Наиболее часто при конверсии государственного займа правительство преследует цели снижения процентной ставки.

Программа предоставления кредитов иностранным государствам

Чтобы обеспечить собственные внешнеэкономические и внешнеполитические интересы, в РФ действует программа о предоставлении займов иностранным государствам. Предоставление кредитов утверждается в законе о федеральном бюджете, который составляется на будущий год.

В программу включены:

  • Перечень кредитов
  • Цели предоставления кредитов
  • Предоставляемые суммы
  • Получатели.

Если правительство приняло решение о реструктуризации кредита или его полном списании – это решение требует обязательной ратификации в Государственной думе.

О внешнем финансировании

Внешнее финансирование государства необходимо для привлечения дополнительных финансовых источников, что будут использованы для дополнительного финансирования государственных расходов и дефицита государственного бюджета в случае, если иные источники государственных средств были исчерпаны.

Иными словами, внешнее финансирование необходимо в случае, когда есть необходимость финансировать дефицит государственного бюджета и собственные расходы в случае, если мобилизовать такие средства внутри страны не представляется возможным.

Система управления государственным долгом

Разумеется, нельзя обойтись без системы управления долгами государства. Действующая система работает таким образом:

  • Погашаются проценты
  • Погашается капитальная сумма долга
  • В случае необходимости, происходит рефинансирование госдолга

Стандартный процент ссудных капиталов для государств-заемщиков на международном рынке составляет 4 года.

Рефинансирование государственного долга

Под этим термином понимается система мер, которая направлена на изменения условий взятых кредитов — процентов, объемов или сроков. Используются следующие инструменты:

Начнем с последнего. Под термином «аннуляция» подразумевают отмену долга. Может быть применена только при полном банкротстве страны (как должника)

Секьюритизация – инструмент, позволяющий перепродать облигации государственного займа на фондовой бирже.

Под термином «капитализация» понимается реструктурирование государственных облигаций в частные ценные бумаги (осуществляется путем перепродажи их на бирже)

Пролонгация предусматривает возможность продления долговых сроков, а также погашения процентов.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://utmagazine.ru/posts/8844-vneshniy-gosudarstvennyy-dolg

Долговые обязательства стран
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here