Долговые обязательства государства

Сегодня мы ответим на вопросы по теме: "Долговые обязательства государства" с профессиональной точки зрения с комментариями и выводами. Просьба все вопросы задавать дежурному специалисту.

Статья 98. Структура государственного долга Российской Федерации, виды и срочность долговых обязательств Российской Федерации

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ статья 98 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2008 г.

Статья 98. Структура государственного долга Российской Федерации, виды и срочность долговых обязательств Российской Федерации

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 98 БК РФ

1. Структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации по установленным настоящей статьей видам долговых обязательств.

2. Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:

Информация об изменениях:

Подпункт 1 изменен с 2 августа 2019 г. — Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 278-ФЗ

1) кредитам, привлеченным Российской Федерацией от кредитных организаций, иностранных государств, международных финансовых организаций и (или) иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;

3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

4) государственным гарантиям Российской Федерации;

5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.

3. Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).

4. В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:

1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Подпункт 2 изменен с 2 августа 2019 г. — Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 278-ФЗ

2) объем основного долга по кредитам, привлеченным Российской Федерацией, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Подпункт 3 изменен с 2 августа 2019 г. — Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 278-ФЗ

3) объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным Российской Федерацией;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Информация об изменениях:

Подпункт 4 изменен с 1 января 2018 г. — Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 434-ФЗ

4) объем обязательств, вытекающих из государственных гарантий, выраженных в валюте Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Подпункт 5 изменен с 2 августа 2019 г. — Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 278-ФЗ

5) объем иных долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие настоящего Кодекса.

5. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

Информация об изменениях:

Подпункт 2 изменен с 2 августа 2019 г. — Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 278-ФЗ

2) объем основного долга по кредитам, привлеченным Российской Федерацией, обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам, привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Подпункт 3 изменен с 1 января 2018 г. — Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 434-ФЗ

3) объем обязательств, вытекающих из государственных гарантий Российской Федерации, выраженных в иностранной валюте.

>
Прекращение долговых обязательств Российской Федерации, выраженных в валюте Российской Федерации, и их списание с государственного.
Содержание
Бюджетный кодекс (БК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/12112604/de831bbe6cb5df4f1d1b3ab26f34e6d7/

Государственный долг — долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.

Внешний долг — это обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте.

Внутренний долг — обязательства перед резидентами в рублях. Внешний государственный долг отражает долг иностранным государствам, организациям и лицам. Этот вид долга ложится на страну наибольшим бременем, так как для его погашения государство должно отдавать какие-либо ценные товары, оказывать определенные услуги. Внутренний государственный долг характеризует долг своему населению и приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны.

Государственный долг может быть краткосрочным (до одного года), среднесрочным (от одного года до пяти лет) и долгосрочным (от пяти до тридцати лет). Государственный долг погашается в сроки, установленные условиями займов, но эти займы не могут превышать 30 лет.

При рассмотрении государственного долга, как правило, не учитываются встречные требования этого государства к другим, то есть задолженность других государств или физических и юридических лиц этому государству не рассматривается. Также не учитываются обязательства государства в сфере социального и пенсионного обеспечений. Размер государственного долга выражается в национальной валюте или её эквиваленте в любой другой валюте. Для более объективного сравнения государственная задолженность указывается в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП). Основными причинами образования государственного долга являются дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.

Экономические последствия государственного долга:

-обслуживание значительного внешнего долга приводит к существенному сокращению уровня потребления населением данной страны;

-долг может привести к вытеснению частного капитала, следовательно, и ограничению дальнейшего роста экономики;

-увеличение налогов для оплаты растущего государственного долга снижает экономическую активность в стране;

-происходит перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.

Бюджетный дефицит – это сумма, на которую расходы правительства за определенный период превосходят доходы бюджета. Бюджетный дефицит рассчитывается как разница между расходами или закупками товаров и услуг, социальными выплатами и доходами, равными чистым налогам.

Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

-Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.

-Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.

Читайте так же:  Отпуск за свой счет сроки

Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)

-Неэффективность финансовой системы государства.

-Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.

-Коррупция в государственном секторе.

-Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

Государственный долг возникает, прежде всего, вследствие систематического выпуска государственных займов и привлечения кредитных ресурсов для покрытия бюджетного дефицита. Государственный долг также необходим для содержания государства, как и налоги. Государственный долг является непосредственным итогом дефицитов бюджета и представляет собой сумму накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета.

Государственный долг Российской Федерации — долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами.

· государственные и муниципальные заимствования, с помощью которых обеспечивается формирование государственного долга, а также покрытие дефицита бюджета.

· кредитные соглашения и договоры, которые могут заключаться от имени Российской Федерации, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов

· предоставление государственных гарантий и поручительств. В этом случае государство выступает не как заемщик, а как гарант погашения обязательств за других заемщиков.

· факты, когда государство или муниципалитеты принимают на себя обязательства третьих лиц.

· соглашения и договоры (в том числе международные), заключенные от имени Российской Федерации или субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации или субъекта РФ прошлых лет.

Внешний долг Российской Федерации — обязательства, возникающие в иностранной валюте.

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые РФ) складывается из:

1. задолженность перед официальными кредиторами — членами Парижского клуба;

2. задолженность перед официальными кредиторами — не членами Парижского клуба;

3. задолженность перед официальными кредиторами — бывшими странами СЭВ;

4. коммерческая задолженность бывшего СССР;

5. задолженность перед международными финансовыми организациями;

6. задолженность по гарантиям РФ в иностранной валюте.

В структуре государственного долга России при некотором снижении внешней задолженности наблюдается рост внутренних и «новых» внешних долговых обязательств. С экономической точки зрения это свидетельствует о начале реализации стратегической концепции в области государственного долга, суть которой заключается в постепенном стирании разделения долговых обязательств на внешние и внутренние. Государственный долг становится все более единым, и управление финансовыми обязательствами государства переходит к единому центру.

Фискальная (налогово-бюджетная) политика— правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе.

Источник: http://studfile.net/preview/3563173/

Государственный долг, его виды

Государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. Государственные кредиты образуют государственные внутренние и внешние активы Российской Федерации. Долговые обязательства перед Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями как кредиторами составляют внутренний и внешний долг заемщиков.

Размеры и структура долга по видам долговых обязательств и заемщикам рассматриваются вместе с законом о бюджете на очередной финансовый год.

Государственные кредиты государствам — участникам СНГ по межправительственным договорам предоставляются, как правило, при условии выполнения ими обязательств по уплате процентных платежей и сумм в погашение основной суммы долга по ранее предоставленным кредитам.

Государственные кредиты иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям Российская Федерация предоставляет в рамках соответствующих долгосрочных программ, в которых учтены ее геополитические интересы.

В современных условиях государственный долг становится важным элементом экономического механизма, при помощи которого правительство реализует свои цели. В современной экономической теории выделяются следующие цели государственного долга:

Фискальная цель состоит в том, что, осуществляя долговую политику, правительство стремится к займу наиболее дешевых финансовых ресурсов (насколько позволяет экономическая ситуация в стране). В принципе для этих же целей создается и поддерживается рынок государственных долговых обязательств, которые позволяют государству привлекать новые финансовые средства для своих нужд.

Цель экономической стабилизации заключается в том, что государство с помощью мероприятий, финансируемых за счет кредитов и займов, воздействует на макроэкономические параметры: производство, безработицу, уровень цен и т.д. Однако политика стимулирования экономики посредством дефицитов в последние годы находится под критикой ввиду роста государственного долга. Неуправляемый государственный долг оказывает дестабилизирующее воздействие на экономику. Критический размер долга и рост процентных платежей, как правило, оказывают сильное сдерживающее влияние на экономику и, более того, могут стать причиной финансовых кризисов.

Цель оптимального распределения ресурсов является одной из важных и давно известных целей государства и его экономической политики. Правительство с помощью кредитов и займов привлекает дополнительные ресурсы для финансирования своих расходов, если доходов бюджета недостаточно для покрытия этих расходов. Использование государственного долга как рычага распределительного воздействия на экономику объясняется, прежде всего, возможностью отсрочки налоговых платежей на будущее, т.е. государственный долг является средством перераспределения богатства будущего поколения, которому придется платить повышенные налоги. И с помощью государственных займов государство привлекает фонды будущего поколения для финансирования программ и проектов, необходимых как нынешнему поколению, так и следующему.

Функции государственного кредита:

Через распределительную функцию государственного долга осуществляются формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственный долг является основным источником финансирования бюджетного дефицита.

Распределительная функция государственного внутреннего долга заключается в том, что временно свободные денежные средства населения аккумулируются в бюджетный фонд на условиях платности и возвратности и используются государством, что представляет собой вторичное распределение стоимости ВВП и части национального богатства в денежной форме.

Регулирующая функция государственного внутреннего долга предусматривает обеспечение экономической стабилизации страны, которая является одной из важнейших целей государства. В странах с рыночно ориентированной экономикой это регулирование происходит при ограниченном вмешательстве государства на основе действия законов рынка. В странах с планово-распределительным типом экономики регулирование ресурсов преимущественно осуществляется государственными органами разных уровней. Однако, несмотря на то, что государственное участие в рыночной экономике имеет свои ограничения, нельзя отрицать тот факт, что государство оказывает немалое по значению воздействие как на экономическую сферу в целом, так и на распределение ресурсов в частности. И определяющую роль при этом играет государственный долг. Осуществляя долговую политику, государство может регулировать объем своего участия в производстве валового общественного продукта.

Читайте так же:  Увольнение педагога за прогул

При определении экономических границ государственного внутреннего долга важно учитывать, что долг это метод возвратного предоставления денежных средств, и предоставление средств возможно, исходя из наличия необходимых условий возврата заемных средств.

Государственный долг России полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Федеральные органы власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета, погашения долговых обязательств РФ и обслуживания госдолга РФ.

Рассмотрим классификацию государственного долга.

1. Государственный долг России бывает капитальный и текущий.

Под капитальным долгом понимается вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства (включая начисленные проценты), а под текущим долгом — расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок выплаты по которым наступил.

2. По форме государственный долг делится на:

— кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ, заемщика с банками, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

— государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

— договоры и соглашения о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

— договоры о предоставлении России гарантии;

— соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.

3. По срокам долговые обязательства РФ могут быть:

— краткосрочные (до 1 года);

— среднесрочные (от 1 года до 5 лет);

— долгосрочные (от 5 до 30 лет).

Долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превысить 30 лет. Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

Внутренний долг РФ складывается из:

а) основной номинальной суммы долга по ценным бумагам РФ;

б) объема основного долга по кредитам, полученным РФ;

в) объема основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней;

г) объема обязательств по гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

В зависимости от рынка заимствований и валюты государственный долг подразделяется на внутренний и внешний

Задолженность государства резидентам образует государственный внутренний долг, соответственно, нерезидентам — государственный внешний долг.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Внешний долг РФ складывается из:

а) объема обязательств по гарантиям, предоставленным Россией;

б) объема основного долга по полученным РФ кредитам правительств иностранных государств, банков, фирм и международных финансовых организаций.

Государственный долг субъекта РФ — это совокупность долговых обязательств субъекта РФ. Этот долг полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим казну субъекта РФ.

Государственный долг субъектов РФ складывается из:

а) основной номинальной суммы долга по ценным бумагам субъектов РФ;

6) объема основного долга по кредитам, полученным субъектом РФ;

в) объема основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным субъектом РФ от бюджетов других уровней;

г) объема обязательства по гарантиям, предоставленным субъектам РФ.

Муниципальный долг — это совокупность долговых обязательств муниципального образования. Он полностью, без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

Муниципальный долг складывается из:

основной номинальной суммы долга по муниципальным ценным бумагам;

объема основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;

объема основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным муниципальным образованием от бюджетов других уровней;

объема обязательств по гарантиям, предоставленным муниципальным образованием.

Государственные ценные бумаги, т. е. обязательства, выпущенные от имени государства или гарантированные им, в экономически развитых странах являются основным источником формирования государственного долга. Наиболее распространенный вид государственных ценных бумаг ­- облигации.

Облигация— это долговая ценная бумага, обязательство, подтверждающее отношение займа между инвестором и эмитентом, согласно которому эмитент (заемщик) гарантирует инвестору (кредитору) выплату основной суммы долга по истечении установленного срока, а также процентов по займу.

Государственные облигации признаются наиболее надежными и ликвидными, поскольку обеспечены финансовыми и иными ресурсами государства.

Муниципальные ценные бумаги эмитируются местными органами власти и по статусу приравниваются к государственным ценным бумагам наряду с субфедеральными обязательствами. Муниципальные облигации бывают двух типов: общего долга и доходные. По облигациям общего долга выплата процентов и погашение обеспечивается сбором местных налогов.

Казначейский вексельосновной вид краткосрочных государственных обязательств, выпускаются обычно на срок 3, 6, и 12 месяцев. Эмиссия и погашение осуществляются Центральным банком по поручению Казначейства или Министерства финансов. Реализуются, как правило, с дисконтом, являются высоколиквидным финансовым инструментом.

Казначейские ноты— среднесрочные рыночные ценные бумаги. Выпускаются министерством финансов или специальными государственными финансовыми органами.

Источник: http://studfile.net/preview/1728335/page:12/

Государственные долговые обязательства

Государственные ценные бумаги, обращающиеся на фондовых рынках других стран, рассмотрим на примере США, где ценные бумаги федерального правительства подразделяются на следующие группы.

Прямые обязательства правительства США (казначейские ценные бумаги).

  • 1. Нерыночные казначейские облигации:
    • • предназначенные для широкого круга инвесторов:
    • – сберегательные сертификаты США серий ЕЕ (дисконтные) и НН (процентные, выплата дивидендов – один раз в полгода);
    • – сберегательные сертификаты США серий Е и Н;
    • – казначейские ноты, ценные бумаги, предназначенные для иностранных инвесторов.

Сберегательные сертификаты могут быть куплены только у правительства и проданы только непосредственно правительству. Первые сберегательные облигации были выпущены во время Второй мировой войны;

Казначейские векселя правительства США послужили прообразом государственных краткосрочных бескупонных облигаций в России (ГКО). Однако правило их обращения предполагает одно существенное отличие: рынок казначейских векселей является внебиржевым рынком, а рынок ГКО – исключительно биржевым фондовым рынком, реализованным на Московской межбанковской валютной бирже;

  • казначейские поты являются процентными облигациями правительства США со средним сроком обращения не менее одного года и не более 10 лет. Номинал казначейских нот составляет не менее 5000 долл, при сроке обращения менее четырех лет и 1000 долл. при сроке свыше четырех лег. Процентные ставки устанавливаются по каждому выпуску отдельно. Доходы по этим ценным бумагам подлежат налогообложению;
  • казначейские облигации выпускаются со сроком обращения свыше 10 лет в бездокументарной форме. Их номинал составляет 1 тыс., 5 тыс., 10 тыс., 100 тыс. и 1 млн долл.
Читайте так же:  Работа на гражданке после полиции

Обязательства федеральных агентств

Эти ценные бумаги делятся на гарантированные и не гарантированные правительством. К числу агентств, обязательства которых гарантируются правительством, относятся «Эксимбанк» (экспортно-импортный банк США) и государственная национальная ипотечная ассоциация «Джинни Мэй». Доходы по этим ценным бумагам облагаются налогами всех трех уровней (федеральными, штатов и местных органов власти).

К числу агентств, обязательства которых не гарантируются правительством, относятся: федеральные банки сельскохозяйственного кредита, федеральная ссудо-ипотечная корпорация «Фредди Мак» и федеральная национальная ипотечная ассоциация «Фанни Мэй».

В Великобритании государственные долговые обязательства называются гилтами. Они существуют в документарной и бездокументарной формах. Гилты выпускаются на определенный срок, и по ним дважды в год выплачиваются проценты. Большинство облигаций имеют фиксированную процентную ставку и фиксированную дату погашения.

Облигации местных органов власти

К облигациям местных органов власти в США относятся облигации, выпускаемые штатами, территориями, округами, городами и специальными территориальными районами (например, школьными округами). Общее число эмитентов этих облигаций достигает 40 000.

Проценты, выплачиваемые по муниципальным облигациям, не подлежат обложению федеральным подоходным налогом. Как правило, облигации нижестоящих административных единиц не облагаются налогами, взимаемыми вышестоящими административными органами власти.

Облигации штатов представляют собой разновидность государственных облигаций. С точки зрения обеспечения облигации штатов делятся на облигации под общее обязательство без конкретного обеспечения и облигации, обеспеченные конкретным источником доходов. Последний вид облигаций выпускается под какой-то конкретный проект, доходы от которого будут использоваться для выплаты процентов и основной суммы долга.

Доходы от облигаций штатов не подлежат обложению федеральными налогами и, как правило, не облагаются налогами штата, в которых выпущены. Однако с доходов по этим облигациям взимается налог на наследство и дарение и различные налоги, взимаемые в других штатах.

Муниципальные облигации специального назначения выпускаются муниципалитетами для финансирования работ исключительно местного значения. Проценты выплачиваются за счет специального налога на собственность, которая подлежит улучшению.

Источник: http://studme.org/36743/finansy/gosudarstvennye_dolgovye_obyazatelstva

Государственный долг

К государственному долгу относятся долговые обязательства перед российскими физическими и юридическими лицами, субъектами РФ и муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований РФ, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Структура государственных заимствований представляет собой группировку долговых обязательств но следующим признакам: видам долговых обязательств, срокам, характеру заимствования и управления им, а также ответственности исполнения обязательств и валюты задолженности.

Различают следующие виды долговых обязательств:

  • • кредиты, привлеченные от кредитных организаций, иностранных государств, международных финансовых организаций, иностранных юридических лиц;
  • • государственные ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации;
  • • бюджетные кредиты, привлеченные из других бюджетов бюджетной системы страны;
  • • государственные гарантии РФ.

По срокам заимствований долговые обязательства РФ могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет).

По сущностному характеру государственный долг подразделяется на внутренний и внешний долг.

По объему в государственный внутренний долг входят:

  • • номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам в российской валюте;
  • • объем основного долга по кредитам, обязательства по которым выражены в российской валюте;
  • • объем основного долга по бюджетным кредитам полученным;
  • • объем обязательств по государственным гарантиям в российской валюте.

В объем государственного внешнего долга включаются:

  • • номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;
  • • объем основного долга по кредитам, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;
  • • объем обязательств по государственным гарантиям России, выраженным в иностранной валюте.

Таким образом, заимствования осуществляются как в российской валюте, так и в иностранной.

Управление государственными заимствованиями осуществляются исполнительными органами соответствующего уровня. Так, управление государственным долгом осуществляет Правительство РФ либо Минфин России, получивший от него полномочия. Управление государственным долгом субъекта РФ осуществляется его высшим органом исполнительной власти либо финансовым органом данного субъекта, а управление долгом муниципального образования — местной администрацией.

Долговые обязательства субъектов каждого уровня управления обеспечиваются находящимся в их собственности имуществом и исполняются за счет средств соответствующего бюджета. Также следует отметить, что государство не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов и муниципальных образований России, если только они не были гарантированы им самим. Такое же условие действует и относительно обязательств государства, при котором ни субъекты РФ, ни муниципалитеты не отвечают по его обязательствам.

Однако, несмотря на разнообразие видов заимствований, наиболее активно применяемыми являются государственные займы, привлекаемые в целях финансирования дефицита бюджета, а также для погашения долговых обязательств. Российским законом устанавливаются правила эмиссии государственных ценных бумаг, порядок возникновения и исполнения обязательств, особенности их обращения и погашения, причем государственными ценными бумагами признаются только тс, которые эмитированы от имени Российской Федерации, а исполнение обязательств осуществляется в соответствии с условиями выпуска этих ценных бумаг. Кроме того, определена процедура раскрытия информации эмитентами.

Выпуск государственных ценных бумаг сопровождается рядом условий. Например, в случае выпуска ценных бумаг в документарной форме с обязательным централизованным хранением имя владельца не является обязательным реквизитом глобального сертификата, а в нем указывается наименование депозитария, которому эмитентом передается на хранение указанный сертификат, с указанием против его наименования реквизита «депозитарий». По именным государственным и муниципальным ценным бумагам реестр владельцев именных ценных бумаг не ведется.

Государственные ценные бумаги размещаются выпусками, которым присваивается государственный регистрационный номер. В рамках выпуска могут устанавливаться серии, разряды, а также может быть установлено деление выпуска на транши.

Обязательства, возникшие в результате эмиссии государственных цепных бумаг и составляющие внутренний долг, должны быть выражены в валюте РФ. Соответственно обязательства, возникшие в результате эмиссии ценных бумаг и составляющие внешний долг государства, должны быть выражены в иностранной валюте.

Эмиссия и обращение государственных ценных бумаг осуществляются в соответствии с Генеральными условиями государственных ценных бумаг, которые должны содержать указание: на вид ценных бумаг; форму выпуска ценных бумаг; срочность данного вида ценных бумаг (кратко-, долго-, среднесрочные); валюту обязательств; особенности исполнения обязательств, предусматривающих право на получение иного, чем денежные средства, имущественного эквивалента; ограничения оборотоспособности ценных бумаг, а также на ограничение круга лиц, которым данные ценные бумаги могут принадлежать на праве собственности или ином вещном праве.

Читайте так же:  Отчет о приеме и увольнении работников

Далее эмитент ценных бумаг в соответствии с Генеральными условиями принимает документ, содержащий условия эмиссии и обращения государственных ценных бумаг, включающий в себя указание: на вид ценных бумаг; минимальный и максимальный сроки обращения ценных бумаг; номинальную стоимость одной ценной бумаги; порядок размещения и осуществления прав по ценным бумагам; размер дохода или порядок его расчета. Условия эмиссии и обращения ценных бумаг подлежат государственной регистрации.

Решение об эмиссии выпуска государственных ценных бумаг принимает эмитент. В решении указываются вид ценных бумаг, дата или период размещения, форма выпуска, номинальная стоимость одной ценной бумаги; количество выпускаемых ценных бумаг, дата погашения, наименование регистратора, осуществляющего ведение реестра владельцев ценных бумаг, либо депозитария, который осуществляет учет прав владельцев. Эмитент также отчитывается об итогах эмиссии цепных бумаг и раскрывает информацию об эмитируемых ценных бумагах.

Исполнение обязательств по государственным ценным бумагам предусматривает страхование ответственности эмитента за исполнение обязательств по государственным ценным бумагам субъектов РФ и муниципальным ценным бумагам, а также предоставление и исполнение государственных гарантий по обязательствам, возникшим в результате эмиссии государственных ценных бумаг. Например, обязательства, возникшие в результате осуществления эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, могут быть гарантированы Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием.

В целях повышения надежности выполнения долговых обязательств осуществляется реструктуризация долга, под которой понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. На условиях договаривающихся сторон реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Организация государственных внешних и внутренних заимствований характеризуется периодичностью и системностью. Программы государственных внешних и внутренних заимствований РФ достоверно соответствуют данному утверждению.

Программа государственных внешних и внутренних заимствований представляет собой перечень всех заимствований на очередной финансовый год и плановый период по видам заимствований с отражением разницы между объемом привлечения и объемом средств, направляемых на погашение основного долга по каждому виду долгового обязательства с подробной детализацией всех параметров займов.

Программа государственных гарантий РФ в иностранной валюте представляет собой перечень предоставляемых гарантий на очередной финансовый год и плановый период, за исключением целевых иностранных кредитов, с указанием общего объема гарантий, цели гарантирования, валюты обязательств по гарантии и иных условий предоставления и исполнения гарантий.

Предоставление и исполнение государственной гарантии отражается записью в Государственной долговой книге РФ. Минфин России ведет учет выданных государственных гарантий и сокращению государственного долга в случае исполнения обязательств.

Государственный долг подлежит обслуживанию, которое осуществляется в виде операций по выплате доходов по государственным долговым обязательствам в виде процентов и (или) дисконта за счет средств соответствующего бюджета. Операции но обслуживанию долга могут быть выполнены Банком России, кредитной организацией или специализированной финансовой организацией в статусе генерального агента Правительства РФ по размещению долговых обязательств, выкупу, обмену и погашению.

Так же как и по предоставлению и исполнению государственной гарантии, организован учет и регистрация государственных долговых обязательств, осуществляемый в государственных долговых книгах внутреннего и внешнего долга РФ. Ведение долговой книги осуществляет Минфин России. В нее вносятся сведения об объеме внутренних и внешних долговых обязательствах и предоставленных гарантий, о дате возникновения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация, в частности, о просроченной задолженности но исполнению долговых обязательств.

  • 2. Какие источники финансирования дефицита бюджета в России предпочтительнее?
  • 3. Дефицит и профицит бюджета: можно ли добиться бюджетного равновесия?

Источник: http://studme.org/1280052819088/finansy/gosudarstvennyy_dolg

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА» в других словарях:

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА — любые ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступают государство, органы государственной власти или управления … Юридическая энциклопедия

Государственные долговые обязательства — государственные облигации с продолжительным сроком до погашения. Их считают краткосрочными, если этот срок менее 5 лет, среднесрочными при периоде погашения от 5 до 15 лет и долгосрочными, если этот срок превышает 15 лет … Словарь терминов по экспертизе и управлению недвижимостью

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА — любые государственные ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступают государство, органы государственной власти или управления … Энциклопедический словарь экономики и права

государственные долговые обязательства — любые ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа (см. заем), в которых должником выступают государство, органы государственной власти или управления … Большой юридический словарь

ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ — ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА … Юридическая энциклопедия

ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ — (см. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА) … Энциклопедический словарь экономики и права

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛГОВЫЕ — (см. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА) … Энциклопедический словарь экономики и права

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛГОВЫЕ — государственные ценные бумаги, облигации, удостоверяющие отношения займа, в которых в качестве должников выступает государство, органы государственной власти и управления. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный… … Экономический словарь

обязательства государственные долговые — государственные ценные бумаги, облигации, удостоверяющие отношения займа, в которых в качестве должников выступает государство, органы государственной власти и управления … Словарь экономических терминов

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ДОЛГОВЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ — ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА … Юридическая энциклопедия

Источник: http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/14041

Государственный долг: понятие, классификация и управление им

Когда государство привлекает заемные средства, возникает государственный долг. У государства появляются долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями, включая государственные гарантии, которые предоставляются государством. Система учета и регистрации государственных займов в России является единой, ее осуществляет Министерство финансов РФ. Существуют специальные требования к структуре долговой книги и порядку ее заполнения.

В Минфине разработан Порядок ведения Государственной долговой книги Российской Федерации.

Существует еще субфедеральный долг, его необходимо отличать от государственного. Это долговые обязательства определенного региона. По долговым обязательствам субъектного характера Российская Федерация не несет ответственности, исключением являются случаи, когда государство гарантирует выплату долга. Субъекты не несут ответственности за долговые обязательства РФ.

Читайте так же:  Повторное возбуждение исполнительного производства по алиментам

Государство ведет кредитную политику, госдолг – прямое следствие этой политики. Какие формы государственного кредита выберет государство, от того сколько свободных денежных средств привлекается в распоряжение публичной власти зависит состояние государственного долга страны.

В государственный долг Российской Федерации включены: основной долг по кредитам, номинальный долг по государственным ценным бумагам и по гарантийным обязательствам. Проценты, непроцентные доходы по займам в госдолг не входят, так как являются самостоятельной формой расходов федерального бюджета. Только те обязательства Российской Федерации, которые являются объектами правоотношений по государственному кредиту, можно отнести к государственному долгу.

Выплата долга государством должна быть гарантирована, гарантом является казна, за счет которой полностью и безусловно обеспечивается госдолг.

Платежеспособность субъекта гарантирует имущество субъекта РФ, составляющее его казну.

Долг обеспечивается казной государства, но погашение долга происходит за счет доходов федерального бюджета, за счет этих же средств происходит обслуживание долга.

Классификация государственного долга

Госдолг классифицируется по сроку погашения на капитальный, текущий.

Капитальный долг – это общая задолженность государства. Текущий долг – расходная сумма по долговым выплатам, наступившим по сроку.

Краткосрочными, среднесрочными, долгосрочными бывают кредиты по сроку привлечения. В России долговые обязательства не могут быть больше срока в 30 лет. Госдолг может быть внутренним и внешним в зависимости от валюты обязательств.

Иногда разделителем внешнего и внутреннего долга является субъектный состав. Если кредитные средства предоставлены резидентами, это указывает на внутренний долг, если не резидентами – внешний. Взаимодействия внешнего и внутреннего долга в современном мире усилились. В России часть внутренних долговых обязательств по краткосрочным облигациям преобразовалась во внешний долг краткосрочного порядка. Одновременно с этим для погашения внешнего долга происходит эмиссия государственных ценных бумаг, размещенных на федеральном рынке.

Формы государственного долга

Государственный долг существует в определенных формах, которые закреплены законодательно и проверены экономической практикой. Госдолг структурируется по видам обязательств, они могут быть следующими:

  • по кредитам от кредитных организаций иностранных государств;
  • по государственным ценным бумагам;
  • по кредитам бюджета, которые привлечены в федеральный бюджет из других бюджетов РФ;
  • по государственным гарантиям;
  • по другим, ранее не причисленным к государственному долгу, обязательствам.

Определение 3

Государственный долг – это комплекс, состоящий из экономических и правовых норм с особым регулированием финансовых отношений. Методы регулирования различны.

Методы регулирования государственного долга

Управление госдолгом – финансовые государственные операции, обеспечивающие единое планирование и учет операционных действий по внешнему и внутреннему долгу и предоставлению государственных гарантийных обязательств.

Управлением госдолгом занимается Правительство РФ, непосредственно Минфин России. Министерство разрабатывает программы заимствований государством, осуществляет их от имени государства. Совместно с Банком России Минфин осуществляет операции по обслуживанию долга. Управление государственным долгом вменено в обязанности Банка России. Все операции, связанные с обслуживанием госдолга осуществляются Банком России без комиссии.

К методам регулирования относятся: реструктуризация, конверсия, новация, пролонгация, уступка права требования.

Реструктуризация государственного долга

Это прекращение исполнения долговых обязательств, основанное на соглашении сторон, с заменой на другие долговые обязательства с наиболее приемлемыми условиями обслуживания и погашения. В ходе реструктуризации может быть произведено частичное списание суммы, составляющей основной долг. Если случается долговой кризис, реструктуризация становится главным управленческим механизмом, поскольку предоставляет такие возможности, как отсрочка платежа, изменение графика выплат и обслуживания эмитированных ценных бумаг.

Должнику предоставляется льготный период, когда он имеет возможность выплачивать только процентные суммы. Льготный период выгоден не только должнику, кредитор тоже заинтересован в скорейшем и беспрепятственном возврате денег. Так в 1996 году внутренний долг России был переоформлен в государственные облигации, это упорядочило работу с долгом.

Погашение долговых обязательств происходит путем выпуска новых долговых обязательств с новыми условиями и сроками погашения.

Внешний долг реструктуризируется при согласии международных финансовых кредитных структур, если существуют условия для проведения данного мероприятия. В США существуют специальные фонды, которые предоставляет льготные кредиты странам-должникам. Главное условие – нахождение на грани банкротства государства-должника. Тогда будет предложена программа финансовой стабилизации, которая в свое время была разработана и финансируется МВФ, программа совершенствования системы государственного управления, программа повышения эффективности экономической политики, которые были разработаны МБР.

Конверсия и новация

Конверсия – это мероприятия по сокращению долга финансово-правового характера.

Внешний долг заменяется на другие виды обязательств, они могут быть финансово-правовыми и гражданско-правовыми. Например, перевод государственного долга в инвестиции промышленного сектора государства-кредитора; погашение долга поставками товаров; выкуп собственного долга ; обмен; взаимозачет.

Конверсия не направлена на отсрочку платежей, ее целью является сокращение денежного объема долга. Россия выдает множество кредитов другим странам, метод конверсии наиболее оптимален при управлении госдолгом, так как создается возможность для льготного режима вывоза прибыли, инвестирования в приоритетные отрасли хозяйствования, доступа на закрытые рынки. Следует опасаться чрезмерной конверсии, это может повлечь за собой потерю контроля за валютными средствами, поступающими в страну и дешевыми импортными товарами, что чревато прогрессирующими инфляционными явлениями.

Новация – замена первоначального кредитного договора другими обязательствами.

Новое обязательство имеет другой предмет и способ исполнения. Обязательство всегда должно быть субъектным. В 2005 году была осуществлена новация облигаций внутреннего государственного займа на облигации государственного валютного облигационного займа. В качестве новации может быть осуществлен переход в заемные обязательства из обязательств купли-продажи, аренды. В 1993 году вновь образовавшиеся государства, бывшие республики СССР имели государственные долги перед Россией и погашали их поставками товаров, передачей собственности. Госдолг России перед странами, членами бывшего СЭВ, погашался поставками российских товаров. В 2007 году обязательства по облигациям внутреннего государственного валютного облигационного займа были прекращены, с владельцами данных обязательств были заключены договоры об отступном.

Пролонгация – продление срока действия долгового обязательства.

Уступка права требования – замена одного кредитора другим. Такой метод применим, когда государство продает свою дебиторскую задолженность третьим лицам.

Бюджетный кодекс устанавливает предельный объем государственных заимствований и госдолга. Максимальная сумма государственных заимствований не должна быть больше, чем годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга России.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://zaochnik.com/spravochnik/pravo/bjudzhetnoe-pravo-rossii/gosudarstvennyj-dolg/

Долговые обязательства государства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here