Дисциплинарная ответственность госслужащих за коррупционные правонарушения

Сегодня мы ответим на вопросы по теме: "Дисциплинарная ответственность госслужащих за коррупционные правонарушения" с профессиональной точки зрения с комментариями и выводами. Просьба все вопросы задавать дежурному специалисту.

Уголовная ответственность государственных служащих за коррупционные правонарушения

Уголовная ответственность применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления. Нормативным актом, устанавливающим уголовную ответственность, является Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ).

К преступлениям, связанным с коррупцией, относятся любые общественно опасные деяния, совершенные в соучастии с лицами, которые могут быть признаны виновными в совершении коррупционных преступлений, содержащие признаки состава преступлений, предусмотренных УК РФ Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015 г.).:

— часть 2 статьи 141 УК РФ «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, соединенное с подкупом, в том числе с использованием своего служебного положения»;

— часть 3 статьи 159 «Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения»;

— часть 3 статьи 160 «Присвоение или растрата, совершенная лицом с использованием своего служебного положения»;

— статья 170 «Регистрация незаконных сделок с землей»;

— часть 3 статьи 174 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества с использованием своего служебного положения»;

— часть 3 статьи 175 «Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, с использованием своего служебного положения»;

— части 2,3 статьи 178 «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции с использованием своего служебного положения»;

— статья 184 «Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов»;

— часть 3 статьи 188 «Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения»;

— статья 201 Злоупотребление полномочиями»;

— статья 202 «Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами»;

— статья 204 «Коммерческий подкуп»;

— части 3,4 ст. 226 «Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств с использованием своего служебного положения»;

— статья 285 «Злоупотребление должностными полномочиями»;

— статья 285.1 «Нецелевое расходование бюджетных средств»;

— статья 285.2 «Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов»;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

— статья 286 «Превышение должностных полномочий»;

— статья 289 «Незаконное участие в предпринимательской деятельности»;

— статья 290 «Получение взятки»;

— статья 291 «Дача взятки»;

— статья 292 «Служебный подлог»;

— статья 304 «Провокация взятки либо коммерческого подкупа»;

— часть 1 статьи 309 «Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу».

Уголовное законодательство предусматривает множество возможных различных наказаний за совершенные преступные деяния, от обязательных работ до лишения свободы на определенный срок.

Как верно замечают в своем исследовании ученые из Южно-российского института-филиала РАНХиГС С.А. Воронцов и В.П. Ляхов, — «…Что касается уголовной ответственности коррупционеров, то многочисленные телепередачи, статьи в газетах, методички и памятки, рассказывающие о коррупционных преступлениях и соответствующем наказании, в достаточной степени раскрыли этот вопрос. С информированностью населения об административной, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности, как представляется, дело обстоит хуже. Однако следует иметь в виду, что отказ в возбуждении уголовного дела по статьям Уголовного Кодекса РФ, связанным с совершением коррупционных преступлений, не является основанием для отказа в применении к работнику мер дисциплинарной ответственности. Для наложения мер дисциплинарной ответственности, в том числе увольнения, не требуется наличия состава преступления, а достаточно установления факта совершения лицом дисциплинарного коррупционного проступка» Воронцов С.А., Ляхов В.П. О дисциплинарной, административной и гражданско-правовой ответственности государственных и муниципальных служащих за коррупционные правонарушения// Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. — 2015. — № 4 (59). — С. 55, 59. .

Следует сказать и о резонансных уголовных делах, расследуемых правоохранителями Владимирской области. Так, 25 марта 2016 г. стало известно, что собранные следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Владимирской области доказательства признаны судом достаточными для вынесения приговора 37-летнему бывшему сотруднику ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Владимирской области. Он признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 290 Уголовного кодекса РФ (получение взятки). Следствием и судом было установлено, в июле-августе 2015 года, мужчина, занимая должность младшего инспектора отдела безопасности исправительного учреждения, вступил во внеслужебный контакт с осужденным. Действуя через супругу осужденного, он неоднократно проносил на закрытую территорию мобильные телефоны, зарядные устройства, сим-карты, получая за «услугу» незаконное денежное вознаграждение. Бывший сотрудник УФСИН сотрудничал со следствием и признал вину в инкриминируемом деянии. Приговором Кольчугинского городского суда осужденному назначено наказание в виде 3 лет лишения свободы условно со штрафом в размере 261 тысяч 600 рублей. Назначенный судом приговор вступил в законную силу.

Кроме того, не так давно, собранные следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Владимирской области доказательства признаны судом достаточными для вынесения приговора бывшему главе города Покрова 43-летнему Евгению Сасу.

Он признан виновным в совершении преступлений, предусмотренный п.п. «а, в» ч. 5 ст. 290 УК РФ (получение взятки в крупном размере) и ч. 6 ст. 290 УК РФ (получение взятки в особо крупном размере).

Следствием и судом установлено, с 21 марта 2011 года, вступив на выборную должность главы города Покрова, Сас принял на себя обязательства по решению вопросов местного значения на принципах строгого соблюдения законодательства, добросовестности, объективности и открытости. противоправный преступление коррупционный власть

Вопреки правилам служебного поведения глава муниципального образования действовал в корыстных интересах.

В октябре 2013 года московский предприниматель, получив в аренду на законных основаниях земельный участок, обратился в местную администрацию за оформлением разрешительной документации на строительство в Покрове объекта торговли и общественного питания, где столкнулся с бюрократическими проволочками и претензиями.

Читайте так же:  Первый кредитный брокер

Понимая, что реализация бизнес плана может затянуться на неопределенное время, коммерсант попросил содействия у главы города, который согласился «помочь» за незаконное вознаграждение в размере 1 миллиона рублей.

05 ноября 2013 года глава города лично получил от заинтересованного лица 500 тысяч рублей, как часть вознаграждения, и в тот же день подписал и передал мужчине постановление об утверждении градостроительного плана земельного участка.

Перед уходом в очередной отпуск Сас поручил первому заместителю главы Алексею Бондаренко оформить разрешение на строительство объекта и получить с предпринимателя вторую часть взятки.

26 ноября 2013 года, выступая посредником, Бондаренко получил от бизнесмена 500 тысяч рублей, которые полностью передал главе города в этот же день.

Кроме того, действуя аналогичным способом, Сас поставил местного предпринимателя в зависимость от принятия собственных решений при утверждении градостроительного плана и выдаче разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию четырех трехэтажных многоквартирных жилых домов.

Содействовать заинтересованному лицу он согласился за денежное вознаграждение в размере 4 миллионов рублей.

Осознавая свою зависимость от действий чиновника, после неоднократных встреч 04 июля 2014 года руководитель строительной фирмы передал Бондаренко 1 миллион рублей.

Из полученных средств 250 тысяч рублей Сас отдал соучастнику, остальными средствами распорядился по своему усмотрению.

05 сентября 2014 года глава города Покрова досрочно сложил с себя полномочия, но не отказался от противоправных намерений по получению с бизнесмена оставшейся суммы взятки и «напомнил» Бондаренко о необходимости завершения корыстного плана.

Во исполнение умысла, 18 сентября 2014 года Бондаренко, исполняя обязанности главы, утвердил градостроительный план земельного участка, а 10 октября 2014 года подписал разрешение на строительство объектов недвижимости, сообщил об этом заинтересованному лицу и потребовал передачи второй части взятки в 3 миллиона рублей.

Из данной суммы Сас планировал присвоить себе 2 миллиона рублей, а 1 миллион передать Бондаренко за соучастие.

13 октября 2014 года на встрече с предпринимателем, проходившей под контролем правоохранительных органов, Бондаренко был задержан при получении взятки.

Приговором Петушинского районного суда Владимирской области Сасу назначено наказание в виде 11 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима и штрафа в размере 290 миллионов рублей. Соучастник коррупционного преступления Алексей Бондаренко ранее осужден к 5 годам лишения свободы со штрафом в размере 12 миллионов рублей.

Ещё один эпизод нарушения законодательства о противодействии коррупции связан с действиями сотрудника УФМС МВД России по Владимирской области. Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Владимирской области возбуждено уголовное дело в отношении главного специалиста территориального пункта города Гороховец межрайонного отдела УФМС России по Владимирской области в городе Вязники 29-летнего Андрея Купцова. Он подозревается в совершении преступления, предусмотренного частью третьей статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации (получение взятки).

Подозреваемый задержан, в отношении него в суд направлено ходатайство об избрании меры пресечения.

Расследование уголовного дела, осуществляемого в тесном взаимодействии с оперативными службами регионального управления МВД России, продолжается.

Источник: http://studbooks.net/2417121/pravo/ugolovnaya_otvetstvennost_gosudarstvennyh_sluzhaschih_korruptsionnye_pravonarusheniya

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ НАРУШЕНИЯ

студент кафедры конституционного, административного и муниципального права Сибирского Федерального Юридического университета г. Красноярска

канд. юрид. наук, проф. кафедры конституционного, административного и муниципального права Сибирского Федерального Юридического университета г. Красноярска,

АННОТАЦИЯ

Цель статьи – обзор вопросов, затрагивающих привлечение государственных служащих к дисциплинарной ответственности за коррупционные проступки.

Ключевые слова: государственная служба, противодействие коррупции, дисциплинарная ответственность, дисциплинарный проступок, коррупционное правонарушение.

Одним из ключевых направлений совершенствования государственного управления является развитие системы государственной службы страны, в связи с чем остро встает вопрос о недостаточной эффективности деятельности государственного аппарата, в том числе связанной коррупционными нарушениями. Опасность коррупционных нарушений в органах государственной власти связана с тем, что ущемляются конституционные права и интересы граждан, разрушаются демократические устои и правопорядок, дискредитируется деятельность государственного аппарата, и в конечном итоге подрывается доверие граждан к власти.

Как справедливо отмечается в литературе, «в действующем законодательстве в целом, как и непосредственно в ФЗ «О противодействии коррупции» [3], до сих пор не выработан единый стройный подход к определению понятия «коррупционное правонарушение» и его квалифицирующих признаков» [12, с. 40].

Согласно положениям Модельного закона «Основы законодательства об антикоррупционной политике», принятом на Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, «коррупционное правонарушение – это деяние, обладающее признаками коррупции, за которое нормативным правовым актом установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность» [7]. Соответственно, можно условно выделить четыре вида коррупционных правонарушений: преступления, административные правонарушения, деликты гражданско-правового характера и дисциплинарные проступки.

О значении дисциплинарных средств в деле противодействия коррупции в системе государственной службы свидетельствует тот факт, что только за вторую половину 2018 года по инициативе органов прокуратуры к дисциплинарной ответственности были привлечены 42755 человек, что на 4% больше, чем за аналогичный период 2017 года [14].

Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения установлен ст. 59.3 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [2]. Взыскания за коррупционные правонарушения (замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение в связи с утратой доверия) применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, — и на основании рекомендации указанной комиссии.

За период применения антикоррупционных норм ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» накоплена обширная судебная практика оспаривания как самих норм, так и практики их применения. Положения п. 2 ч. 1 ст. 59.2 и ч. 3 ст. 59.3 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» оспаривались в Конституционном Суде РФ. По мнению заявителя, нормы неконституционны, поскольку устанавливают единственный вид дисциплинарного взыскания — увольнение в связи с утратой доверия. Тем самым нормы не позволяют учитывать тяжесть проступка, причины и условия его совершения, предшествующее поведение госслужащего. Отклоняя такие доводы, Суд разъяснил, что такое основание предусмотрено в качестве профилактики коррупции в рамках контроля за имущественным положением госслужащих. Подобное правовое регулирование, направленное на предотвращение и преодоление коррупции, обусловлено спецификой государственной службы [8].

Читайте так же:  Пройти медкомиссию для санитарной книжки

Верховный Суд РФ, обобщая практику рассмотрения дел по спорам, связанным с привлечением государственных служащих к ответственности за совершение коррупционных проступков, указал, что эта ответственность является дисциплинарной, а коррупционное правонарушение представляет собой разновидность дисциплинарного проступка. По мнению Верховного Суда РФ, нарушение служебной дисциплины выражается в противоправном виновном неисполнении или ненадлежащем исполнении служебных обязанностей, в том числе установленных в целях противодействия коррупции, за которые представитель нанимателя вправе применять к государственным служащим различные виды дисциплинарных взысканий, и в частности увольнение по соответствующему основанию «в связи с утратой доверия» [9].

Взыскания за коррупционные правонарушения применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения и не позднее трех лет со дня его совершения. Ранее эти сроки составляли один месяц и шесть месяцев соответственно. Другими словами, срок привлечения госслужащих к юридической ответственности увеличен в 6 раз, и это ещё раз подтверждает ужесточение антикоррупционных норм.

Как указал Конституционный Суд РФ в отношении применения ч.3 ст.59.3 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в части срока в случае наложения на гражданского служащего, совершившего коррупционное правонарушение, «такой меры взыскания, как увольнение в связи с утратой доверия, указанный срок, являющийся по своему характеру пресекательным, призван ограничить период неопределенности правового положения государственного гражданского служащего, находящегося под угрозой увольнения со службы в связи с утратой доверия; установление указанного срока имеет целью создание дополнительных гарантий от произвольных (незаконных) увольнений с государственной гражданской службы и тем самым направлено на защиту прав и законных интересов лиц, проходящих государственную гражданскую службу» [9].

Брянский областной суд признал необоснованными доводы апелляционной жалобы о нарушении срока привлечения к ответственности за предоставление сведений о доходах, «поскольку срок привлечения к ответственности исчисляется не с момента представления справки гражданским служащим, а с момента поступления информации о совершении коррупционного правонарушения» [11].

Законодатель установил возможность применения конкретных видов дисциплинарных взысканий за совершение малозначительных коррупционных правонарушений: замечание — на государственной гражданской службе (ч. 3.1 ст. 59.3 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; замечание и выговор — в Следственном комитете (ч. 3.1 ст. 30 ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» [4]), органах внутренних дел (ст. 51.1 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [5]), выговор — на военной службе (ст. 51.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» [1]). Например, взыскание в виде замечания может быть применено к гражданскому служащему при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения.

Анализ законодательства, регулирующего прохождение различных видов государственной службы, позволил сделать вывод о том, что, несмотря на малозначительность правонарушения, дисциплинарная ответственность для государственного служащего наступает в любом случае. Как указывает профессор С.Е. Чаннов, «факт совершения коррупционного правонарушения, невзирая на его значимость, является «черным пятном» в его биографии» [13, с. 2197].

Необходимо также отметить, что ст. 59.3 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не предусмотрено право представителя нанимателя снять со служащего взыскание за коррупционное правонарушение по собственной инициативе, по письменному заявлению служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя [6]. Вместе с тем, ч. 6 ст. 59.3 установлено право гражданского служащего обжаловать наложенное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

К примеру, П. обратилась в суд с иском к управлению Федеральной службы судебных приставов по субъекту РФ о признании незаконным увольнения с государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному п.1 ч. 1 ст. 59.2 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Исковые требования П. мотивировала тем, что она, исполняя обязанности судебного пристава-исполнителя в ходе исполнительного производства в отношении должника В., являющегося ее отцом, в устной форме информировала начальника отдела судебных приставов о своем родстве с должником. П. полагала, что тем самым ею был заявлен самоотвод и соблюдены требования о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов. Кроме того, в отношении должника применены меры принудительного исполнения. Верховный Суд указал, что П. должна была проинформировать непосредственного начальника о личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, и заявить самоотвод в письменной форме до начала совершения исполнительных действий в отношении В. Решением суда в удовлетворении иска П. отказано [10].

Таким образом, обобщение судебной практики по делам, связанным с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции, позволяет сделать следующие выводы. Как показал обзор практики применения судами в 2014-2016 годах законодательства Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции, государственные служащие наиболее часто оспаривают в судах применение к ним дисциплинарных взысканий (в том числе в виде увольнения), наложенных за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, а также за нарушения требований, связанных с предоставлением сведений о доходах, расходах, а также об имуществе и обязательствах имущественного характера служащего и членов его семьи [10]. При этом в качестве сторон в суде зачастую выступают не только служащие и их работодатель в лице соответствующего ведомства, но также комиссии по урегулированию конфликта интересов и аттестационные комиссии. В отдельных случаях с заявлениями об изменении основания увольнения государственных служащих в суд обращаются прокуроры.

Читайте так же:  Уменьшение алиментов второго ребенка

Подводя итог изложению ключевых моментов, затрагивающих привлечение государственных служащих к дисциплинарной ответственности за коррупционные проступки, отметим, что в противодействии коррупции задействуются все имеющиеся у государства правовые средства, при этом центральное место в этом механизме отводится выработке административно-правовых средств, реализация которых должна стать действенным инструментом предупреждения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации.

Источник: http://sibac.info/studconf/science/lxviii/139569

Муниципальный округ ОБУХОВСКИЙ

Порядок привлечения госслужащих к дисциплинарной

ответственности за коррупционные правонарушения

За коррупционное правонарушение к государственному служащему можно применить только те дисциплинарные взыскания, которые определены законом. В отдельных случаях можно уволить в связи с утратой доверия.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Чтобы зафиксировать совершенное госслужащим коррупционное правонарушение необходимо провести проверку. Она проводится на основании докладной записки, рапорта или иного документа, полученного от уполномоченного лица кадровой службы или от органов и организаций, перечисленных в п. 10 Положения о проверке на госслужбе, утвержденного Указом Президента РФ от 21.09.2009 № 1065.

Госслужащий вправе представлять материалы, давать пояснения, которые приобщаются к материалам проверки.

По итогам проверки составляется доклад о результатах проверки. Поскольку законодательством форма этого документа не предусмотрена, можно составить его произвольно.

Представитель нанимателя на основании доклада о результатах проверки принимает решение о том, какой вид взыскания за коррупционное правонарушение применить. Если доклад направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, нужно учесть и ее рекомендации.

Если госслужащий признал факт совершения коррупционного правонарушения, с его согласия взыскание может быть применено в упрощенном порядке. В этом случае для привлечения к ответственности достаточно следующих документов:

  • доклада подразделения кадровой службы, которое отвечает за профилактику коррупционных правонарушений;
  • письменного объяснения госслужащего.

Упрощенный порядок не применяется при увольнении в связи с утратой доверия.

В акте о наложении дисциплинарного взыскания нужно указать тот вид взыскания, который решено применить к госслужащему.

При применении взысканий учитываются:

  • характер коррупционного правонарушения;
  • тяжесть правонарушения и обстоятельства, при которых оно совершено;
  • соблюдение госслужащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов;
  • исполнение госслужащим обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также результаты исполнения госслужащим должностных обязанностей.

В качестве основания применения взыскания в акте указывается
ст. 59.1 или ст. 59.2 Закона о государственной гражданской службе.

В течение пяти дней со дня издания акта о применении взыскания его копия вручается госслужащему под расписку.

За совершение коррупционного правонарушения госслужащего можно привлечь к дисциплинарной ответственности не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении правонарушения и не позднее трех лет со дня его совершения (ч. 3 ст. 59.3 Закона о государственной гражданской службе, ч. 4 ст. 193 ТК РФ).

Источник: http://xn--90acsedjoab5aty.xn--p1ai/?p=11039

Дисциплинарная ответственность служащих за коррупционные правонарушения

Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определены ограничения для служащих и иных лиц, к числу основных из которых следует отнести представление справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя, своих супруг (супруги) и несовершеннолетних детей, уведомление об обращении в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, предотвращение и урегулирование конфликта интересов и др.

За несоблюдение таких ограничений предусмотрена дисциплинарная ответственность.

В науке и практике взыскания за коррупционные правонарушения делятся на две группы: связанные с прекращением трудовых (служебных) отношений (увольнение) и иные (замечание, выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии).

Виды наказаний регламентированы специальными статьями нормативно-правовых актов о порядке прохождения того или иного вида службы.

Самым серьезным из них является увольнение в связи с утратой доверия, под которым следует понимать последствия противоправного поведения, действий (бездействия) лица, порождающие у руководителя сомнения в его добросовестности, искренности мотивов поступков, способности эффективно исполнять обязанности (непринятие мер по предотвращению конфликта интересов; непредставления справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и т.д.).

Информация о применении к лицу взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, подлежит включению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия (далее — реестр), сроком на пять лет с момента принятия акта, явившегося основанием для включения в реестр.

При увольнении чиновника по соответствующему основанию, равно как и при привлечении к иным видам дисциплинарной ответственности, должны учитываться характер совершенного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение других ограничений и запретов, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения должностных обязанностей.

Между тем, законодатель допускает ситуации, в которых лицо будет нести ответственность за действия, совершенные не им самим (например, открытие супругом (супругой) счета в иностранном банке, представление ими неполных сведений о полученном доходе служащему и др.), не указав в перечне обстоятельств, подлежащих учету при применении взысканий за коррупционные правонарушения (ч. 2 ст. 59.3 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), степень вины гражданского служащего.

Представитель нанимателя вправе привлечь сотрудника к дисциплинарной ответственности только на основании доклада о результатах проверки, проведенной в порядке, определенном Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» (далее – «Положение») и иными правовыми актами, изданными в во исполнением настоящего Указа, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, — и на основании рекомендации указанной комиссии.

Читайте так же:  Без залога справок о доходах

Срок давности привлечения к ответственности отличается от общего, предусмотренного трудовым законодательством, и определяется одновременно двумя критериями.

Во-первых, временем со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения (не позднее одного месяца, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов). При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

Во-вторых, временем совершения проступка: отчетный год и два года, предшествующие отчетному периоду (при представлении недостоверных справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера) либо три года, предшествующие поступлению информации об иных нарушениях, явившейся основанием для соответствующей проверки (п.п. «а», «в» п. 1 Положения).

Несмотря на достаточно подробную регламентацию вопросов дисциплинарной ответственности, действующее законодательство, на наш взгляд, нуждается в дальнейшем совершенствовании с целью повышения эффективности противодействия коррупции в сфере публичного управления.

Так, с учетом основных направлений борьбы с коррупционными проявлениями, предусматривающими недопустимость конфликта «частных» и «публичных» интересов, представляется целесообразным внесение в правовые акты в области противодействия коррупции изменений в части исключения обязанности служащих, лиц замещающих государственные, муниципальные должности и иных лиц представлять справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) в случае, если они подают соответствующие справки по месту трудовой (служебной) деятельности.

Ч.3 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ определено, что служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период пребывания в отпуске и в период отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью менее сроков, указанных в пункте 8.1 части 1 настоящей статьи, а также в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода.

Таким образом, если в названные временные промежутки служащим будет подано заявление об увольнении по собственному желанию, либо срок принятия решения по такому заявлению будет истекать в названные периоды, то применение меры дисциплинарного воздействия за коррупционные проступки в виде увольнения в связи с утратой доверия недопустимо, в связи с чем, анализируемая норма также подлежит изменению.

Источник: http://www.onlinetambov.ru/legislation/distsiplinarnaya-otvetstvennost-sluzhashchikh-za-korruptsionnye-pravonarusheniya/

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

О Генпрокуратуре России

Документы

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Контакты

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Каковы особенности привлечения работников к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений?

Действующим законодательством предусмотрен особый порядок привлечения к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения.

Так, взыскания налагаются на гражданского служащего в соответствии с порядком, установленным статьей 59.3 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», и применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликта интересов,- и на основании рекомендации указанной комиссии.

При этом порядок проведения проверки регламентирован Указом Президента Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».

За несоблюдение государственным гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным федеральным законом, Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания:

— предупреждение о неполном должностном соответствии.

Кроме того, частью 1 статьи 59.2 Федерального закона «О государственной гражданской службе» предусмотрен особый вид дисциплинарной ответственности — увольнение в связи с утратой доверия.

Законодательством предусмотрен и особый срок для привлечения виновных государственных служащих к ответственности.

Так, в силу ст. 59.3 Федерального закона «О государственной гражданской службе» взыскания, предусмотренные за коррупционные правонарушения применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

С 2012 года в целях противодействия коррупции, предупреждения коррупционных проявлений и борьбы с ними на работников Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, также распространены определенные ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции.

За нарушение установленных антикоррупционных стандартов работники названных организаций также привлекаются к ответственности.

Помимо дисциплинарных взысканий, предусмотренных статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации (замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям), за невыполнение антикоррупционных стандартов предусмотрено специальное основание для расторжения трудового договора по инициативе работодателя.

Читайте так же:  Работа вахтовым методом в полиции

В частности, в силу п. 7.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор с работником может быть расторгнут в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка.

Источник: http://genproc.gov.ru/citizens/faq/1284594/

Порядок привлечения госслужащих к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения

За коррупционное правонарушение к государственному служащему можно применить только те дисциплинарные взыскания, которые определены законом. В отдельных случаях можно уволить в связи с утратой доверия.

Чтобы зафиксировать совершенное госслужащим коррупционное правонарушение необходимо провести проверку. Она проводится на основании докладной записки, рапорта или иного документа, полученного от уполномоченного лица кадровой службы или от органов и организаций, перечисленных в п. 10 Положения о проверке на госслужбе, утвержденного Указом Президента РФ от 21.09.2009 № 1065.

Госслужащий вправе представлять материалы, давать пояснения, которые приобщаются к материалам проверки.

По итогам проверки составляется доклад о результатах проверки. Поскольку законодательством форма этого документа не предусмотрена, можно составить его произвольно.

Представитель нанимателя на основании доклада о результатах проверки принимает решение о том, какой вид взыскания за коррупционное правонарушение применить. Если доклад направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, нужно учесть и ее рекомендации.

Если госслужащий признал факт совершения коррупционного правонарушения, с его согласия взыскание может быть применено в упрощенном порядке. В этом случае для привлечения к ответственности достаточно следующих документов:

• доклада подразделения кадровой службы, которое отвечает за профилактику коррупционных правонарушений;

• письменного объяснения госслужащего.

Упрощенный порядок не применяется при увольнении в связи с утратой доверия.

В акте о наложении дисциплинарного взыскания нужно указать тот вид взыскания, который решено применить к госслужащему.

При применении взысканий учитываются:

• характер коррупционного правонарушения;

• тяжесть правонарушения и обстоятельства, при которых оно совершено;

• соблюдение госслужащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов;

• исполнение госслужащим обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также результаты исполнения госслужащим должностных обязанностей.

В качестве основания применения взыскания в акте указывается ст. 59.1 или ст. 59.2 Закона о государственной гражданской службе.

В течение пяти дней со дня издания акта о применении взыскания его копия вручается госслужащему под расписку.

За совершение коррупционного правонарушения госслужащего можно привлечь к дисциплинарной ответственности не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении правонарушения и не позднее трех лет со дня его совершения (ч. 3 ст. 59.3 Закона о государственной гражданской службе, ч. 4 ст. 193 ТК РФ)

Источник: http://78online.ru/2019/06/07/poryadok-privlecheniya-gossluzhashhix-k-disciplinarnoj-otvetstvennosti-za-korrupcionnye-pravonarusheniya/amp/

Внимание!

Портал работает в тестовом режиме!

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: [email protected]

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: [email protected], телефон: 8 (4212) 40-21-20.

Ошибка!

Неизвестная ошибка. Пожалуйста свяжитесь с нами и опишите последовательность действий которые привели к данному сообщению.

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.

Закрыть ×

Обновлено секунду назад

Ответственность муниципальных служащих за коррупционные правонарушения

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://bikinadm.khabkrai.ru/Deyatelnost/Protivodejstvie-korrupcii/Metodicheskie-materialy/2078

Дисциплинарная ответственность госслужащих за коррупционные правонарушения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here